Закон спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 16:24, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 СПРОС И ЕГО ФАКТОРЫ……………………………………………………5
1.1 Сущность, виды спроса и элементы его формирования…………………..5
1.2 Величина спроса. Закон спроса………………………………………….…9
1.3 Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса………………………16
2 ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ …………………………………………………. 17
2.1 Сущность, классификация предложения. Объем и структура предложения…………………………………………………………………….18
2.2 Экономические факторы, влияющие на предложение . …………………20
2.3 Закон предложения. Эластичность предложения………………………...24
2.4 Взаимодействие спроса и предложения…………………..………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Работа содержит 1 файл

Закон спроса и предложения.doc

— 823.50 Кб (Скачать)

     Экономист, в отличие от бухгалтера, учитывает не только стоимость ресурсов, оплаченных в явном виде производителем их собственнику, но и стоимость неявно оплаченных ресурсов. Например, для владельца магазина к таким ресурсам относятся собственный труд и вложенный капитал. Очевидно, что рост процентной ставки или предложение работы по найму с высокой оплатой мо-гут вынудить предпринимателя закрыть дело, хотя никакого изменения в стоимости явно оплаченных ресурсов и не произойдет. При анализе цен ресурсов должны учитываться абсолютно все факторы, участвующие в производстве товара, включая географическое положение и даже, в широком смысле, человеческие контакты и многое другое.

     Технический прогресс приводит к снижению затрат на производство и последующему увеличению объема предложения. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров. Иногда оно осуществляет прямое вмешательство в процессы производства и обмена.

     На  микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макро-уровне -- о совокупном предложении -- реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен [7,578с.]. 
 

     2.2 Экономические факторы,  влияющие на предложение

     Главными  экономическими факторами, определяющими  динамику предложения, являются следующие.

     Важнейшим фактором выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке.

     В то же время рыночное предложение  имеет смысл только тогда, когда  это подтверждают удовлетворяющие  его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

     Выручка предпринимателя от реализации товарной продукции равна стоимости единицы товара, умноженной на число продаж. Из этого следует, что высокая цена предложения не всегда выгодна и самим предпринимателям, ибо она ограничивает объем реализации. При снижении цены предложения (как правило, это делается на товары высоко эластичного спроса), то возросшее число продаж может даже увеличить объем выручки. Поэтому в мировой практике конечным результатом деятельности коммерческого предприятия считается показатель объема продаж в фактических ценах реализации.

     На  величину предложения влияет и экономическая  конъюнктура. Различают четыре состояния  экономической конъюнктуры (с позиции  предложения) - «повышательную», «высокую», «понижательную», «низкую»[8.78с.].

     Первые  два состояния - это «рынок продавца». Он складывается в условиях превышения спроса над предложением, что гарантирует производителю устойчивый объем реализации его товарной продукции при высоких рыночных ценах. Но именно высокие цены стимулируют увеличение предложения, что приводит в дальнейшем к его превышению над спросом и соответственно к снижению цен.

     Величина  предложения зависит также от уровня конкуренции в данной отрасли. Если на рынок выносится предложение, превышающее платежеспособную емкость  спроса, то производители начинают соревнование за покупателя, цены падают. При недостаточном предложении возникает конкуренция среди покупателей.

     Величина  и структура предложения отражают налоговую политику государства. Введение каких-то налогов стимулирует производство менее трудоемкой продукции, а налоговые льготы способны увеличить предложение определенных товаров.

     Кроме того, связь производства и потребления  опосредована в рыночной экономике  специфической отраслью - торговлей. Торговля также имеет специфические  экономические интересы. Поэтому на конкретной величине предложения в каждый данный момент сказывается и политика торговых агентов[8,81с.].

     Кривая  предложения перемещается и при  изменении других факторов предложения. На ее движение сильное влияние оказывает  изменение затрат производителей. Если один производитель сумел свести свои затраты к минимуму, а другие - нет, то цена у первого производителя может быть снижена. Если изменятся цены на сырье и технологические товары, входящие в состав производимой продукции, то это приводит к существенному изменению выпускаемой продукции в целом. Такое же воздействие оказывает и увеличение налогов на данный товар.

     Неценовые факторы изменения  предложения

     Неценовые факторы изменения предложения  перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:

     - цены на ресурсы;

     - уровень технологии производства;

     - налоги и дотации;

     - цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые)  товары;

     - ожидания продавцов на динамику  спроса, цен, доходов и т.д.;

     - число продавцов. 

     Прямую  зависимость между ценой товара и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложения, можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения - это область альтернатив со знаком «плюс», а площадь под этой кривой - альтернативы со знаком «минус».

     Каждое  ресурсовложение фирмы - это выбор  альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска  именно этих, а не других товаров. Отказ  от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.

     Только  в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации - это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене[8.83 с.].

     Основные  неценовые факторы предложения выглядят следующим образом.

     Во-первых, уровень технологии производства данных товаров. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация  производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

     Во-вторых, государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень  издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида.

     Как известно, налог во всем его размере  полностью включается в цену готовой  продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров.

     В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы  поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.

     В-третьих, предложение товаров во многом зависит  от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых  факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек. 

     В-четвертых, экономию издержек могут принести также  снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно вызвать рост производства товаров. [9.57с.]

     Предложение факторов производства

     На  конкурентных рынках цены факторов производства формируются под влиянием как  спроса, так и предложения. Предложение  факторов производства - это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам.

     На  рынках факторов производства спрос  порождает предложение так же, как и на рынках обычных потребительских  благ. Однако здесь предложение во многом зависит от специфики каждого конкретного фактора производства как экономического блага для осуществления производственной деятельности с целью получения дохода.

     В целом же особенности предложения  обусловлены редкостью, ограниченностью  экономических ресурсов, прежде всего  таких, как земля, труд, природные ископаемые ресурсы сырья и продукты их переработки.

     Ограниченность, редкость первичных экономических  ресурсов и производных от них  факторов производства относительна. Они редки и ограничены по сравнению  с потребностью производства в них для выпуска необходимых в каждый данный момент конечных благ.

     Если  бы ресурсы не были ограничены, они  были бы бесплатными, как воздух, а  разнообразные потребности людей  были бы раз и навсегда полностью  удовлетворены. Отпала бы потребность  в рынках каких-либо товаров, не нужна была бы экономика, и никто бы не задумывался о ее надобности.

     Однако  люди неустанно и заинтересованно  отслеживают показатели количества пригодных к использованию земель и цены этого использования; количества трудовых ресурсов, уровня их занятости и оплаты труда; количества добываемого сырья и цен в этой области и пр. На основании этих и сопряженных с ними показателей выявляется динамика, составляются прогнозы, меняется структура производства, а иногда и экономики в целом.

     Это означает, что предложение факторов производства испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов. В этом заключается важнейшая особенность рынка предложения любого фактора производства.

     На  рынках обнаруживается, что предложение  каждого конкретного фактора производства имеет различную эластичность. Первопричиной здесь также выступает закон ограниченности, редкости ресурсов, хотя могут иметь место и воздействие других факторов. Так, предложение земли чаще всего неэластично, потому что в каждый данный момент ее размеры фиксированы, а альтернативного, заменяющего землю ресурса не существует.

     Практически невозобновляемы во времени и  ископаемые ресурсы сырья, но их предложение  более эластично, если найдены альтернативные, взаимозаменяемые, в том числе искусственные, виды сырья и материалов. 

     Количество  трудовых ресурсов также в каждый данный момент фиксировано и изменяется достаточно медленно. Но эластичность предложения труда рабочей силы может зависеть от конкретной экономической  ситуации, реализации возможностей полной занятости при данных доходах и уровне заработной платы.

     Равновесная цена

     Согласно  закону спроса, импульс поведению  потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель  предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается.

     Рыночную  цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том  уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа  убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка  убыточна).

     Механизм  установления рыночной цены помогают уяснить графики спроса и предложения. Поскольку они качественно однородны, это позволяет совмещать эти  графики[9,61 с.]. 

Информация о работе Закон спроса и предложения