Взаимодействие инвестиционных и страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимодействия инвестиционных и страховых компаний, исследование инвестиционного потенциала страховых и инвестиционных компаний России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Рассмотреть основы функционирования финансовых инструментов на рынке ценных бумаг;
o рассмотреть понятие страховой организации, структуру ее инвестиционных ресурсов;
o изучить основные способы управления инвестиционным потенциалом страховых организаций;
o провести анализ роли инвестиционных компаний в размещении страховых резервов на рынке ценных бумаг;
o рассмотреть перспективы взаимодействия инвестиционных и страховых компаний в условиях глобализации финансовых рынков.

Содержание

Введение 3
1. Основы функционирования финансовых инструментов на р.ц.б. 7
1.1. Участники рынка ценных бумаг, их характеристика 7
1.2. Брокеро-диллерская деятельность, как профессиональный участник финансового рынка 22
1.3 Основы деятельности страховых компаний на рынке финансовых услуг 26
2. Анализ взаимодействия инвестиционных и страховых компаний на р.ц.б. 36
2.1 Анализ путей взаимодействия инвестиционных и страховых компаний 36
2.2 Анализ роли инвестиционных компаний в размещении страховых резервов на р.ц.б. 47
2.3 Анализ деятельности страховых компаний в создании структурных инвестиционных продуктов 57
3 Перспективы взаимодействия инвестиционных и страховых компаний в условиях глобализации финансовых рынков 74
Заключение 77
Список используемой литературы 78
Приложение А 81
Приложение Б 83
Приложение В 84

Работа содержит 1 файл

Курсовой_ЦРБ_Шанова(2).doc

— 417.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые резервы и собственные средства должны быть обеспечены активами, соответствующими принципам диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности.

     В целом объем ресурсов, аккумулируемых страховыми компаниями страны, пока еще весьма невелик. На 1 июля 2007 г. сумма активов страховых организаций составила 674 млрд руб. (таблица 2). По сравнению с 2003 г. активы страховщиков возросли, как и страховые резервы, в 1,6 раза. 

     Таблица 2 - Динамика активов страховых организаций в 2003-2006 гг. [3]

  2003 2004 2005 2006
Активы страховых организаций, в млрд руб. 411,1 540,5 611,9 674,0
 

     По данным Федеральной службы страхового надзора, на страховом рынке наблюдается рост концентрации резервов и активов страховых организаций.

     В то же время даже имеющиеся у страховщиков возможности по инвестированию ресурсов используются ими далеко не полностью. В целом все страховщики страны используют в инвестиционных целях немногим более половины средств своего собственного капитала и страховых резервов.

     Среди важнейших причин этого – высокий удельный вес денежных средств в их активах (к денежным средствам относятся средства на расчетных счетах банков и наличные денежные средства).

 

2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НА Р.Ц.Б.

2.1 АНАЛИЗ ПУТЕЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ И СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

     Рассмотрим  особенности взаимодействия инвестиционных и страховых компаний [14 c. 90].

     Первой  важной особенностью является то, что  у страховщиков нет острой необходимости  зарабатывать путем инвестирования свободных денежных средств, подвергаясь дополнительному риску. Пока они удовлетворяются той суммой, которая остается после страховых выплат и возмещения организационных затрат, в лучшем случае размещая временно свободные средства на депозитах или покупая векселя надежных векселедателей. Компании, работающие в разных сегментах страхового рынка, имеют свои особенности при размещении страховых резервов. Например, тот, кто осуществляет долгосрочное страхование жизни, имеет больше возможностей для инвестиций. Однако страхование жизни в классическом виде в России практически отсутствует, что также снижает интерес страховщиков к рынку ценных бумаг. Обосновывая свое нежелание работать по страхованию жизни, директора компаний чаще всего говорят об отсутствии достойных инструментов для инвестирования.

     Второй  особенностью можно считать то, что  страховые компании и банки имеют  общий рынок размещения свободных  средств.

     Третьей особенностью при организации взаимодействия банков со страховыми компаниями является то, что их интересы пересекаются на рынке привлечения средств. При этом альтернативными финансовыми инструментами, предлагаемыми банками и страховщиками в борьбе за средства вкладчиков, являются соответственно срочные и текущие вклады, иногда оформленные в виде ценных бумаг (векселей, облигаций) у банков и накопительные полисы личного страхования у страховщиков (по этим полисам в течение всего срока их действия страхователю выплачивается регулярная рента).

     Сравнение возможностей банков и страховых  компаний при привлечении средств  приведено ниже:

     1. Присутствие рисковой составляющей (механизм защиты клиента и/или  его семьи от непредсказуемых  событий в жизни - инвалидность, смерть и пр.).

     2. Большая, нежели у банков, возможность  долгосрочного инвестирования средств  в силу меньшей ликвидности  инструментов привлечения (страховых полисов) и, как следствие, возможность увеличения доходности для клиентов.

     3. Повышенная ликвидность (легкая возможность секьюритизации, при досрочном изъятии клиент теряет меньшую сумму, нежели по договорам страхования).

     4. Возможность размещения средств в валютные инструменты.

     5. Более льготный режим налогообложения.

     6. Больший спектр вложений (жилищное строительство, ипотека).

     7. Большая, нежели у страховщиков, возможность прогнозирования доходов и меньшая затратность системы андеррайтинга в целом (отсутствие проблемы оценки страхового случая), как следствие меньший консерватизм и уровень операционных издержек, что ведет к дополнительным возможностям повышения процентов по привлечению. Возможность произвольных (не по графику) вложений средств клиентом.

     Имущество страховых компаний, в отличие  от многих других хозяйствующих субъектов, четко разделено на 2 части: средства страховых резервов и собственные  средства страховщика. Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы. Возможности страховщика по распоряжению средствами резервов состоят в следующем:

     1. страховщик выплачивает из этих  средств страховое возмещение  или обеспечение;

     2. по окончании действия договора  страхования часть резервов, соответствующая  этому договору, переходит в состав  собственных средств страховщика  и при этом переходе облагается  налогом на прибыль; размер  этой части рассчитывается по  специальной формуле и зависит от того, произошла или не произошла выплата по этому договору и от других причин;

     3. средства, которые не израсходованы  на выплаты и не перешли  в состав собственных средств,  вкладываются в различные объекты  инвестиций с целью получения  прибыли («размещение резервов»).

     Другими способами распоряжаться средствами резервов страховщик не может.

     Исходя  из данных требований к составу страховых  резервов формируются предложения  Банка по их управлению. При формулировании предложения в адрес страховой  компании необходимо учитывать, что:

     - Разработанные банковские продукты оперируют с активами, принимаемыми в покрытие страховых резервов, которые должны удовлетворять условиям диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. При создании этих продуктов необходимо учитывать, что их расчет ведется в соответствии со специальными коэффициентами страхового надзора, с помощью которых оценивается соответствие каждого объекта этим требованиям (Таблица А.1 в приложении А).

     С использованием приведенных в таблице коэффициентов по специальной формуле рассчитывается норматив соответствия инвестиционной деятельности страховщика принципам размещения страховых резервов, и если этот норматив сильно отклоняется от установленного значения, орган страхового надзора сначала выносит предупреждение страховщику, а затем может и приостановить действие лицензии.

     - Требования к структурным соотношениям активов и резервов установлены нормативно (Таблица А.2 в приложении А).

     - Существенным является соотношение, согласно которому не менее 80% стоимости активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должно быть размещено на территории Российской Федерации. При этом контролирующий орган четко определил, какие активы считаются расположенными на территории Российской Федерации.

     - Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна быть не менее суммарной величины последних, т.е. при объеме резервов 100 млн. руб. у страховой организации должно быть и активов на сумму, не менее указанной.

     - По согласованию с Минфином России в покрытие страховых резервов могут быть приняты активы, не перечисленные выше. Однако даже в этом случае некоторые вложения не могут рассматриваться в качестве активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

     Рассмотри пути взаимодействия инвестиционного Банка и страховых компаний.

     Сравнение выявленных особенностей показывает, что основной целью Банка при  организации взаимодействия со страховой  компанией можно считать перевод  максимально возможного оборота  ее денежных средств на счета. Можно выделить следующие основные пути привлечения страховых компаний к сотрудничеству:

     -·Организация управления страховыми резервами с доходностью выше, чем среднерыночная по банковским депозитам аналогичной срочности.

     - Продвижение Банком страховых услуг за счет привлечения для страховой компании дополнительных клиентов, нуждающихся в их услугах, и за счет продажи услуг страховщиков вместе банковскими продуктами. Основным условием при этом является размещение страховых резервов (прежде всего привлеченных средств) на счетах банка на заданных условиях срочности и доходности.

     - Привлечение на обслуживание страховых компаний, страхующих риски по его собственным операциям.

     Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что выявленные проблемы не являются критическими для Банка, так как он позиционирует себя как универсальный инвестиционный институт, оказывающий в основном услуги юридическим лицам и имеет значительное превосходство при проведении инвестиционных операций. Следовательно, страховые компании могут рассматриваться как одна из основных групп потенциальных клиентов Банка.

     Поскольку потребности клиентов меняются со временем, то очень важно постоянно поддерживать контакты с клиентами, организуя  встречи, беседы, опросы, анкетирование. На мотивацию индивидуальных клиентов сильное влияние оказывает состояние экономики, в том числе степень инфляции. Инфляция заставляет людей искать способы защиты своих средств и, естественно, интерес к банкам резко возрастает. Это может быть желание защитить средства от инфляции, получить прибыль, иметь широкий выбор качественных услуг, гарантию сохранности и тайны вклада и другие требования. В тоже время для крупных предприятий большое значение имеет репутация банка у иностранных банков, опыт осуществления международных операций, развитая филиальная сеть.

     Усиление  конкуренции и увеличение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что все большее число  банков сталкиваются с необходимостью формирования интеллектуального капитала Банка, чтобы более эффективно адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе. Успех за теми банками, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества, индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и создать новые потребности в банковских услугах. Важной особенностью формирования интеллектуального капитала является поддержание уровня профессионализма сотрудников кредитной организации. Ключевым вопросом в этой сфере является понятная для клиента структура принятия принципиальных решений. В банке должны работать известные клиенту люди, уровень интеллектуальной состоятельности и репутация которых не вызывает сомнений. Они должны быть известны не в общественном плане, а с точки зрения их профессионализма. Тем более, что на рынке клиенту, кроме основных финансовых услуг: кредитования, скорости проведения расчетов и т. д. - еще нужен консалтинг. Консалтинговые услуги могут оказывать только профессионалы. Так что тезис о том, что все решают люди, абсолютно справедлив и актуален при достижении конкурентных преимуществ банка. Выверенная экономическая система управления позволяет кредитной организации сегодня быть банком с абсолютно понятным внутренним управлением.

     Сегодня конкурентные преимущества в банковском секторе - это прямая функция от доверия со стороны клиентов. Чем выше степень доверия, тем больше значимость банка, тем лучше его всевозможные финансовые показатели. К сожалению, в современной России доверие формируется не столько на основе каких-то формальных факторов (оценок экспертов, финансовых результатов, рейтингов), сколько на личностной основе – оценке работников банка. Например, можно ли команде Банка доверять деньги или нет, чем они занимались до того как пришли в этот банк, каковы отзывы о них и т.д.

     Таким образом, проведенный анализ показывает, что основополагающее значение для достижения конкурентного преимущества банка имеет его интеллектуальный капитал. Он сам по себе становится значительным конкурентным преимуществом в конкурентной борьбе на рынке финансовых услуг. 

2.2 АНАЛИЗ РОЛИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ КОМПАНИЙ В РАЗМЕЩЕНИИ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ НА Р.Ц.Б.

 

     Доходы от инвестиционной деятельности могут быть использованы как на компенсацию убытков от страховых операций, на развитие страхового дела, так и в коммерческих целях или на потребление. Порядок инвестирования технических резервов регламентируется Правилами размещения страховщиками страховых резервов, утверждёнными приказом Минфина РФ от 22.02.99 № 16н. Существуют следующие возможные направления использования страховых резервов [ 25 c. 36]:

Информация о работе Взаимодействие инвестиционных и страховых компаний