Взаимодействие инвестиционных и страховых компаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение взаимодействия инвестиционных и страховых компаний, исследование инвестиционного потенциала страховых и инвестиционных компаний России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Рассмотреть основы функционирования финансовых инструментов на рынке ценных бумаг;
o рассмотреть понятие страховой организации, структуру ее инвестиционных ресурсов;
o изучить основные способы управления инвестиционным потенциалом страховых организаций;
o провести анализ роли инвестиционных компаний в размещении страховых резервов на рынке ценных бумаг;
o рассмотреть перспективы взаимодействия инвестиционных и страховых компаний в условиях глобализации финансовых рынков.

Содержание

Введение 3
1. Основы функционирования финансовых инструментов на р.ц.б. 7
1.1. Участники рынка ценных бумаг, их характеристика 7
1.2. Брокеро-диллерская деятельность, как профессиональный участник финансового рынка 22
1.3 Основы деятельности страховых компаний на рынке финансовых услуг 26
2. Анализ взаимодействия инвестиционных и страховых компаний на р.ц.б. 36
2.1 Анализ путей взаимодействия инвестиционных и страховых компаний 36
2.2 Анализ роли инвестиционных компаний в размещении страховых резервов на р.ц.б. 47
2.3 Анализ деятельности страховых компаний в создании структурных инвестиционных продуктов 57
3 Перспективы взаимодействия инвестиционных и страховых компаний в условиях глобализации финансовых рынков 74
Заключение 77
Список используемой литературы 78
Приложение А 81
Приложение Б 83
Приложение В 84

Работа содержит 1 файл

Курсовой_ЦРБ_Шанова(2).doc

— 417.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

     По  мере развития финансового рынка  сотрудничество банков и страховых  компаний приобретает многоуровневый характер. На стыке этих сфер возникла идея банковского страхования, воплотившаяся  в концепции «финансовых супермаркетов». Ее суть заключается в предоставлении населению и фирмам пакета финансовых услуг: страховых, банковских, инвестиционных. Расширение спектра услуг путем реализации продуктов так называемого «банковского страхования» позволяет банкам привлечь новых клиентов и более полно удовлетворять потребности постоянных клиентов. Сотрудничество со страховыми компаниями выгодно и с точки зрения получения дополнительного финансового дохода (прибыли) за счет комиссионного вознаграждения, как продавцу страховых продуктов.

     Страхование – один из видов экономических отношений. Страхование – система мероприятий по созданию денежного (страхового) фонда, из средств которого осуществляются возмещение ущерба и выплата денежных сумм в результате стихийных бедствий, несчастных случаев, наступления других событий. Страхование предполагает наличие двух сторон. Одной из них является специальная организация, которая создает и использует денежный фонд. Это страховая организация.

     Страховая организация наряду с другими институтами (банками, биржами, инвестиционными фондами, инвестиционными компаниями) составляет органичный элемент финансовой системы общественного хозяйства. Принцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков предопределяет состав и структуру капитала страховой организации, выделяя в качестве его основной ведущей части финансовые ресурсы.

     Кругооборот средств страховой организации не ограничивается осуществлением страховых операций, он усложняется вовлеченностью ее в инвестиционный процесс, который может приносить существенные прибыли страховой компании.

     Но для того, чтобы этот процесс протекал эффективно, некоторые страховые компании тесно взаимодействуют с инвестиционными компаниями.

     Точно такой же процесс выгоден и для инвестиционных компаний, которые стараются защитить свои инвестиции от внешних и внутренних рисков.

     Основополагающее значение при осуществлении инвестиционной деятельности имеет оценка риска потери средств из-за неплатежеспособности организаций, в которые вложены средства страховщиков. Для осуществления таких оценок используются методики анализа платежеспособности, а также экспертные оценки специалистов, которые должны исходить не только из текущего состояния дел, но и из перспектив его изменения.

     В данном случае страховой компании выгодно сотрудничество с теми компаниями, которые специализируются на инвестиционной деятельности.

     Точно также инвестиционной компании необходимо выбирать надежного страховщика инвестиционных рисков и тесно взаимодействовать с ним.

     Объектом данного исследования выступают страховые и инвестиционные компании на рынке инвестиционных услуг России.

