Внутренний и внешний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 00:52, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства. Также выбор мною темы данной курсовой работы во многом обусловлен тем, что, начиная с 2004 года, в России осуществляется реформа бюджетного процесса, которая, в конечном счете, должна привести к устойчивой сбалансированности госбюджета России.

Содержание

Введение

ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Общие принципы построения бюджетной системы

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

2.1. Экономическая суть понятия государственного долга

2.2 Внутренний и внешний долг Российской Федерации

2.3. Государственный долг Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

финансы и кредит.docx

— 64.27 Кб (Скачать)

     а) налог на добавленную стоимость;

     б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

     в) налог на операции с ценными бумагами;

     г) таможенная пошлина;

     д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

     ж) платежи за пользование природными ресурсами;

     з) налог на прибыль предприятий  и организаций;

     и) налоги, служащие источниками образования  дорожных фондов;

     к) гербовый сбор;

     л) государственная пошлина;

     м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и  словосочетаний;

     н) налог на покупку иностранных  денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

     о) налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

     Сбалансированность  бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии  дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. В целях  сбалансированности бюджета могут  устанавливаться предельные размеры  дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного  уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов, который заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и так далее процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета  в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Секвестру  не подлежат защищенные статьи.

     Состав  защищенных статей определяется Федеральным  Собранием РФ, а также представительными  органами власти субъектов РФ в рамках их компетенции. Покрытие дефицита бюджета  развития осуществляется также за счет выпуска государственных займов или использования кредитных  ресурсов.

     Основные  параметры областного бюджета на 2008 год утверждены областным законом  «Об областном бюджете на 2008 год» от 12 декабря 2007 года № 466-23-ОЗ. В отчетном периоде в областной бюджет были внесены изменения и дополнения областными законами от 13 декабря 2007 года № 474-23-ОЗ, от 06 февраля 2008 года № 477-24-ОЗ, от 23 апреля 2008 года № 506-26-ОЗ, от 28 июня 2008 года № 541-28-ОЗ, от 23 сентября 2008 года № 561-29-ОЗ.

     Бюджет  Омской области на 2008 год увеличен по расходам до 46073433,7 тыс. рублей, по доходам  до 41917231,6 тыс. рублей. Превышение расходов над доходами увеличилось c 13,9 до 14,2 процента от объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных  поступлений из федерального бюджета. Объем безвозмездных поступлений, прогнозируемых к получению в 2008 году областным бюджетом, увеличился до 12656725,7 тыс. рублей (в том числе межбюджетных трансфертов из федерального бюджета - до 12110266,5 тыс. рублей). Объем межбюджетных трансфертов, прогнозируемых к передаче в бюджеты муниципальных образований Омской области в 2008 году, увеличен до 13836412,0 тыс. рублей. Общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, уменьшился до 2460056,7 тыс. рублей.

     Установлено, что по договорам (контрактам) о профессиональном обучении (подготовке, переподготовке, повышении квалификации, стажировке) безработных граждан по направлению  государственных учреждений службы занятости населения Омской области получатели средств областного бюджета вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов.

     Областной фонд софинансирования расходов на 2008 год увеличен до 7493122,6 тыс. рублей.

     Областной фонд компенсаций на 2008 год увеличен до 6094671,2 тыс. рублей.

     Верхний предел государственного долга Омской области на 1 января 2009 года увеличен до 9005279,4 тыс. рублей.

     13 ноября Законодательное cобрание Омской области приняло бюджет на 2009 год во втором, окончательном чтении. Расходная часть бюджета составила - 45,237 млрд рублей, доходная часть - 40,529 млрд рублей.

     Главным приоритетом областного бюджета  в период кризиса стало сохранение всех социальных обязательств, а также  наиболее перспективных проектов, от которых зависит развитие экономики  региона в перспективе. 
 
 
 
 
 

     2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ КАК СОСТАВНАЯ  ЧАСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА

     2.1. Экономическая суть  понятия государственного  долга

     Государственный долг - это долговые обязательства  государства перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными субъектами международного права. Термин государственный долг в его общеупотребимом значении охватывает не весь государственный  сектор - в частности, он не учитывает  финансы местных административных единиц.

     Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг  от имени Правительства РФ, а также  других долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ. Порядок, условия  выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. 

2.2. Внутренний и внешний  долг Российской  Федерации

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

     Государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в рублях. Государственный  внутренний долг РФ обеспечивается всеми  активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

     Внутренний  государственный долг РФ включает в  себя задолженность по ГКО (государственным  краткосрочным обязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациям государственного сберегательного  займа), реструктурированную задолженность  по ОВГВЗ (облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченную задолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и  северным регионам.

