Внутренний и внешний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности госбюджета России.

Содержание

Введение

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Общие принципы построения бюджетной системы

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Экономическая суть понятия государственного долга

2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации

2.3. Государственный долг Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 64.27 Кб (Скачать)

     Интересно, что даже в 1998 г., когда начался  финансовый кризис, сумма внутреннего  и внешнего российского госдолга по международным меркам была небольшой - примерно 54% ВВП. Для сравнения: отношение  совокупного долга стран ЕС к  их ВВП в 1996 г. составляло 70,4%, США - 63,1%. Но дело в том, что темпы роста  российской задолженности были чрезвычайно  высоки. Стремительное расширение рынка  ГКО-ОФЗ в 1995-1997 гг. совпало с рекордным  по объему притоком иностранных капиталов  на развивающиеся рынки, в том  числе в Россию. Значительную часть  долговых обязательств государства приобрели иностранные инвесторы. Но после вспышки "азиатского" кризиса 1997 г. их готовность к риску сменилась осторожностью, начался отток капиталов. Тяжесть положения усугублялась тем, что более половины внутренних обязательств были краткосрочными (со сроком погашения менее года), в июне 1998 г. они почти в 4 раза превышали официальный показатель валютных резервов.

     От  сильного внешнего шока (из-за падения  сырьевых цен на мировом рынке  и оттока капиталов с развивающихся  рынков) эта уязвимая долговая конструкция, основанная на постоянном рефинансировании старых долгов новыми, рухнула. К апрелю 1998 г. бюджет начал работать на ГКО. Накануне 17 августа 1998 г. казна выплачивала по $1 млрд. в неделю по старым облигациям, а покупать новые инвесторы перестали. На выплаты по ГКО-ОФЗ уходило до 70% доходов бюджета. Инструмент покрытия дефицита бюджета превратился в свою противоположность. Рефинансировать долг на финансовом рынке было невозможно, а на резкое снижение расходов бюджета не соглашалась Государственная Дума. Привлечение внешних инвесторов поначалу замедлило наступление краха ГКО, а затем их уход с российского рынка ускорил его.

     Внешние долги России - в основном наследие бывшего Советского Союза. Преобладающая  доля долгов Западу, унаследованных Россией  от СССР, возникла во время горбачевской перестройки, особенно в ее последние  годы. Из-за хронической нехватки свободно конвертируемой валюты для оплаты импорта  дефицитных товаров и услуг из стран Запада (оборудование, технологии, продовольствие) Советский Союз постоянно  прибегал к заимствованиям в странах, являвшихся поставщиками. Данные кредиты  привлекались и погашались на обычных  рыночных условиях, причем исключительно  в денежной форме - в свободно конвертируемой валюте, которую можно было получить либо за счет экспорта на западные рынки, либо за счет новых кредитов.

     За  период 1985 - 1991 гг. общая сумма внешнего долга СССР западным странам возросла почти в три раза - с $22,5 до 65,3 млрд. Рост задолженности Западу продолжился  и при российских властях: за счет начисления процентов по советским  долгам, которые фактически перестали  погашать, и за счет новых кредитов, в том числе международных  валютно-финансовых организаций - к  концу 1997 г. внешний долг России возрос до $124 млрд., а к концу 1998 г. - до $142 млрд., что поставило ее в один ряд с Мексикой и Бразилией, являющимися крупнейшими мировыми должниками. При этом унаследованные Россией долги имели крайне неблагоприятную структуру. Они состояли, главным образом, из среднесрочных и краткосрочных кредитов, и их основная масса подлежала погашению в 1992 - 1995 гг.

     Круг  западных кредиторов России достаточно велик - в него входят около 600 коммерческих банков из 24 стран, а также Международный  валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейский  банк реконструкции и развития. Основной массив долгов приходится на банки 6 стран - Германии, Италии, США, Франции, Австрии и Японии.

     Нынешние  российские долги Западу включают четыре категории. Первая и самая большая - задолженность перед так называемыми  официальными кредиторами, т.е. перед  коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование  задолженности подобного рода входит в компетенцию Парижского клуба - особого координирующего органа, в который входят официальные  представители основных стран - международных  кредиторов.

     Вторая  группа - это кредиты, предоставленные  коммерческими банками западных стран уже самостоятельно, без  государственных гарантий. Задолженность  по таким кредитам регулируется так  называемым Лондонским клубом, объединяющим банкиров-кредиторов на неофициальной  основе.

     Третью  группу образует задолженность различным  западным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с  поставкой товаров и оказанием  услуг.

     Четвертую группу - долги международным валютно-финансовым организациям.

