Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:24, реферат
Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения
ВВЕДЕНИЕ
1 СПРОС И ЕГО ФАКТОРЫ……………………………………………………5
1.1 Сущность, виды спроса и элементы его формирования…………………..5
1.2 Величина спроса. Закон спроса………………………………………….…9
1.3 Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса………………………16
2 ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………. 17
2.1 Сущность, классификация предложения. Объем и структура предложения…………………………………………………………………….18
2.2 Экономические факторы, влияющие на предложение . …………………20
2.3 Закон предложения. Эластичность предложения………………………...24
2.4 Взаимодействие спроса и предложения…………………..………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………
а) реализованный спрос;
б) неудовлетворенный спрос, который определяется количеством денег, которые не могут быть обменены на товары в силу их отсутствия в продаже;
в) скрытый неудовлетворенный спрос, когда вместо желаемого товара, отсутствующего в продаже, приобретаются другие товары или его вид, худший по качеству.
По характеру спроса различают:
а) падающий спрос,
б) полноценный спрос,
в) растущий спрос,
г) чрезмерный спрос,
д) нерегулярный спрос,
ж) нерациональный спрос.
Элементы формирования спроса. На размеры и структуру спроса влияют:
а)цена продукта или услуги,
б) доходы населения,
в) число покупателей,
г) наличие товара,
д) вкусы покупателей,
е) мода,
ж) реклама,
Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры:
а)демонстрация товаров,
б) предложение о возврате денег, если товар не понравился,
в) удобство упаковки и доставка товара,
г)
премии и конкурсы и др. [3,39 с.].
Таблица - 1 Классификация видов формирования спроса
Признак вида формирования спроса | Вид формирования спроса |
1 | 2 |
Субъект формирования спроса | Формирование
спроса потребителем
Формирование спроса производителем |
Форма формирования |
Пассивное формирование спроса (учет желаний покупателей по сложившемуся спросу) Активное формирование спроса (учет желаний покупателей на основе опроса) |
Влияние на потребителя |
Учет реальных
желаний потребителей при формировании
спроса
Учет предполагаемых, еще неизвестных покупателю, заказчику, издательству желаний, потребностей, услуг |
Степень активности |
Поддержание спроса
на предлагаемые повторно услуги, виды
продукций
Развитие спроса на новый вид продукции, услуг Создание спроса на новый вид продукции, услуг |
Отношение к товару | Формирование
спроса на знакомый покупателю, заказчику
товар, услугу
Формирование спроса на улучшенный товар (издание), улучшенные свойства услуг Формирование
спроса на новый вид продукции, услуг |
| |
Отношение к ценности |
Формирование
спроса на основе уже созданной ценности
Формирование спроса на добавленную ценность Формирование спроса на вновь созданную ценность |
Объект формирования спроса | Формирование спроса через заявку о фирме. Формирование спроса через заявку о продукции, услугах. Формирование спроса через заявку о свойствах товара и условиях оказываемых услуг |
Источник: Экономическая теория. Под ред. Дж.Итуэлла, М.Милгейта, П.Ньюиена. - М.: ИНФРА-М, 2004. [3,45 с ].
Анализ таблицы: поскольку спрос субъективен, т.е. обусловлен человеческой психологией, поскольку желания, намерения человека бесконечно большие, но ограничены экономическим и социальным окружением, то практически спрос, в частности на издательско-полиграфическую продукцию, сводится к соотношению намерений, желаний расходовать деньги с суммой денег, которой располагают заказчики-организации и покупатели.
Желания
ограничиваются выбором, а выбор - деньгами,
которые могут быть (должны быть)
потрачены, и теми возможностями, которые
дает потребляемая ценность.
1.2 Величина спроса. Закон спроса
Величиной спроса называется количество товара, которое покупатели готовы (т.е. хотят, могут) купить при данной цене в течение определенного периода: дня, недели и т.п.
Величина спроса находится в обратной зависимости от цены: чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди готовы купить, и наоборот, чем ниже цена, тем большее количество товара люди готовы купить. Это соотношение называется законом спроса.
Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении - растет.
Где :
Qd - величина спроса;
P - цена товара;
a и b - постоянные коэффициенты.
Графически
закон спроса представлен в
виде так называемых кривых
спроса, отражающих в форме графика связь,
функциональную зависимость между
величиной спроса и ценой, то есть шкалу
спроса.
Рис.1 Цена
товара и величина спроса
Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а спрос - как зависимая переменная (эндогенный фактор).
Если мы будем рассматривать обратную зависимость - зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.
Изменение цены товара
Рис.2. Изменения величины спроса под
влиянием изменения цены
Обратная зависимость между ценой товара и спросом на него объясняется тремя причинами.
Эффект дохода - воздействие, которое изменение цены товара оказывает на реальный доход потребителя и, соответственно, на количество товара, которое потребитель купит. Чтобы понять эффект дохода, необходимо вспомнить два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, спрос его возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и спрос на товар. [ 4. 38 с. ]
Эффект замещения - влияние, которое изменение цены одного товара оказывает на структуру спроса. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами, и спрос на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то потребители будут предъявлять больший спрос на дерево и меньший на кирпич.
Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.
Действие закона убывающей предельной
полезности. Поскольку каждая дополнительная
единица блага приносит меньшую полезность,
то и потребитель готов платить за нее
меньшую цену
[4,41с.].
1.3 Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса
Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы домашних хозяйств, инвестиционные расходы фирм, государственные расходы, чистый экспорт: благосостояние потребителей, их ожидания, налоги, процентные ставки, субсидии и льготные кредиты инвесторам, колебания валютных курсов, условия на внешних рынках и т.д. Уравнение количественной теории денег также дает два неценовых фактора совокупного спроса: предложение денег М и скорость их обращения V. покупка юридического адреса Изменение неценовых факторов отражается на графике сдвигом кривой AD. Саморезы со сверлом полусфера и любые сварочные электроды всегда в наличии Например, увеличение предложения денег (или скорости их обращения) и соответствующий рост платежеспособного спроса в экономике отразится на графике сдвигом кривой AD вправо ,а снижение спроса на нефть на мировом рынке и соответствующее сокращение экспорта отразится графически сдвигом AD влево.
Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента.
Неценовые факторы спроса:
Таким образом, на спрос на
данный товар влияют изменения
цен самого товара и неценовые
факторы. При этом, если изменение
цены товара ведет к движению
вдоль кривой спроса, то под
действием неценовых факторов
происходит смещение кривой спроса.
Рис.3 Сдвиги кривой спроса под
воздействием неценовых факторов:
а) увеличение
спроса; б) сокращение спроса
Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент[5,228 с.].
Если
обозначить цену Р, а величину спроса
Q, то показатель (коэффициент) ценовой
эластичности спроса Ер равен:
Где:
Q — изменение величины спроса, %;
Р — изменение цены, %;
«Р»
в индексе означает, что эластичность
рассматривается по цене
Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другой экономической величине.
Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).
Например,
снижение цены стирального порошка на
5% вызвало увеличение спроса на него на
10%. Показатель эластичности будет равен:
(3)
Если
абсолютная величина показателя ценовой
эластичности спроса больше 1, то мы имеем
дело с относительно эластичным спросом.
Иными словами, изменение цены в
данном случае приведет к большему
количественному изменению