Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:47, реферат
В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.
Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.
К этой группе относятся
также средневзвешенная процентная
ставка, свидетельствующая о "цене"
долга; состав и структура долга,
отражающая объемы рыночной и нерыночной
долей, структуру долга по времени
возникновения обязательств, по инструментам
и по срокам их погашения. В Германии,
Японии, США и 25 странах ЕС применяются
индикаторы, которые в соответствующем
периоде сформировались на указанном
уровне.
Как видно из приведенной
таблицы, уже в текущем десятилетии
у ряда развитых стран показатель
отношения государственного долга
к ВВП возрастал и нередко
превышает 60%, что считается критическим
значением. Соблюдение указанных "норм"
далеко не всегда находится в центре
внимания правительств. Например, в
августе 2007 г. государственный долг
США достиг 9 трлн. долл., а с учетом
корпоративного - в 5 раз выше этой суммы
и более чем в 4 раза превосходит
годовой объем ВВП (около 11 трлн.
долл.). В России даже в труднейшие
периоды таких соотношений не
наблюдалось. Соответственно встает вопрос
обоснованности указанных критических
значений. Они не исчерпывающе характеризуют
положение в стране в связи
с ее долгом. Если при их превышении
положение в экономике остается
терпимым, то они занижены. Однако применяемые
индикаторы все же показывают, при
каких условиях превышение фактических
значений относительно нормативных
не опасно.
Из всей совокупности
указанных показателей в
государственный долг
по номинальной стоимости, в том
числе внешний государственный
долг в процентах к объему ВВП;
соотношение процентных
и непроцентных расходов федерального
бюджета, отражающее нагрузку по обслуживанию
долга на бюджет.
Министерство финансов
РФ не рассчитывает и не публикует
индикаторы, которые применяются
в мировой практике.
Наша позиция по
данному вопросу схожа с
Можно занимать, но разумно
инвестировать полученные в долг
ресурсы. И тогда быстрее растут
и ВВП, и доходы.
Важно не столько
то, каков долг относительно ВВП, сколько
то, какова доля долга, использованная
на инвестиции производительного характера
и в социальную сферу, где возможно
быстрое получение отдачи. С этих позиций
было бы целесообразно ввести в число
индикаторов долговой нагрузки на экономику
отношение расходов на инвестиции за счет
средств бюджета к общему объему совокупного,
внешнего и внутреннего долга. К сожалению,
подобный индикатор отсутствует в рекомендациях
МВФ и не применяется Министерством финансов
России.
На протяжении последних
лет происходит постепенное снижение
как относительных, так и абсолютных
показателей государственного долга.
Снижается значение процентного
соотношения величины государственного
долга Правительства РФ по номинальной
стоимости к ВВП.
Но имеют место
весьма тревожные тенденции. Их две:
стремительный рост внешнего корпоративного
долга; слабое использование государственного
долга для инвестиций в реальный
сектор экономики.
Поэтому нельзя ориентироваться
лишь на показатели долговой устойчивости,
рекомендуемые МВФ. Динамика рекомендуемых
им индикаторов в России по имеющимся
расчетам не была тревожной еще до
погашения задолженности перед
кредиторами Парижского клуба. Поэтому
международные рейтинговые
Однако у международных
финансовых организаций свои цели -
отслеживать динамику индикаторов
с позиции перспективы
Именно поэтому, а также с учетом совокупности представленных выше аргументов необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.