Задачи и функции федерального казначейства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является краткий обзор истории российского казначейства, рассмотрение основных задач и их функций, а также функционирование Федерального казначейства в России на современном этапе.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

Рассмотреть становление казначейства в России;
Определить задачи и функции Федерального казначейства;
Рассмотреть функционирование Федерального казначейства в России.

Содержание

Введение 3

1. Становление казначейства в России 5

2. Задачи и функции Федерального казначейства 13

3. Функционирование Федерального казначейства в России 21

Заключение 31

Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

курсовая финансы.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение 3

      1. Становление казначейства в России   5

      2. Задачи и функции Федерального казначейства 13

      3. Функционирование Федерального казначейства в России 21

     Заключение 31

     Список  литературы 34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В курсовой работе рассматривается тема «Задачи и функции Федерального казначейства».

     С давних времен функция исполнения бюджета  государства являлась важнейшим  элементом управления страной, мощным рычагом воздействия на социально-экономические  процессы. В России рациональное управление государственными финансами приобрело большое значение по мере перехода экономики страны к рыночным отношениям.

     В 1992 году Президент Российской Федерации  издал указ, в котором была высказана  политическая воля на восстановление в России существовавшего ранее института казначейства – института, который, непосредственно находясь в системе органов федеральной исполнительной власти, занимается исполнением федерального бюджета. Осознание необходимости воссоздания казначейства пришло не сразу. Не сразу удалось подойти к пониманию того, какая модель исполнения бюджета предпочтительнее для Российской Федерации – банковская или казначейская.

     Международный опыт и практика функционирования отечественной  финансовой системы дали практически  безальтернативное решение в сложившейся ситуации – решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов Федерального казначейства и о переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого этапа по установлению контроля Правительства Российской Федерации за государственными финансами. Деятельность органов Федерального казначейства связана со всеми финансовыми потоками, которые относятся к государственным и муниципальным финансам. Поэтому наиболее оптимальной системой финансового контроля является казначейство.

     Важная  роль отводится органам Федерального казначейства в ведении лицевых  счетов распорядителей, получателей  ассигнований, финансируемых из федерального бюджета. На органы Федерального казначейства возложены задачи по организации, осуществлению и контролю использования средств федерального бюджета, управлению расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках.

     При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, разрешение на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на органы Федерального казначейства. Поэтому важна оперативность и четкость исполнения ими соответствующих операций.

     В связи с этим изучение правового  регулирования деятельности органов  Федерального казначейства, их задач  и функций, обрело в настоящее  время особую актуальность.

     Целью настоящей работы является краткий  обзор истории российского казначейства, рассмотрение основных задач и их функций, а также функционирование Федерального казначейства в России на современном этапе.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  1. Рассмотреть становление казначейства в России;
  2. Определить задачи и функции Федерального казначейства;
  3. Рассмотреть функционирование Федерального казначейства в России.

     Предметом изучения являются задачи и функции  Федерального казначейства.

     Объектом  изучения является функционирование Федерального казначейства в России на современном этапе. 
 
 
 

    1. Становление казначейства в России

     Исторические  корни казначейской системы уходят в глубину веков. Еще в Московском великом княжестве и Русском  Государстве XV-XVI веков существовал  исполнительный орган, называвшийся "казна", контролировавший взимание податей, сборов и повинностей. В середине XVI века его функции были переданы Приказом (Казенному, Посольскому, Холопьего суда и т.д.), а с 1775 года в России введены казенные палаты, как государственные учреждения.

     Вся эта пестрая и нестройная система приказов с нечеткими функциями, несовершенным делопроизводством существенно тормозила дальнейшее развитие государства, что и побудило Петра I начать поиски иных организационных форм центрального государственного аппарата. В 1710 году Петром I была создана Счетная или Казначейская Контора, следившая до 1741 года за правильным поступлением налогов. Реформа 1718-1720 годов упразднила большинство приказов и ввела камер-коллегии.

     При Екатерине II в 1785 году была проведена  реформа городского управления. И казначейство становится органом, осуществляющим сбор и хранение денежной казны, а также исполнение росписи государственных доходов и расходов на местах (уездные казначейства). В 1780 году в Москве и Санкт-Петербурге были открыты казначейства штатных и остаточных сумм, в ведении которых находились все текущие расходы за исключением "военных, флотский и кабинетных". При этом исполнение текущих расходов осуществлялось на основании ежегодных расписаний, а остаточных – согласно особым расписаниям, составляемым "Экспедицией о государственных доходов", учрежденной при первом департаменте Сената.

     В 1780-1781 годах было проведено разграничение  данной экспедиции на четыре экспедиции: по доходам, по расходам, ревизионная, по взысканию недоимок и доборов через местные власти. Следует отметить, что данное разграничение направлений деятельности финансовых органов сохранилось с некоторыми изменениями до наших дней.

