Занятость и безработица в Рб

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Занятость населения является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Переход к рыночной экономике поставил проблему занятости в разряд самых актуальных и в теоретическом, и в практическом плане.

Содержание

Введение…………………………………………...………………… 2
Занятость населения: понятие, виды и формы, сущность…….... 4
Сущность занятости, классификация видов и форм занятости........ 4
Виды и формы занятости……………………………………………… 9
Классический и кейнсианский подходы к проблеме занятости……. 10
Государственная политика занятости населения и ее особенности в Республике Беларусь……………………………………………………… 16
2.1 Необходимость государственного регулирования занятости…………. 16
2.2 Сущность, принципы и методы государственного регулирования занятости…………………………………………………………………. 18
2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь……… 23
3. Сущность безработицы, ее типы и виды, последствия безработицы…. 26
4. Безработица в Республике Беларусь…………………………………….. 33
Заключение…………………………………………………………………… 39
Список использованной литературы………………………………............ 44
Приложения………………………………………………………………….. 42

Работа содержит 1 файл

МОЯ!!!!!!!!.doc

— 417.50 Кб (Скачать)

     Пассивная политика занятости предусматривает два подхода, к организации материальной помощи безработным: создание систем социального страхования и материальной помощи безработным. В первом случае помощь оказывается работникам, временно уволенным в связи со структурными изменениями или спадом производства, во втором — лицам, по тем или иным причинам незанятым общественном производстве или испытывающим трудности с устройством на работу, в том числе и безработным с длительны периодами безработицы. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, а система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.[7, с.157]

     2.3 Особенности политики занятости в Республике Беларусь.

В настоящих  условиях развития нашей страны приоритетной задачей государства является разработка и осуществление такой политики занятости населения, которая сможет обеспечить социальную стабильность общества, повышение эффективности труда, смягчение последствий безработицы и приведение ее к естественному уровню. Реализация данных задач возможна лишь путем совершенствования налоговой политики хозяйственного и других регулирующих механизмов.

       Действующая в настоящее время в Республике Беларусь система государственного регулирования оплаты труда имеет ряд существенных недостатков и нуждается в серьезном реформировании. К числу основных задач, требующих решения, относятся:

    • в хозрасчетной сфере: усиление стимулирующей роли оплаты труда в наращивании объемов производства и повышении его эффективности. Вместе с тем необходимо надежно противодействовать устремлениям производителей увеличивать объемы средств, направляемых на потребление, за счет завышения монопольных цен на выпускаемую продукцию, а также стимулировать использование полученной прибыли на инвестиции в целях развития производства;
    • в бюджетной сфере:
      1. преобразование действующего механизма скачкообразной корректировки оплаты труда на основе периодических пересмотров норматива минимальной заработной платы, который в условиях инфляции регулярно приводит к созданию дисбалансов в экономике и регулярно повторяющемуся относительному снижению уровня жизни получателей дохода из государственного бюджета. Кроме того нужно более тесно увязать изменение заработной платы в бюджетной сфере с динамикой оплаты труда в хозрасчетных отраслях, усилив заинтересованность работников бюджетной сферы в повышении благосостояния всего общества;
      1. введение особого механизма стимулирования для руководителей, позволяющего учитывать результаты хозяйственной деятельности подведомственных им предприятий и организаций, а также степень сложности объекта управления;
      2. корректировка аспектов стимулирования в дифференциации оплаты труда, предусматривающая повышение значимости квалификации работников, сложности их труда и качества выполняемых работ [5 с.68].

    В Беларуси сохраняется тенденция повышения покупательной способности заработной платы. Номинальная заработная плата к концу 2010 года должна составить в эквиваленте не менее 500 долларов в месяц. [4, с.42]

     В ближайшей перспективе (2006-2010 гг.) формирование трудового потенциала  будет происходить под влиянием  наметившейся тенденции к абсолютному  сокращению численности населения трудоспособного возраста.

