Закон спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СПРОС И ЕГО ФАКТОРЫ……………………………………………………5
1.1 Сущность, виды спроса и элементы его формирования…………………..5
1.2 Величина спроса. Закон спроса………………………………………….…9
1.3 Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса………………………16
2 ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………. 17
2.1 Сущность, классификация предложения. Объем и структура предложения…………………………………………………………………….18
2.2 Экономические факторы, влияющие на предложение . …………………20
2.3 Закон предложения. Эластичность предложения………………………...24
2.4 Взаимодействие спроса и предложения…………………..………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

Закон спроса и предложения.doc

— 823.50 Кб (Скачать)

     -степени достигнутого применения ресурсов: трудовых, материальных, природных. Если этих ресурсов нет, то реакция предложения на эластичность очень мала[12.78с.]. 

          2.3 Взаимодействие спроса и предложения

     Взаимодействие  спроса и предложения - процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя.

     Рыночная  цена отражает такую ситуацию, когда  планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители. В результате возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса.

     При рыночном равновесии спроса и предложения  отсутствуют факторы как для  повышения, так и для понижения  цены до тех пор, пока все прочие условия сохраняются равными.

     Графическое изображение взаимодействия спроса и предложения показано на рис.8 

     

 
 

     Рис.8 Взаимодействие спроса и предложения 

     На  рис. 8 показано, что рыночная равновесная цена определяется в точке пересечения кривых спроса и предложения, которая является точкой равновесия (Е), отражающей равенство объема спроса и объема предложения. Цена, при которой объем спроса равен объему предложения, выступает как равновесная цена. Равенство объема спроса и объема предложения представляет собой равновесный объем и характеризует рыночное равновесие.

     Цена, по которой благо продается или  покупается, может не совпадать с равновесной ценой. Аналогично и реальный объем продаж может не совпадать с равновесным объемом. Дело в том, что равновесное состояние нестабильно, поскольку условия рынка, которые определяют рыночное равновесие, также нестабильны, вызывая тем самым изменения спроса и предложения. [15]

     Взаимодействие  спроса и предложения на совершенном  рынке.

     В условиях совершенного рынка неравновесные  цены являются временными. Спустя то или  иное время они меняются и устанавливаются  на равновесном уровне.

     Стремление  рыночных цен к равновесию обусловлено  действием закона спроса и предложения. В отличие от закона спроса и закона предложения, указывающих на устойчивую зависимость спроса и предложения  от цены, данный закон также отражает обратную зависимость цены от спроса и предложения.

     Закон себя обнаруживает при возникновении  неравновесного состояния на совершенном  рынке. Это состояние можно представить  как в виде шкалы спроса и предложения, так и графически. Представим спрос  и предложение на знакомые нам котлеты и соответствующие цены. 

     Таблица 2  Шкала спроса и предложения товара

Ситуация Цена, р. Спрос, шт. Предложение, шт.
1

2

3

4

8

7

6

5

100

200

300

400

500

400

300

200

     Источник: Экономическая теория. Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюиена. - М.: ИНФРА-М, 2004. [ 3.45 с ]

     Данные  таблицы показывают, что рынок  данного товара начал функционировать  при установлении цены продавцами на уровне 8 рублей. При такой цене они  готовы продать товар в объеме 500 штук. Однако спрос в этом случае оказывается в 5 раз меньше предложения. Данная ситуация приводит в действие закон спроса и предложения, предполагающий при превышении предложения над спросом понижение цены. Ситуация 2 в таблице показывает результат такого понижения - спрос повысился до 200 штук, тогда как предложение сократилось до 400 штук. Подобное поведение спроса и предложения отражает действие знакомых нам закона спроса и закона предложения. Поскольку и эта ситуация характеризует несоответствие спроса и предложения, то цена продолжает понижаться. При достижении ею уровня в 600 тенге спрос и предложение уравновешиваются. Если же цена по инерции пойдет на дальнейшее снижение, то уже спрос будет превышать предложение, и в этом случае под воздействием закона спроса и предложения цена устремится вверх. [16. 256с  ]

     Более наглядно взаимодействие спроса и предложения  можно представить графически

     

     Рис 9 Взаимодействие спроса и предложения 

     Рисунок с помощью стрелок хорошо показывает тенденцию рыночной цены к равновесию вследствие действия закона спроса и предложения. При неравновесной цене идет встречное движение спроса и предложения и соответствующее движение цены. Движение прекращается при установлении равновесной цены. Это означает, что законы рынка себя проявляют и обнаруживают лишь при возникновении неравновесного состояния на рынке.

     В том числе взаимосвязь спроса и предложения с ценой и  их зависимость от условий потребления  и производства обусловливает то, что изменение этих условий нарушает равновесие на рынке, приводя в действие закон спроса и предложения. Эти ситуации также удобно проиллюстрировать с помощью следующего графика.

