Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:47, реферат
В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.
Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.
Государством в
лице правительства и Министерства
финансов сделано практически все
возможное для того, чтобы исключить
ситуацию, в которой хотя бы часть
расходов по обслуживанию долга покрывалась
притоком средств в форме погашения
государственного долга странами, задолжавшими
в свое время России. Такие долги
перед Россией составляли на начало
2008 г. порядка 68 млрд. долл. плюс более 3
млрд. долл. - долг перед Россией стран
СНГ.
Наиболее крупными
должниками России по состоянию на
1 января 2006 г. были: Социалистическая Народная
Ливийская Арабская Джамахирия, Республика
Ирак, Алжир, Афганистан, Куба. Погашение
незначительной части этой задолженности
осуществлялось нерегулярно и в
основном товарными поставками, а
погашение ее основной части представляется
вообще проблематичным по экономическим
и политическим причинам.
В феврале 2008 г. практически
был решен вопрос о списании Ираку
задолженности перед Россией
на сумму 12 млрд. долл. (93% общей суммы
иракского долга, равной 12, 9 млрд. долл.).
Сделка рассчитана на получение права
участвовать в конкурсе на размещение
нефтяных контрактов, т. е. в обмен
на право участия в разработке
нефтяных месторождений и в реализации
других инфраструктурных проектов в
области электроэнергетики на территории
Ирака. Сначала подлежат списанию 7,
5 млрд. долл., а остальные 4, 5 млрд. долл.
- в два этапа после выполнения
Ираком программы МВФ, ориентированной
на активизацию инвестиционных факторов
экономического роста, на снижение инфляции
до уровня не более 12% в год и на
доведение среднедневного объема добычи
нефти до уровня 2, 2 млн. баррелей. Отношение
специалистов к столь значительным
списаниям при отсутствии каких-либо
гарантий для России в условиях жесточайшей
конкуренции весьма критическое. И
нельзя сказать, что для этого
нет оснований. К тендерам на получение
права участия в иракских проектах
были допущены участники из 44 стран,
что свидетельствует об отсутствии
каких-либо гарантий для России. Более
того, министр иностранных дел
Ирака заявил, что нет никакой
связи между урегулированием
проблемы долга и нефтяными, равно
как и другими, контрактами. Россия
как член Парижского клуба кредиторов
сама взяла на себя международные
обязательства, по которым было решено
списать большую часть
Важно подчеркнуть,
что любые безнадежные к
В апреле 2008 г. обсуждался
вопрос о ливийском долге перед
Россией как правопреемницей
СССР. По оценкам экспертов, принимавших
участие в выверке долговых обязательств,
Ливия должна России 4, 6 млрд. долл. (с
учетом задолженности Внешэкономбанка
перед Ливией в объеме 100 млн. долл.
- 4, 5 млрд. долл.). Речь шла о возможном
"обмене" списания долга на новые
контракты по поставкам в Ливию
преимущественно военной
Присоединение России
к Парижскому клубу кредиторов обусловило
также списание большей части
задолженности с беднейших
Явно недооценивается
возможность погашения
Добиться реальных
успехов в экономике можно
только при качественном улучшении
механизмов управления государственными
активами и государственными резервами.
Однако внешние активы государства
практически перестали быть таковыми
и вряд ли что изменится к лучшему.
Это затрудняет обслуживание долговых
обязательств России без очередных
внутренних заимствований.
В решении проблемы
управления внешними активами государства
симптоматичным является то, что изменена
гл. 15 Бюджетного кодекса РФ. Раньше
она называлась "Государственные
кредиты, предоставляемые Российской
Федерацией иностранным государствам,
и долг иностранных государств перед
Российской Федерацией". После внесения
изменений в Бюджетный кодекс
в апреле 2007 г. название главы имеет
другую редакцию: "Внешние долговые
требования Российской Федерации".
Смысл изменений - в подчеркивании
того, что российские внешние требования
не всегда выступают в качестве активов.
"Требования" растут в силу просрочки
долгов, но, как показал опыт, в
активы не превращаются и все равно
будут списаны. Это вопрос экономической
дипломатии, включая и энергетическую.
Он не так прост, как кажется на
первый взгляд.
Рост государственных
внутренних заимствований и общей
величины внутреннего государственного
долга является реальностью бюджетного
процесса, в котором отчетливо
прослеживается крайне низкое качество
бюджетного планирования и прогнозирования.
Достаточно указать на то, что по
сравнению с проектировками бюджета
на 2008 г. в течение января - июня 2008
г. в закон о бюджете были внесены
изменения, в результате чего доходы
бюджета увеличены с 6, 67 трлн. руб.
до 8, 96 трлн. руб. - в 1, 34 раза. Дополнительные
доходы составляют 2, 29 трлн. руб. Это
больше 7% ВВП за 2007 г. Такова "точность"
нашего бюджетирования. К концу года
ситуация может потребовать внесения
новых изменений в закон о
бюджете. Аналогично (в меньшей степени)
выросли и расходы бюджета. При
таком уровне бюджетного планирования
и прогнозирования бюджетная
трехлетка оказывается
Сказанное выше напрямую
связано с перспективой снижения
налогового бремени на доходы товаропроизводителей.
Чем меньше государство теряет на
сомнительных операциях, тем реалистичнее
снижение налогов. И наоборот. Напомним,
что еще три года назад в
президентском бюджетном
Свободные резервные
средства увеличивают соблазн направлять
их и на обслуживание растущего внутреннего
долгосрочного долга. Особого риска
для нынешнего правительства
при этом нет, поскольку погашать
долгосрочную задолженность придется
уже при других персонах в правительстве
и Министерстве финансов, так или
иначе связанных с бюджетным
процессом. А если не отвечать - можно
себе позволять. При подконтрольности
самой многочисленной думской фракции
партии власти государственный внутренний
долг может быть и единодушно списан
- хоть сегодня. Эти вопросы в Бюджетном
кодексе четко не проработаны. Получается,
что не только искусственный бюджетный
дефицит стимулирует
Противоречивые тенденции,
связанные с использованием кредитных
потоков в механизмах бюджетной
системы государства, диктуют необходимость
совершенствования управления совокупным
внешним и внутренним долгом. Требует
более обоснованного решения
проблема учета государственного долга.
Это особенно актуально по отношению
к так называемому "непредвиденному
долгу". В законодательстве нашей
страны понятие "непредвиденный долг"
не было определено. Нет его и в радикально
обновленном Бюджетном кодексе РФ. Речь
идет об обязательствах Российской Федерации
по предоставленным ею государственным
гарантиям, которые в соответствии с Бюджетным
кодексом включены в понятие "государственный
долг Российской Федерации". В других
странах практикуется оценка потенциально
возможного увеличения объемов государственного
долга за счет непредвиденного долга (гарантий).
В условиях России это понятие включало
бы корпоративную и частную задолженность.
Известны факты переоформления в государственный
внешний долг коммерческой задолженности
с последующим переоформлением в евробонды.
Имело место и переоформление во внутренний
долг задолженности по централизованным
кредитам и начисленным процентам организаций
агропромышленного комплекса, организаций,
обеспечивавших завоз продукции в районы
Крайнего Севера, задолженности предприятий
текстильной промышленности Ивановской
области по неуплаченным процентам за
пользование централизованными кредитами,
переоформленной в векселя Минфина России.
"Непредвиденный долг" возможен и
при свершении определенных событий в
перспективе. В частности, рост доли пожилого
населения в его общей численности неизбежно
ведет к росту расходов пенсионной системы
и предполагает дополнительное финансирование.