Результатом реализации комплекса мер, направленных на развитие социальной сферы и внедрение  социальных стандартов, прежде всего  в сельской местности, одновременно станет переориентация структуры занятости  на социальные отрасли. По прогнозу, доля работающих в сфере услуг возрастет в 2010 г. на 59 %.

   Анализ современного состояния занятости населения показывает, что рынок труда формируется под воздействием демографических факторов, зависит от развития и использования трудовых ресурсов и общего состояния экономики.

   Основные задачи, стоящие перед государством в области занятости, заключаются в следующем:

  • обеспечение эффективной занятости населения в результате ликвидации избыточной  рабочей силы и при повышении производительности труда;
  • сохранение и развитие кадрового потенциала белорусской экономики посредством повышения квалификации рабочих и служащих, опережающего переобучения персонала при реструктуризации предприятий;
  • совершенствование структуры занятости населения путем создания новых рабочих мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям и территориям;
  • содействие развитию самозанятости и малого предпринимательства в сфере производства на базе реконструируемых предприятий;
  • содействие внешней трудовой миграции населения;
  • расширение масштабов обучения безработных с учетом конкретных потребностей нанимателей и гарантией последующего трудоустройства;
  • обеспечение государственных гарантий занятости и действенной системы помощи в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • снижение уровня молодежной и длительной безработицы и др.

      Таким образом, в условиях развития рыночных отношений, меняющих характер и содержание труда, рынок труда должен постоянно развиваться, приспосабливаться к меняющимся экономическим и социальным обстоятельствам. Решающая роль при этом принадлежит его регулированию со стороны государства. Основной целью такого регулирования является достижение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда и воздействие на процесс воспроизводства рабочей силы. 

 

3. Сущность безработицы,  ее типы и виды, последствия безработицы 

    Понятие «полная занятость» с трудом поддается  четкому определению. На первый взгляд его можно трактовать в том  смысле, что все самодеятельное население, то есть 100 % рабочей силы, имеет работу. Но это не так. Определенный уровень безработицы считается нормальным, или оправданным.

     Для анализа проблем безработицы  необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:

  • Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. 
  • Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.
  • Доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).[6,с.37]

     Только  тот, кто отвечает этим признакам, считается  действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране.

     Уровень безработицы определяется в процентном соотношении количества безработных и численности рабочей силы (или экономически активного населения) по формуле (1):

              u=U/(U+E),                          (1)

       где  U- количество безработных в экономике;

              Е  - количество занятых;

           (U+E) - рабочая сила.

     Безработица - это резерв рабочей силы в определенный период времени, в то время как  люди, которые потеряли работу, или  те, кто ищет работу, являются потоком рабочей силы до определенного периода. Она имеет два аспекта — профессионально-квалификационный и региональный (территориальный). Региональный аспект безработицы состоит из двух компонентов. Так, в трудоизбыточных районах спрос на рабочую силу меньше предложения, и наоборот. При равенстве спроса и предложения рабочей силы в пределах конкретного региона они могут не совпадать и по структуре. Например, выпускники институтов не хотят ехать работать в другие города или в деревню и предпочитают даже не работать или выполнять работу не по специальности, но в городах, где они окончили вуз или по месту жительства родителей. [8,с.205]

     Другая  причина незанятости трудовых ресурсов — несовпадение качества рабочей силы и требований к ней со стороны производства. Нередки случаи, когда лица, обладающие сравнительно высокой квалификацией, не могут полностью реализовать свои способности (инженеры, преподаватели, представители ряда гуманитарных профессий).

     В зависимости от различных характеристик и критериев безработицу можно классифицировать на явную и скрытую, а также на естественную, длительную, застойную, институциональную, структурную, фрикционную, циклическую.

     Рассмотрим  каждый из видов безработицы.

     - по уровню открытости:

     Явная безработица — это безработица, которая регистрируется государственными органами службы занятости.

     Скрытая безработица в отличие от явной определяется косвенными методами, включая к экспертную оценку.

         - по продолжительности:

     Краткосрочная безработица – отсутствие постоянной работы в течение 4-8 месяцев.