     

     Рис 10 взаимосвязь спроса и предложения с ценой 

     Рис.10 показывает, что изменение спроса в сторону увеличения привело к повышению цены до уровня р2, так как новые условия спроса позволяют при прежней цене покупать товар в количестве 0q2. Но поскольку предложение не может сразу же отреагировать на это увеличением до величины 0q2, то некоторое время оно остается в объеме 0q1. В результате цена повышается до уровня 0р2. [17]

     Особенности взаимодействия спроса и предложения  на монопольном рынке.

     Взаимодействие  спроса и предложения имеет свои особенности на несовершенных рынках. Так, монопольный рынок характеризуется  наличием одного продавца какого-то товара. Это означает, что только он определяет предложение товара и тем самым обладает определенной властью на рынке, прежде всего властью над предложением и, соответственно, над ценой. Однако мы уже знаем, что цена зависит и от спроса, а предложение зависит от цены, так что власть монополиста на рынке оказывается неабсолютной.

     Более того, если мы возьмем рынок с  монополистической конкуренцией, то увидим зависимость монопольного рынка  от рынков, где продаются товары-субституты, так как покупатели имеют возможность  отказаться от покупки данного товара и приобрести на другом рынке товар, способный заменить данный товар. Получается, что чем больше зависимость рьшка данного товара от рынков товаров-субститутов, тем больше эластичность спроса на данный товар.

     

     Рис 11 

     Рисунок показывает слабую зависимость от других рынков монополиста, спрос на товар которого неэластичен (d1). Более зависим рынок с единичной эластичностью спроса—d2. И весьма значительная зависимость рьнка с эластичным спросом-d3. Вот почему монополисты широко используют рекламу, призванную убедить покупателей в уникальности и незаменимости своих товаров и тем самым сделать спрос на них неэластичным. [ 18.123 с ]

     Но  во всех случаях монополисты сами определяют величину предложения и  тем самым устанавливают цену с учетом возможностей спроса. Для этого они руководствуются тем же правилом, что и предприятия, действующие в условиях совершенного рьшка. Объем производства и соответствующего предложения товара должен быть таким, при котором предельные издержки (МС) равны предельной выручке (MR):

     MC = MR.                                              (10)

     Однако  на монополистическом предприятии, в отличие от предприятий, действующих  в условиях совершенной конкуренции, предельный доход меньше, чем цена (Р) и, соответственно, средняя выручка (AR)

     MR<P = AR.

     

     Рис 13

     Это обусловлено прежде всего тем, что  монополия стремится к установлению уровня цен, выше издержек, в том  числе предельных. Но она не может  не учитывать того, что повышение  цены при наличии определенной ценовой эластичности спроса последний будет сокращаться, отрицательно влияя на выручку, в том числе предельную. Причем при понижении цены, позволяющей увеличивать объем продаж, предельная выручка уменьшается в большей степени, чем цена .

     Рисунок показывает начальный объем производства и предложения товара 0q1 при цене Ор 1. Если же монополия захочет увеличить объем продаж до величины 0q2, она должна понизить цену до уровня 0р2. Пунктирная линия показывает изменение величины предельной выручки — по мере увеличения предложения и, соответственно, понижения цены предельная выручка уменьшается в гораздо большей степени, чем цена и средняя выручка.

     Поскольку власть монополии на рынке проявляется  через способность устанавливать  цену, то степень этой власти может  быть определена через разницу между ценой и предельными издержками. Эта разница нашла отражение в индексе Лернера, который используется как показатель власти монополиста на рынке:

                                                                                  (11)

     Формула показывает, что индекс монопольной власти находится между 0 и 1. Поскольку у предприятия, действующего в условиях совершенного рынка, Р = МС, то индекс равняется 0. На таком рынке никто не обладает властью над ценой. [ 19.45 с ]

     Имеющуюся возможность устанавливать цену по своему усмотрению монополии используют для проведения ценовой дискриминации — продажи продавцом одного и того же товара по разным ценам разным покупателям.

     Такая дискриминация может осуществляться как по месту, так и по времени. Так, товар может иметь разные цены в разных магазинах, расположенных в разных местах, например, в районах проживания богатого и бедного населения. В ресторанах одни и те же блюда могут иметь разную цену днем и вечером, различаются по времени суток тарифы на услуги междугородней телефонной связи, на электроэнергию.

     Приведенные примеры показывают, что ценовая  дискриминация возможна при двух условиях: 1) готовности покупателей  приобретать товар по повышенным ценам и 2) невозможности покупки  товара по более низким ценами и  его перепродажи по более высоким. То и другое определяется главным образом спецификой товаров.

     Благодаря ценовой дискриминации продавцы изымают часть потребительского излишка, повышая тем самым прибыль  за счет разницы между обычной  монополистической ценой и ценой спроса. [ 20.212 с ] 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Коренное  свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. Бывают слу­чаи, когда практические данные противоречат закону спроса, но это не означает его нарушение, а только лишь нарушение допу­щения при прочих равных  условиях.

     При объяснении закона спроса учитывают  по крайней мере следующие аргументы:

     - Склонность покупателей приобретать  больше дешевых товаров.

     - Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается.

Информация о работе Закон спроса и предложения