     Организация деятельности инвестиционных и страховых компаний, рассматриваемая как система и процесс, представляет собой предмет исследования.

     Целью работы является изучение взаимодействия инвестиционных и страховых компаний, исследование инвестиционного потенциала страховых и инвестиционных компаний России.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Рассмотреть основы функционирования финансовых инструментов на рынке ценных бумаг;
    • рассмотреть понятие страховой организации, структуру ее инвестиционных ресурсов;
    • изучить основные способы управления инвестиционным потенциалом страховых организаций;
    • провести анализ роли инвестиционных компаний в размещении страховых резервов на рынке ценных бумаг;
    • рассмотреть перспективы взаимодействия инвестиционных и страховых компаний в условиях глобализации финансовых рынков.

     Теоретической основой для написания работы послужили нормативные и законодательные акты и статистические данные Банка России и Счетной палаты РФ, труды российских ученых, материалы периодической печати. 
 
 

 

  1. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ НА Р.Ц.Б.

1.1. УЧАСТНИКИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

      Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают либо покупают ценные бумаги, обслуживают их оборот и расчёты по ним. Это те, кто вступает между собой в определённые экономические отношения по поводу кругооборота ценных бумаг1.

      Существуют следующие основные группы участников рынка ценных бумаг в зависимости от их функционального назначения:

  • эмитенты (продавцы);
  • инвесторы;
  • фондовые посредники;
  • организации, обслуживающие рынок ценных бумаг;
  • органы регулирования и контроля.

      Эмитент – тот, кто выпускает ценные бумаги в обращение и несёт по ним обязательства в пределах установленных имущественных прав перед их собственниками. Это могут быть: государство, коммерческие предприятия и организации.

      Инвестор – юридическое или физическое лицо, которое вкладывает свой реальный капитал от своего имени в ценные бумаги. Это могут быть: население, коммерческие организации, заинтересованные в увеличении (приросте) свободных денежных средств [1 c. 56].

      Фондовые посредники – профессиональные участники рынка ценных бумаг, торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами на рынке ценных бумаг и выполняют такие виды деятельности, как брокерская, дилерская или деятельность по управлению ценными бумагами.

      Организации, обслуживающие рынок ценных бумаг, - это организации, выполняющие все другие функции на рынке ценных бумаг, кроме функции купли-продажи этих ценных бумаг. Они могут включать:

  • организаторов рынка ценных бумаг (фондовые биржи или небиржевые организаторы рынка);
  • расчётные центры (расчётные палаты, клиринговые центры);
  • депозитарии;
  • регистраторов;
  • информационные агентства и другие организации, оказывающие услуги участникам рынка.

      Государственные органы регулирования и контроля рынка ценных бумаг Российской Федерации включают:

  • высшие органы управления (Президент, Правительство);
  • министерства и ведомства (Министерство финансов Российской Федерации и д.р.);
  • Центральный банк Российской Федерации.

      Какие интересы преследует эмитент на рынке ценных бумаг? Основной мотив, который им движет, - это привлечь капитал (денежные ресурсы). Кроме того, продажа ценных бумаг даёт возможность реконструировать собственность, например государственную в акционерную путём приватизации. Путём выпуска ценных бумаг можно улучшить финансовое планирование или управление финансовыми потоками, сделать более мобильными и ликвидными имеющиеся активы компании и т.п.

      На другой стороне рынка – инвестор, покупатель ценных бумаг, основная цель которого – заставить свои средства работать и приносить доход. Кроме того, он может быть заинтересован в получении прав, гарантированных той или иной ценной бумагой (например, права голоса). Аналогично эмитенту инвестор приобретает ценные бумаги и для хеджирования, и для управления ликвидностью и т.д.

      Рассмотренная классификация участников рынка ценных бумаг является специфической, т.е. присущей только данному рынку.

      Поскольку рынок ценных бумаг есть основная часть рынка вообще, постольку состав её участников может быть классифицирован в зависимости от той позиции, какую занимает участник на рынке и по отношению к рынку.