     В 1991 году после распада СССР сначала  предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности  по внешнему долгу (союзный долг тогда  оценивался в $108 млрд.), а также иметь  соответствующую долю в активах  бывшего СССР ($165 млрд. за вычетом  безнадежных долгов третьих стран  СССР). За четыре дня до подписания в  декабре 1991 г. Беловежского соглашения, в соответствии с которым Советский  Союз официально прекратил свое существование, 8 из 15 союзных республик подписали "Договор о правопреемстве в  отношении внешнего государственного долга и активов СССР". В соответствии с ним, доля России в зарубежных активах и во внешнем долге СССР первоначально составляла 61,3%. Но спустя два года Россия, подписав с большинством республик соответствующие двусторонние соглашения, взяла на себя активы и обязательства всех остальных республик бывшего СССР, стала его правопреемником, сохранила за собой место в ООН и Совете Безопасности, унаследовала всю зарубежную собственность СССР и приняла на себя обязательства по выплате всей его кредитной задолженности. (От подписания соглашения отказалась Украина). Подобное решение стоило дорого, но позволило РФ сохранить позиции на внешних финансовых рынках и обеспечило доверие потенциальных партнеров.

     После принятия обязательств по выплате долгов бывшего СССР России пришлось включиться в процесс их реструктуризации, т.е. урегулирования и официального переоформления кредитов, полученных Советским Союзом на западных рынках, - прямой отказ от их возврата или неплатежи явочным порядком грозили полной изоляцией от любого из международных кредитных источников. В ходе соответствующих переговоров, российская сторона рассчитывала на списание хотя бы некоторой части задолженности. Однако западные страны согласились лишь с вариантом отсрочки погашения, хотя и довольно длительной.

     В январе 1992 г. правительство РФ заключило  первое соглашение о реструктуризации долга с Парижским клубом кредиторов, за ним последовали три реструктуризации в 1993-1995 гг., которые охватывали процентные выплаты в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г. В апреле 1996 г. было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризации приблизительно $40 млрд. задолженности  кредиторам клуба. Около 45% этой суммы будет выплачено в период до 2020 г., остальные 55% (которые включают все краткосрочные долги Парижскому клубу) - до 2016 г. Выплаты по основному долгу, постепенно увеличиваясь, будут производиться с 2002 г. Размер задолженности РФ Парижскому клубу кредиторов составляет на данный момент $35 млрд.

     Заключительное  соглашение о реструктуризации долга  бывшего Советского Союза Лондонскому  клубу было подписано 2 декабря 1997 г. Внешэкономбанком. Согласно условиям реструктуризации, весь основной долг, насчитывавший на тот момент приблизительно $24 млрд., должен быть погашен к концу 2020 г. Реструктурированный основной долг имеет плавающую процентную ставку. В период льготного погашения  процентные выплаты ограничены плавно увеличивающимся потолком, а оставшиеся невыплаченными проценты капитализируются. Первые выплаты по основному долгу  произведены в 2002 г. Официальным  должником по долгу Лондонскому клубу является Внешэкономбанк. 
 
 

     2.3. Государственный  долг Российской  Федерации

     Мировой кризис конца 1997 г. заставил крупных  инвесторов пересмотреть свое отношение  к кредитным рискам. Россия в данном контексте рассматривалась как  страна с повышенными инвестиционными  рисками, что не замедлили подтвердить  основные рейтинговые агентства. Средства, инвестированные ранее в Россию, стали рассматриваться как высокорискованные, а новые вложения прекратились.

     Таким образом, в первой половине 1998 г. в  России сложилась кризисная ситуация, связанная с обслуживание как  внутреннего, так и внешнего долга. Высокий спрос на иностранную  валюту, определяемый значительной долей  импорта, инфляционными ожиданиями и склонностью к сбережениям  в долларах США, предопределил давление на обменный курс рубля. Бюджетный кризис, обусловленный низким сбором налогов  и бюджетным дефицитом, а также  возросшая политическая нестабильность послужили причинами нежелания  инвесторов покупать государственные  бумаги РФ. В середине 1998 г. создалась  обстановка, в которой доходность по государственным краткосрочным  облигациям возросла до 100-150% годовых, а валютные резервы РФ стремительно сокращались. За первую половину 1998 г. общий долг правительства РФ увеличился на 5,4% и составил $230 млрд., при этом внутренний долг - на 11,0% (628 млрд. руб.), а внешний - на 4,5% ($129 млрд.). Единственным выходом из сложившегося положения  для правительства РФ было получение  дополнительного стабилизационного кредита.