     В период царствования Павла I с 4 декабря 1796 года выделяются казначейские экспедиции в ведении Государственного казначея.

     В 1802 году важнейшим преобразованием  Императора Александра I было учреждение Министерств, в том числе Министерство финансов на основании манифеста  «Об учреждении министерств». Заведование  делами государственного хозяйства  было вверено Министрам Финансов, Коммерции и Государственному казначею. Первыми Государственными казначеями стали Голубцов Ф.А. (1802-1810 гг.) и Кампенгаузен Б.Б. (1810-1811 гг.). Окончательно министерская форма управления государственными финансами была сформирована к 1811 году.

     В 1821 году при Министерстве финансов был создан Департамент Главного казначейства, которым составлялся Генеральный денежный отчет по Государству. В состав Главного казначейства в 1822 году входили 5 отделений: кассовое, бухгалтерское, контрольно-приходное, контрольно-расходное и контрольно-оборотное, а также канцелярия.

     Столь актуальный в наши дни вопрос о  достижении единства кассы был поднят в 1855 году. С 1864 года единство кассы, выразившееся в отмене деления касс на приходные и расходные, было введено в Санкт-Петербурге, а с 1866 года распространено на всю Империю.

     В 1872 году была издана единственная для  всех казначейств Империи Инструкция, содержащая правила о порядке  приема казначейством монет, кредитных  бумаг и пересылки сумм – пенсий, пособий и т.д.

     С 1897 года происходит слияние казначейских касс с банковскими (в 1900 году – уже  во всех 727 казначействах на местах).

     После революции 1917 года на базе казначейства были созданы приходно-расходные  кассы Наркомфина, слитые в октябре 1918 года по Постановлению Совета Наркома с учреждениями Народного Банка. Новой власти, строившей государство не на основе рыночных отношений, а на распределении и нормировании четкие и определенные функции казначейств были не приемлемы.

     Народный  Банк сосредоточил в своих руках кредитное дело, финансирование народного хозяйства, сметно-бюджетную работу, руководство денежным обращением.

     Государственное казначейство, как структура Министерства финансов перестала существовать.

     Современный этап развития органов Федерального казначейства начался в 1992 году. Именно тогда возникла необходимость в создании отдельной финансовой структуры, способной одновременно, и исполнять, и контролировать федеральный бюджет, а также обеспечивать прозрачность движения государственных средств. По мнению специалистов, цель создания органов казначейства – обеспечить бесперебойным финансированием бюджетную сферу и государственный контроль исполнения бюджета.

     Действовавшая в СССР система исполнения бюджета  приводила к наращиванию инфляционных процессов в стране, так как финансирование расходов производилось без учета реально поступающих доходов и носило эмиссионный характер. Недостаток данной системы исполнения бюджета состоит в том, что она позволяла учитывать, контролировать и достоверно информировать Правительство Российской Федерации лишь о суммах счета главных распорядителей средств; дальнейшие денежные потоки не просматривались, соблюдение целевого характера бюджетных средств не гарантировалось. Понятие «единства кассы» в отношении средств федерального бюджета неприменимо, поскольку в этих условиях существует множественность счетов по учету бюджетных средств.

     Утрата  государственного контроля за поступлением и использованием средств федерального бюджета, отсутствие детального учета этих средств породило безответственное отношение к ним на всех уровнях, привело к ослаблению бюджетной дисциплины, а отсутствие объективной информации в условиях острой недостаточности бюджетных средств, не позволяла перегруппировать финансовые ресурсы для наиболее рационального их использования.

     Таким образом, действовавший механизм использования  федеральных финансовых ресурсов слабо  адаптирован к современным экономическим  условиям. Он был не способен обеспечить прозрачность бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, отягощен многоступенчатостью, характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью, не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях дефицита бюджета, создавал возможности их нецелевого использования.

     В данной ситуации возникла острая необходимость  в проведении коренных преобразований в бюджетном процессе, то есть создании и внедрении более эффективных  механизмов исполнения федерального бюджета.

     В этот период было принято решение  о создании Федерального казначейства Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556. Единую централизованную систему органов Федерального казначейства возглавляет руководитель Федерального казначейства – начальник Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. А в соответствии с Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 года № 864, единая централизованная система органов Федерального казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Казначейство подчиняется Министерству финансов Российской Федерации.

     Указ  Президента Российской Федерации и Положением о Федеральном казначействе Российской Федерации положили начало воссозданию казначейской системы исполнения федерального бюджета.

     С первого квартала 1993 года началось создание территориальных органов  казначейства. Этот год был годом  решения организационных проблем  и технических вопросов по функционированию казначейства и его территориальные  органы в этот период были сформированы лишь в нескольких регионах в порядке проведения эксперимента. Основная работа по созданию территориальных органов казначейства стала осуществляться с начала 1994 года.

Информация о работе Задачи и функции федерального казначейства