      Участник рынка может находиться либо в позиции покупателя, либо в позиции продавца, либо только обслуживать рыночные процессы. На рынке ценных бумаг эмитент всегда занимает позицию только продавца. Другими продавцами ценных бумаг могут быть и инвесторы, и фондовые посредники. Покупателями на данном рынке являются только инвесторы и фондовые посредники. Обслуживают рынок организации фондовой инфраструктуры и органы регулирования рынка.

      В зависимости от отношения к рынку ценных бумаг всех лиц, которые так или иначе причастны к нему, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся «клиенты», или «пользователи» фондового рынка. Это эмитенты и инвесторы. Их профессиональные интересы, их основная «деловая жизнь», если так можно сказать, лежат вне рынка ценных бумаг. Этот рынок для них – один из элементов сферы финансовых услуг, которыми они периодически пользуются. Эмитенты обращаются к фондовому рынку тогда, когда им необходимо привлечь долгосрочные или среднесрочные капиталы для финансирования каких-либо своих программ. Инвесторы обращаются к фондовому рынку для временного вложения имеющихся в их распоряжении капиталов с целью их сохранения и приумножения. Эмитентов и инвесторов объединяет то, что рынок ценных бумаг для них – часть «внешней деловой среды», а не профессия и не «основной» профессиональный бизнес.

      Вторую группу составляют профессиональные торговцы, т.е. те, кого называют брокерами и дилерами. Это организации, а в ряде стран и граждане, для которых торговля ценными бумагами – основная профессиональная деятельность. Их задача состоит в том, чтобы обслуживать эмитентов и инвесторов, удовлетворять их потребности в выходе на фондовый рынок. Система взаимоотношения «клиенты – профессиональные торговцы» - это «розничный» сегмент фондового рынка , ориентированный на потребности эмитентов и инвесторов. Профессиональные торговцы здесь предлагают клиентам рынка широкий спектр финансовых услуг и финансовых инструментов.

      Рядом с «розничным» сегментом фондового рынка существует не менее значительный «оптовый» сегмент – сфера отношений непосредственно между профессиональными торговцами. Здесь «профессионалы торгуют друг с другом на равных. Принципы организации этой торговли в целом незначительно отличаются от тех, которые существуют в «розничном» сегменте фондового рынка.

      Третью группу составляют организации, которые специализируются на предоставлении услуг всем участникам фондового рынка. Совокупность этих организаций называют также «инфраструктурой» фондового рынка. К ним относятся фондовые биржи и другие организаторы торговли, клиринговые и расчётные организации, депозитарии и регистраторы и д.р.

      Необходимо отметить, что применяемые здесь наименования различных организаций не являются исключительными. Например, в ряде стран (в соответствии с национальным законодательством и историческими традициями) принято говорить о брокерах (дилерах) или о расчётно-клиринговых центрах и т.п. Имеются в виду, скорее не наименования конкретных организаций, а виды деятельности (брокерская, дилерская, расчётная, клиринговая, депозитная, биржевая и т.д.), которые по одному или в сочетании могут осуществляться различными юридическими лицами.

      Российское законодательство (указы Президента РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», подзаконные нормативные акты) оперируют следующими терминами: дилерская деятельность – дилер, брокерская деятельность – брокер, деятельность по организации торговли – организатор торговли и фондовая биржа, депозитная деятельность – депозитарий, деятельность по ведению реестра ценных бумаг – регистратор, расчётно-клиринговая деятельность по ценным бумагам – расчётный центр. При этом в ряде случаев допускается совмещение одним юридическим лицом нескольких видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

1.2. БРОКЕРО-ДИЛЛЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УЧАСТНИК ФИНАНСОВОГО РЫНКА

 

     Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг подразделяется на следующие виды:

  1. перераспределение денежных ресурсов и финансовое посредничество:
  2. брокерская деятельность;
  3. дилерская деятельность;
  4. деятельность по организации торговли ценными бумагами;
  5. организационно-техническое обслуживание торговли ценными бумагами:
  6. депозитарная деятельность;
  7. консультационная деятельность;
  8. деятельность по ведению и хранению реестра владельцев ценных бумаг;
  9. расчетно-клиринговая деятельность по ценным бумагам;
  10. расчетно-клиринговая деятельность по денежным средствам (в связи с операциями с ценными бумагами).

Информация о работе Взаимодействие инвестиционных и страховых компаний