     Длительная  безработица представляет собой безработицу в течение 8-18 месяцев, которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени.

     Застойная безработица — безработица, продолжающаяся свыше 18 месяцев. Этот вид безработицы ведет безработного к полной профессиональной деградации в силу продолжительного отсутствия условий для повторения основных технологических трудовых приемов и процессов. Профессиональная деградация человека часто обусловливает его социальную деградацию, влечет изменение внутренней силы человека, а иногда и к скатыванию его в группу люмпенов, бомжей, пьяниц. Реабилитация и возвращение таких людей к полноценной профессиональной деятельности возможна крайне редко и лишь в результате длительной индивидуальной кропотливой работы.

            - по причинам возникновения:

     Естественная  безработица, которую еще называют нормальной, предельно допустимой, представляет собой совокупность тех форм безработицы, которые неустранимы и предопределяют долговременное устойчивое равновесие рынка труда. Естественная безработица характеризуется наилучшим для поступательного развития экономики резервом потенциальных работников, которые способны достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от изменения спроса и обусловленных им потребностей производства.

     Институциональная безработица — безработица, обусловленная правовыми нормами, состоянием рынка труда, факторами, влияющими на его спрос и предложение. Примером институциональной безработицы может служить наличие чрезмерных социальных выплат, которые вызывают снижение предложения труда, а также способствуют увеличению масштабов безработицы. Практика свидетельствует, что чем больше размер пособия по безработице, тем длительнее поиск нового рабочего места и продолжительность безработицы. Институциональная безработица может быть вызвана и введением гарантированного минимума заработной платы. Причиной институциональной безработицы может быть и несовершенная налоговая система. Слишком высокие ставки подоходного налога, сокращая доходы и приближая их к суммам выплат по социальным программам, ограничивают предложение труда, так как нет смысла работать, и удлиняют сроки безработицы.

     Структурная безработица — как правило, связанная с периодом поиска работы теми работниками, чья специальность или квалификация не позволяют им быстро найти необходимую работу. Такое положение обусловлено несоответствием спроса и предложения на труд. Примером может служить высвобождение специалистов, работающих в машиностроении, приборостроении, текстильной и легкой промышленности при одновременном росте спроса на бухгалтеров, юристов, программистов и др. В результате роста структурной безработицы возникает необходимость формирования эффективной системы переквалификации высвобождаемых работников, оперативного обеспечения профессионально-квалификационной переориентации, подготовки и адаптации работников к новым потребностям рынка. Как составная часть политики занятости структурная безработица определяет направления и пути формирования профессионально-квалификационной, отраслевой, территориальной, демографической и иных структур занятости населения, сопоставляя их с социальными целями, задачами и перспективой экономического развития страны, региона, экономической зоны.

     Фрикционная безработица — безработица, обусловленная увольнением по собственному желанию с целью поиска новой, наиболее подходящей работы. Этот вид безработицы характеризуется краткосрочным периодом, необходимым для нового трудоустройства, и существует всегда и везде. Определение «фрикционная» точно отражает суть явления : рынок труда не мгновенно и не идеально устанавливает соответствие между работниками и рабочими местами. [3, с.162]

     Причинами фрикционной безработицы могут быть получение нового образования, перемена места жительства, выход из отпуска по уходу за ребенком, предложение работать по смежной, более выгодной профессии в иной организации и другие. Наличие фрикционной безработицы подтверждает существование постоянной связи между несовпадением увольнения с одних организаций и наймом работников другими организациями, перемещений от одних профессий к другим, из одних отраслей, регионов в другие. Повышение благосостояния может способствовать росту фрикционной безработицы. Ее снижению может служить совершенствование информированности ищущих  работу  о  наличии  вакансий, характере и особенностях свободных рабочих мест. Фрикционная безработица имеет место прежде всего в рыночной экономике, а также в любых иных экономических системах. Четкой организацией системы информирования населения и его трудоустройства можно свести до минимума фрикционную безработицу, однако ликвидировать ее как экономическое явление в принципе невозможно.

Информация о работе Занятость и безработица в Рб