     Эмитентом облигаций государственного займа  от имени Российской Федерации выступает  Министерство финансов РФ, владельцами  облигаций государственного сберегательного  займа РФ могут быть юридические  и физические лица, которые по законодательству РФ являются резидентами и нерезидентами.

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведения о состоянии государственного внутреннего  долга за предыдущий финансовый год.

     Государственный внешний долг – заимствования, привлекаемые из иностранных источников (иностранных  государств, их юридических лиц и  международных организаций), по которым  возникают государственные финансовые обязательства. В РФ право на осуществление  внешних государственных заимствований  находится в компетенции Правительства  РФ, которое осуществляет эти заимствования  на основе международных договоров  и гражданско-правовых соглашений. Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном  бюджете. При этом согласно Федеральному закону “О государственных внешних  заимствованиях Российской Федерации  и государственных кредитах, предоставляемых  Российской Федерацией иностранным  государствам, их юридическим лицам  и международным организациям”  в предельном размере внешних  заимствований не учитываются внешние  займы РФ у стран — участников СНГ.

     Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований  и предоставляемых кредитов находится  в ведении Минфина РФ, а их порядок  определяется Правительством РФ.

     Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

  1. срок действия - долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет; право эмиссии - эмитентом долговых обязательств РФ могут выступать центральное правительство, правительства национально-государственных и административно-территориальных образований, а также органы местного самоуправления;
  2. признак субъектов - держателей ценных бумаг - долговые обязательства РФ могут быть реализуемыми только среди населения, только среди юридических лиц, а также как среди юридических лиц, так и среди населения;
  3. по форме займы делятся на облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; безоблигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

     Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам  размещения.

     Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу они  взимают комиссионные.

     Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы  в разных формах используются для  покрытия бюджетного дефицита.

     Источником  погашения государственных займов и выплаты процентов по ним  выступают средства бюджета, где  ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджетного дефицита или  отсутствия средств для обслуживания долга государство может прибегнуть к реструктуризации своих долгов. Возможные схемы реструктуризации долговых обязательств включают списание долга - если обязательства страны превышают ее ожидаемую платежеспособность, то возможно частичное или полное списание задолженности; выкуп долга - некоторые страны-должники имеют в своем активе значительные объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги на открытом рынке; секьютеризация - основная идея секьютеризации состоит в том, что страна должник эмитирует новые долговые обязательства в виде облигаций, которые либо непосредственно обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи, вырученные средства направляются на выкуп старых обязательств; обмен госдолга на акции национальных предприятий - Предоставление кредиторам права продажи долгов с дисконтом за национальную валюту, на которую впоследствии можно приобрести акции национальных компаний.

     Одной из основных проблем российской экономики  времен переходного периода стал непомерно возросший внутренний государственный долг.

     В самом начале рыночных реформ дефицит  федерального бюджета финансировался главным образом за счет прямого  кредитования Центробанка РФ. В мае 1993 г. правительством было принято решение  о запрещении прямого кредитования и создан рынок краткосрочных  государственных облигаций. На еженедельных аукционах размещались новые  выпуски государственных ценных бумаг, доход от которых направлялся  на финансирование дефицита бюджета, а  участниками рынка были как российские юридические и физические лица, так  и Центробанк РФ. Вплоть до 1996 г. данный рынок рос, более того, периодически использовался для привлечения  избыточной рублевой массы с целью  снижения давления на валютный рынок и инфляции.

     Учитывая  высокую доходность на данном сегменте рынка, а она в определенные отрезки  времени превышала 200% годовых в  реальном исчислении (за вычетом инфляции), внутренний долг возрастал в геометрической прогрессии и его обслуживание к  середине 1996 г. превратилось в серьезную  проблему - государственные заимствования  требовали значительно больше ресурсов, чем были внутренние ликвидные сбережения, при этом возможность внешних  заимствований оставалась весьма ограниченной. Для решения данной проблемы был найден вполне логичный выход - в 1996 г. на данный сегмент был разрешен доступ внешним инвесторам. Вполне естественно, что зарубежные инвесторы, ориентированные на доходность в 18-20% в долларах США, присущую развивающимся рынкам, сочли российские госбумаги привлекательными инструментами, и в скором времени доля внешних инвестиций достигла 30% от объема рынка, а доходность снизилась до 17-19% годовых. Широкий доступ нерезидентов на рынок внутреннего госдолга позволил снизить нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание долга и облегчить получение кредитов для реального сектора. При этом резко возросла зависимость российской экономики от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

Информация о работе Внутренний и внешний государственный долг