Задачи Счетной Палаты по развитию государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы подтверждается исключительным положением и ролью банка в экономике, огромным влиянием банковской системы как совокупности банков на развитие как одной страны, так и на мировую экономику в целом.
Целью данной работы является изучение роли банка в рыночной экономике.
В ходе работы решались следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 БАНКИ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ………………………………………………….7
Виды банков…………………………………………………………………………...9
Современная банковская система…………………………………………………..11
2 КОММЕРЧЕСКИЙ И ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНКИ…………………………………..14
2.1 Коммерческий банк………………………………………………………………….14
2.2 Центральный банк…………………………………………………………………...19
3 РОЛЬ БАНКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………….26
3.1 Роль банков во всем мире…………………………………………………………...26
3.2 Роль банков в России………………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

финансы 3 курс.docx

— 71.80 Кб (Скачать)

• в стране еще нет центрального банка;

• в стране есть только центральный банк;

• центральный банк выполняет все банковские операции, конкурируя с другими банками.

Первый случай соответствует  ранним этапам развития банковского  дела, когда банки (и другие кредитные  организации) без какой-либо координации  их деятельности могли выполнять  любые принятые в то время операции, вплоть до эмиссии своих денежных знаков. В настоящее время существование  банковской системы без центрального банка является исключением из общего правила. В качестве примера можно  привести Люксембург и Гонконг. В  Люксембурге в последние годы ведется работа по созданию центрального банка, а в Гонконге по соглашению с Великобританией функции центрального банка для этой страны выполнял Банк Англии.

Примером второго случая может служить монобанковская система  во главе с Госбанком СССР (до проведения последней банковской реформы). Подобная банковская система была по своей сути реализацией на практике идеи В. И. Ленина о создании единого  банка с отделениями по всей стране.

Третий случай также апробирован  в Советском Союзе. Госбанк СССР был универсальным банком, выполнявшим  функции центрального банка и  обслуживающим клиентуру. С 20-х гг. вплоть до принятия в 1987 г. Постановления  ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 821 Госбанк СССР, облеченный эмиссионной  и кредитной функциями одновременно, в случае потребности хозяйства  в дополнительных кредитах мог при  отсутствии ресурсов “в одном кармане” (аккумулированных свободных денежных средств и др.) брать средства “в другом”, не испытывая при этом каких-либо особых неудобств.

При желании банк мог выдать кредит, создав себе тем самым и  вклад (ресурс) в хозяйстве

В настоящее время практически  во всех странах с рыночной экономикой созданы и активно развиваются  двухуровневые банковские системы, где на первом уровне функционирует  центральный банк страны, осуществляющий эмиссионную, законотворческую, надзорную  и прочие виды деятельности; на втором - действуют коммерческие банки.

Однако нередко на страницах  экономической литературы встречаются  упоминания о трехуровневых (и более) системах. Такой подход предполагает включение в банковские (кредитные) системы также кредитных институтов небанковского типа (например, страховых  компаний, инвестиционных фондов, финансовых компаний и др.), что позволяет  вести речь о различиях в составе  элементов банковских систем. Последними являются лишь банки, но крупные финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении кредитных институтов небанковского  типа, обусловили необходимость их учета и анализа при рассмотрении функционирования не только банковских, но и иных финансово-кредитных организаций  в рамках кредитной системы. Примером в данном случае могут служить  системы Японии, Швейцарии, Великобритании и других развитых стран Запада.

Итак, банк - это основное звено кредитной системы любого государства. Для того чтобы понять сущность современного банка, необходимо дать определение кредитной системе. Кредит - это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, который  его собственники предоставляют  в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента. Кредит - это средство, позволяющее напитывать экономику денежными ресурсами. Он выступает в двух основных формах: коммерческий и банковский кредит. Существуют и другие виды кредитов: потребительский, государственный, международный  и т.д. Кредитная система рассматривается  как совокупность кредитно-расчетных  отношений, форм и методов кредитования с одной стороны; и как совокупность кредитно-финансовых институтов - с  другой. Кредитно-расчетные отношения  связаны с движением ссудного капитала и включают все упомянутые формы кредита.

Центральный банк, или, как  еще его называют "банк банков", - это центр кредитной системы  государства. Это орган, который  регулирует и контролирует деятельность всех институтов нижнего уровня банковской системы. Первый центральный банк возник 300 лет назад (Шведский Риксбанк, 1668 г.). Главное условие нормального  функционирования этого института - независимость от политического  давления. Как правило, капитал центрального банка полностью принадлежит государству, но его акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты.

3.2 Роль банков в России

По международным стандартам российская банковская система пока не сопоставима с системами развитых стран. Отечественные кредитные  учреждения значительно уступают зарубежным по размерам капитала и величине аккумулированных активов.

В соответствии с российским законодательством банковская система  России разделена на два уровня: первый охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его  задачей является обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью  коммерческих банков. Второй уровень  состоит из коммерческих банков и  иных кредитных организаций, задача которых — обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система России содержит элементы рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито.

В современных условиях функционирование российской банковской системы характеризуется  следующими тенденциями.

Во-первых, сокращением численности  действующих кредитных институтов, что свидетельствует о том, что  закончился период экстенсивного, т.е. количественного роста и начинается период интенсивного, т.е. качественного  развития, характеризующийся усилением  банковской конкуренции, отсевом слабых банков, укрупнением банковских структур.

Во-вторых, произошла рекапитализация  банков, т.е. восстановление утраченного  в период кризиса капитала и его  дальнейшее наращивание.

В-третьих, сократилось количество проблемных банков.

В-четвертых, наблюдается  процесс расширения масштабов банковской деятельности, что выразилось в росте  активов банковской системы, увеличении доходов, прежде всего процентных, расширении кредитования экономики, в т.ч. реального сектора, усилении интенсивности оттока капитала через банковскую систему за рубеж, восстановлении доверия населения к банкам.

В-пятых, происходит увеличение перечня предоставляемых новых  банковских продуктов и технологий (расчетно-кассовое обслуживание, лизинговые, доверительные, консультационные, брокерские, экспертные, аудиторские услуги, выдача гарантий и поручительств, инкассация и хранение ценностей и т.д.).

Перспективными направлениями  развития банковской системы России можно считать:

-усиление дифференциации  банков и банковской конкуренции;

-расширение кредитования  отечественной экономики и рост  спроса на кредит со стороны  реального сектора;

-увеличение депозитов  населения, связанное с ростом  его доходов, и использование  этих средств в качестве кредитных  ресурсов;

-снижение интенсивности  оттока капитала через банковскую  систему за рубеж.

Внимание к отечественной  банковской системе на первый взгляд несоразмерно ее  номинальным масштабам  и месту, занимаемому ею в Российской экономике. Причин этому, видимо, несколько.

Помимо того, что банки  играют ведущую роль в функционировании систем платежей, расчетов и кассового  обслуживания, именно они явились  первенцами рыночной (“а ля вест”) экономики. Именно банки всегда находились в  эпицентре либо в непосредственной близости от эпицентра всех значимых экономических и политических событий  последнего десятилетия – от вопросов “деления” собственности до финансовых кризисов. Именно от банка ждут чудес, вроде финансирования подъема отечественной  экономики. Наконец, история банковского  дела в России не прерывалась, и именно с банковским делом в массовом сознании в первую очередь ассоциируется  финансовое посредничество, т.е. работа “с деньгами” (дело тонкое и часто  темное).

Результатом повышенного  внимания к банкам и “банкингу” стали многочисленные спекуляции на тему о том, что собой представляют российские банки.

Существует точка зрения, что банки в России – не банки, а банковской системы либо вообще нет, либо она безнадежно мала и не адекватна российской экономике.

Основная проблема развития банковского дела в России, по заключению банкиров с богатым опытом (в том  числе германских), состоит отнюдь не в слабостях банковской системы  России самой по себе, а в базовых  условиях осуществления бизнеса  – и не только банковского –  в России.

Современная банковская система  России представляет собой систему  переходного периода. Она выступает  как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего  выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей является обеспечение  стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из различных  деловых банков, задача которых - обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).

Банковская система содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит “родимые пятна” прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в  условиях России еще “наполнена”  рыночной идеологией. В составе элементов  банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности  и условия рыночной экономики.

Итак, Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского  регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных  учреждений. В процессе взаимоотношений  с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое  развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости  населения, увеличению количества и  повышению качества производства разнообразной  продукции, расширению экспортно-импортных  операций.

Коммерческие банки являются основными каналами практического  осуществления денежно-кредитной  политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает  обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования  кредитных операций и денежного  обращения.Наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод прямого воздействия  на состояние денежной массы в  обращении.

Резервы представляют собой  сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно хранить на отдельном счете в ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования  в ЦБ РФ устанавливаются Советом  директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными  для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка  сумму недовнесенных средств, а  также штраф в установленном  им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в  ЦБ РФ средства используются для погашения  долгов кредитной организации перед  вкладчиками и кредиторами.

Первоначально обязательные минимальные резервы формировались  как гарантия наличия определенного  запаса денег, если клиенты потребуют  свои вклады от банка. В настоящее  время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах  может начаться отток вкладов  из данного банка. Во-вторых, с помощью  регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда  вкладчик счета может в любое  время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются  более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более  низкие нормы отчисления в резервы.

Размер средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже перечисленной  суммой. Отклонения должны быть урегулированы  в течение двух рабочих дней.

При временных финансовых затруднениях, препятствующих своевременному перечислению денег в фонд обязательных резервов, Главное управление Центрального банка России предоставляет отсрочку коммерческим банкам до очередного регулирования  или предоставляет им краткосрочный  кредит.

Информация о работе Задачи Счетной Палаты по развитию государственного финансового контроля