     Успешное  завершение переговоров российского  правительства с МВФ и Всемирным  банком в середине июля 1998 г. о предоставлении стабилизационного кредита на сумму $22,6 млрд. в 1998-1999 гг. дало правительству  время и средства для реструктуризации государственного долга. Наиболее рациональной стратегией в сложившейся ситуации представлялось сокращение "короткого" и дорогого внутреннего долга  за счет увеличения внешнего - значительно  менее дорогого и "длинного".

     Необходимо  отметить, что в результате мер, направленных на стабилизацию ситуации на финансовом рынке, во 2-м квартале 1998 г. правительство  значительно увеличило долю внешнего финансирования: если на конец марта  она составляла около 22%, то на конец  июня - уже 52,4%.

     В результате сокращения выпуска "коротких" гособлигаций объем долга по ГКО  сократился в апреле-июне 1998 г. на 2,3%. Кроме того, для "удлинения" и  сокращения внутреннего долга, а следовательно, и для уменьшения нагрузки на бюджет в июле 1998 г. правительство предложило добровольный обмен ГКО на 7- и 20-летнии еврооблигации. Акция была рассчитана в основном на иностранных инвесторов, предоставив им возможность перейти в долларовые бумаги и избежать риска девальвации. В результате обмена ГКО на еврооблигации правительство конвертировало ГКО на сумму 27,5 млрд. руб. в еврооблигации на сумму $4,4 млрд. Дополнительно были размещены еврооблигации в объеме $500 млн.

     Несмотря  на все усилия правительства РФ, ни преобразование задолженности, ни предоставление кредита МВФ не привели к стабилизации финансового состояния России. 17 августа правительство объявило о замораживании внутреннего  долга по ГКО/ОФЗ со сроком погашения  до 31 декабря 1999 г. (в объеме $37 млрд.) и его переоформлении в новые  бумаги, а также о расширении границ валютного "коридора".

     В последние годы благодаря благоприятной  конъюнктуре мировых сырьевых рынков в 2000-2001 г., а также грамотной политике правительства В. Путина в монетарной и фискальной сферах, добившегося  также существенного улучшения  отношений с Западом, долговое бремя  России значительно сократилось. Долговое бремя России снижается, как в абсолютном выражении, так и относительно ВВП, в то время как обслуживание внешнего долга осуществляется исключительно за счет внутренних ресурсов. При этом если раньше долговые выплаты связывали всю экономику страны и являлись для нее непосильным грузом, то теперь, благодаря гибкой фискальной политике, они не являются столь обременительными, федеральный бюджет сводится с профицитом, а правительство может себе позволить производить досрочные выплаты по долгам и расходы на другие сектора экономики. В прошлом году правительство досрочно произвело выплаты в счет погашения внешней задолженности, в результате чего расходы по обслуживанию и погашению долга в 2003 г. сократились до $17 млрд.

     В 1992 г. внешний долг правительства  РФ более чем в два раза превышал номинальный объем ВВП. Внешний  долг правительства на 1 января 1998 г. составил немногим более 28% от ВВП, из которых  на "короткий" долг (со сроком погашения  менее одного года) приходилось лишь 7% ВВП. Успехи по сокращению долга и  увеличению его "длины" в 1997 г. явились  в первую очередь следствием вступления РФ в Парижский и Лондонский клубы  международных кредиторов.

     По  сравнению с другими развивающимися странами относительные показатели российского внешнего долга, в том  числе и "короткого", не являются угрожающе большими. Если в 1999 г. отношение внешнего долга к ВВП составляло 57%, то в 2001 г. - уже 42%, а к концу 2002 - снизится до 30%.

     В абсолютном выражении внешний долг на конец 1998 г. был равен $156 млрд., а  на конец 2001 - около $130 млрд. Согласно проекту  федерального бюджета РФ, государственный  внешний долг России на 1 января 2003 года составит $124,5 млрд., из которых задолженность  по кредитам иностранных правительств составит $52,7 млрд., задолженность перед  Парижским клубом кредиторов - $43,6 млрд. Из стран Парижского клуба наибольшая задолженность у России перед Германией - $18,6 млрд. Долг перед Италией на 1 января 2003 года составит $5,5 млрд., США - $3,8 млрд., Японией - $3,7 млрд., Францией - $3 млрд., Канадой - $1,7 млрд., Австрией - $2,6 млрд., Великобританией - $1,4 млрд. Долг перед кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, на 1 января 2003 года составит $4,9 млрд., задолженность бывшим странам СЭВ - $4,2 млрд., по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм - $3 млрд., перед международными финансовыми организациями - $13,4 млрд. Объем долга по государственным ценным бумагам РФ, выраженным в иностранной валюте, на 1 января 2003 года будет равен $49,2 млрд., по еврооблигационным займам - $39,9 млрд., по ОВВЗ - $9,3 млрд.

Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг