Задачи Счетной Палаты по развитию государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы подтверждается исключительным положением и ролью банка в экономике, огромным влиянием банковской системы как совокупности банков на развитие как одной страны, так и на мировую экономику в целом.
Целью данной работы является изучение роли банка в рыночной экономике.
В ходе работы решались следующие задачи:
-раскрыть сущность, функции и роль банков как элемента банковской системы;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..4
1 БАНКИ: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ………………………………………………….7
Виды банков…………………………………………………………………………...9
Современная банковская система…………………………………………………..11
2 КОММЕРЧЕСКИЙ И ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНКИ…………………………………..14
2.1 Коммерческий банк………………………………………………………………….14
2.2 Центральный банк…………………………………………………………………...19
3 РОЛЬ БАНКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ…………………………………….26
3.1 Роль банков во всем мире…………………………………………………………...26
3.2 Роль банков в России………………………………………………………………...33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..41
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………43

Работа содержит 1 файл

финансы 3 курс.docx

— 71.80 Кб (Скачать)

- форме их воздействия  (прямые и косвенные)

- объектам воздействия  (предложение денег и спрос  на деньги)

- характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования  (количественные и качественные)

- срокам воздействия  (краткосрочные и долгосрочные).

 По форме инструменты  денежно-кредитного регулирования  разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административными  являются инструменты, имеющие  форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от центрального банка  и направленные на ограничения  сферы деятельности кредитного  института. Они занимают определенное  место в практике центральных  банков развитых стран, а также  получили широкое применение  в развивающихся государствах. Под  инструментами рыночного характера  подразумеваются способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные (косвенные) инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход центральных банков развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным.

 По характеру параметров, устанавливаемых в процессе воздействия  центрального банка на денежную  сферу, инструменты денежно-кредитного  регулирования разделяются на  количественные и качественные.

 Посредством использования  количественных методов оказывается  влияние на состояние кредитных  возможностей банков, а следовательно,  и на денежное обращение в  целом. Качественные инструменты  представляют собой вариант прямого  регулирования качественного параметра  рынка, а именно - стоимости банковских  кредитов.

 По срокам воздействия  инструменты денежно-кредитного  регулирования разделяются на  долгосрочные и краткосрочные  в соответствии с задачами  реализации ближайших и перспективных  целей денежно-кредитной политики. Под долгосрочными (конечными)  целями денежно-кредитной политики  подразумеваются те задачи центрального  банка, реализация которых может  осуществляться от 1 года до нескольких  десятилетий. К краткосрочным  относятся инструменты воздействия,  с помощью которых достигаются  промежуточные цели денежно-кредитной  политики.

 Основными инструментами  денежно-кредитного регулирования,  наиболее часто используемыми  центральными банками зарубежных  стран, являются установление  минимальных резервных требований, рефинансирование коммерческих  банков, регулирование официальной  учетной ставки и операции  на открытом рынке. Однако этим  не исчерпывается арсенал инструментов  денежно-кредитного регулирования.  В некоторых странах центральные  банки прибегают к таким методам,  как установление кредитных ограничений  лимитирование уровня процентных ставок по депозитам и кредитам коммерческих банков, портфельные ограничения и др. Выбор и сочетание инструментов денежно-кредитного регулирования зависит, прежде всего, от задач, которые решает центральный банк на том или ином этапе экономического развития.

 На начальных этапах  перехода к рыночным отношениям  наиболее результативными являются  прямые методы вмешательства  центрального банка в денежно-кредитную  сферу: административное регулирование  депозитных и кредитных ставок  коммерческих банков, установление  предельных объемов кредитования  банком своих клиентов, изменение  уровня минимальных резервов. По  мере развития рыночных отношений  наблюдается переход к рыночным (косвенным) методам регулирования  денежной массы, и прежде всего  к операциям на открытом рынке  и изменению уровня процентных  ставок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 РОЛЬ БАНКОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Роль банков во всем мире

Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структура банковской системы зависит от конкретных общественно-экономических  условий. На практике используются различные  модели построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка.  Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:

- уникальность систем, обусловленная национальными традициями, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов, к числу которых наряду с историческими, национальными традициями следует отнести также степень развития товарно-денежных отношений в стране, общий уровень роста экономики, способы регулирования денежного обращения (прямой и косвенный) и др. Например, на Североамериканском континенте две высокоразвитые страны мира - США и Канада, находящиеся в непосредственной близости друг к другу, имеют прямо противоположные подходы к организации своих банковских систем. В США насчитывается около 12 тыс. банков, в Канаде - всего шесть банков, имеющих филиалы и отделения на территории всей страны. Следовательно, вопрос заключается не в количестве банков как таковых, а в численности банковских учреждений (филиалов, отделений, агентств), обслуживающих предприятия, организации и население.

Количественная характеристика элементов банковской системы  - вопрос не формальный для любой страны. В России, например, до проведения банковской реформы конца 80-х - начала 90-х гг. насчитывалось всего три государственных  банка, которые имели разветвленную  сеть учреждений по всей стране (Госбанк  СССР - около 4,5 тыс. отделений, Стройбанк  СССР - 2,5 тыс. и Внешторгбанк СССР - семь отделений на территории страны). Возможность  проведения единой государственной  политики в денежно-кредитной сфере  и жесткий контроль за ее реализацией  были важнейшим преимуществом подобной банковской системы. Однако отсутствие рыночных начал в экономике и межбанковской конкуренции тормозили поступательное движение российской банковской системы;

- различия в понимании банка как основного элемента банковских систем. В мировой банковской практике конкуренция между банками и небанковскими кредитными учреждениями, а также среди последних порождает тенденцию к определенной универсализации их деятельности, что в свою очередь вызвало дискуссии о том, каковы же отличительные признаки банка, выделяющие его из ряда кредитных институтов, что такое современный банк. Полемика возникла в результате крупных изменений как в кредитной системе, так и в понимании, теоретическом осмыслении роли банков в условиях научно-технической революции, что привело к повышению значимости и банковской системы в целом. Среди изменений следует особо выделить рост числа финансовых институтов, именующих себя банками; диверсификацию услуг, предоставляемых банковскими и небанковскими кредитными организациями; существенные изменения в самом характере выполняемых услуг, сути банковских операций, вызванных широким внедрением электронно-вычислительной техники и оргтехники в банковскую сферу.

В последние годы быстро менялась традиционная роль банков и  других (небанковских) кредитных организаций. Так, на Западе банки осуществляют ипотечные  операции, используют закладные; строительные общества предоставляют клиентам банковские услуги; крупные магазины розничной  торговли выпускают кредитные и  дисконтные карточки; банки приобретают  биржевые маклерские фирмы и т.д. При этом в соответствии с американским законодательством, например, небанковским кредитным институтам предоставлены  те же юридические права, что и  банкам. В Великобритании, напротив, кредитные институты (небанки) имеют  определенные ограничения в деятельности;

- положение банков на рынке ценных бумаг. Исторические, национальные особенности построения банковских систем проявляются также в том, что в отдельных странах (в Германии, Франции, Австрии, Венгрии, Италии, других европейских странах) не существует четкого разграничения между коммерческими и инвестиционными банками, что определяется положением последних на рынке ценных бумаг.

В Германии, банки исторически сочетают краткосрочные депозитно-ссудные и долгосрочные инвестиционные операции. Коммерческие банки могут быть владельцами капитала корпораций, осуществлять эмиссию и размещение ценных бумаг; создавать и владеть инвестиционными фондами; могут иметь представителей в советах компаний, в которых у них есть собственность, и т. д.

В США кредитные и инвестиционные банковские операции четко разграничены. Инвестиционные банки, выполняющие  операции с государственными и корпоративными ценными бумагами, выделены в группу специализированных банков, в то время  как коммерческим банкам запрещено  выполнять операции на фондовом рынке  с корпоративными ценными бумагами.

Банковская система Японии, если рассматривать инвестиционную деятельность банков, во многом была построена  по американскому образцу. В отличие  от других стран мира действующие  в Японии законы четко разделяют  полномочия между банками и фондовыми  компаниями, не позволяя им вторгаться в сферу операций друг друга. Японские коммерческие банки могут: выступать  владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых  они имеют собственность; выполнять  трастовые операции, связанные с  выпуском ценных бумаг, но не имеют  права самостоятельно эмитировать  или размещать ценные бумаги.

В Великобритании, в отличие  от стран континентальной Европы, коммерческие и инвестиционные банки  также разделены (многие инвестиционные банки образовались из “торговых  банков”). Они имеют привилегию обращаться в Банк Англии за централизованными  кредитами и работают с привлеченными  средствами коммерческих банков. Наиболее влиятельные из торговых банков (около 60) входят в Ассоциацию эмиссионных  домов. Результатом подобного подхода  является различный правовой статус коммерческих и инвестиционных банков;

- система надзора за деятельностью коммерческих банков. В мировой банковской практике существуют разные подходы к организации банковского надзора. Можно выделить три группы стран, отличающихся способами построения надзорных структур, местом и ролью центрального банка в этих структурах:

• страны, в которых контроль (надзор) осуществляется центральным банком, - Австралия, Великобритания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Новая Зеландия, Португалия;

• страны, в которых контроль выполняется не центральным банком, а другими органами, - Канада, Дания, Люксембург, Швеция, Австрия, Финляндия, Норвегия;

• страны, в которых контроль производится центральным банком совместно с другими органами, - Швейцария (Центральным банком совместно с Федеральной банковской комиссией и Швейцарской банковской ассоциацией); Франция (Банком Франции совместно с Банковской комиссией); Германия (Бундесбанком совместно с Федеральной службой кредитного контроля); США (Федеральной резервной системой - ФРС - совместно с Министерством финансов - Казначейством через контролера денежного обращения и независимым агентством -Федеральной корпорацией страхования депозитов).

Наибольший интерес представляет опыт США. Известно, например, что банки  в США двойного (точнее, раздельного) подчинения. Это означает, что для  части коммерческих банков (национальных банков) лицензирование, контроль, надзор и регулирование их деятельности осуществляются федеральным правительством, а для другой части - властями отдельных  штатов. С учетом регулирования все  американские банки можно разделить  на четыре группы:

- национальные банки;

- банки штатов - члены ФРС;

- банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);

- банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.

Национальные банки подчиняются  Контролеру денежного обращения (служба Министерства финансов) и подпадают  под действие всех федеральных банковских законов, а также правил и инструкций ФРС и ФКСД. Банки штатов - члены  ФРС подчиняются законам и  правилам того штата, где они зарегистрированы и осуществляют свои операции, и  соответствующим федеральным законам, поскольку они являются членами  ФРС и ФКСД. Банки - не члены ФРС  с вкладами, застрахованными в  ФКСД, подчиняются законам соответствующих  штатов, а также правилам и инструкциям  ФКСД. Банки - не члены ФРС с незастрахованными  вкладами подпадают под действие лишь законодательства штатов. При  этом банки определяют свою юрисдикцию, т.е. выбирают подчинение федеральным  властям или властям штатов. К  этому следует добавить, что в  стране продолжают действовать несколько  банков, не подчиняющихся ни федеральным  властям, ни властям штатов (они называются частными).

Кроме того, порядок открытия отделений банков относится к  компетенции властей штатов. В  одних штатах (в 15) запрещено открывать  отделения или филиалы (Техас, Иллинойс и др.); в других - разрешается делать это без всяких ограничений (Калифорния, Северная Каролина). В ряде штатов сеть отделений должна быть ограничена тем  же географическим местом (округом, городом, поселком), где располагается главная  контора банка. Иногда допускается  открытие отделения в соседних округах.

Подобной практики нет  не только в других странах, но и  ни в одной другой сфере государственного регулирования в самих США. Это  при условии, что банковское дело в этой стране признается крайне важной отраслью, нуждающейся в особо строгом контроле;

- уровни банковских систем. Совокупность действующих в стране банков может иметь одноуровневую либо двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант построения банковской системы может быть в случаях, когда:

Информация о работе Задачи Счетной Палаты по развитию государственного финансового контроля