Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:47, реферат
В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.
Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.
Другая проблема
учета долговых обязательств - должное
внимание ко всей совокупности долговых
обязательств. Приходится констатировать,
что оперативные данные о состоянии
государственного внешнего долга и
операциях с долговыми
Качество учета
государственного долга характеризуется
и рядом иных "деталей". Министерство
финансов РФ с нарушением установленного
порядка бюджетного учета переоценивает
задолженность Российской Федерации
по долговым обязательствам. Оно делает
это не ежемесячно, как положено,
а намного реже - только раз в
год при проведении инвентаризации
по состоянию на 31 декабря отчетного
года. Такая переоценка искажает действительное
положение.
В соответствии с
Бюджетным кодексом Российской Федерации
в объеме государственного внешнего
долга Правительства Российской
Федерации учитываются
Официальной информацией
Минфина России объем долговых обязательств
отражается неполно. В их объем Внешэкономбанком
(ныне это Банк развития и внешнеэкономической
деятельности) не включается задолженность
перед физическими лицами по блокированным
счетам. Она считается внутренним
валютным государственным долгом.
Министерством финансов
РФ и Внешэкономбанком заключались
соглашения с иностранными консультационными
фирмами по оказанию платных услуг.
Соответственно ими оказывался широкий
спектр таких услуг, которые оплачивались
по довольно высоким ценам. Сошлемся
на содержащийся в материалах сайта
Счетной палаты факт. Сумма вознаграждения,
выплачиваемая Внешэкономбанком по
соглашению с Houlihan Lokey Howard & Zukin Limited (Europe),
была определена в 510 тыс. долл. в квартал.
Аналогично выполнялись операции по
обслуживанию и переоформлению внешней
задолженности, управлению и реализации
активов, подготовке информации для
международных финансовых организаций,
внешних аудиторов и клубов зарубежных
кредиторов. Соответственно Внешэкономбанку
выплачивались комиссионные. Однако
их оплата не включалась в расходы
по обслуживанию государственного внешнего
долга. В соответствии с действующей
функциональной классификацией расходов
федерального бюджета названные
расходы учитываются как
Становится очевидным,
что отсутствие законодательно закрепленных
норм определения объема государственного
внешнего долга в соответствии с
международной практикой его
учета и статистического
Бюджетным кодексом
РФ предусмотрено деление
В управлении государственными
заимствованиями и общей массой
государственного долга и внешних
активов актуально ужесточение
их нормативного регулирования. В процессе
формирования действующего бюджетного
законодательства на эмпирической основе
были выработаны определенные лимиты
и ограничения, так или иначе
связанные с государственными заимствованиями
и с объемом долговых обязательств.
Бюджетный кодекс в новой редакции
содержит следующие ограничения.
По размеру дефицита:
размер дефицита федерального бюджета
не может превышать размер ненефтегазового
дефицита федерального бюджета, который
может составлять 4, 7% ВВП (ст. 92, п. 1);
размер дефицита федерального бюджета
может быть: не более 15% собственных
доходов - без учета утвержденного
объема безвозмездной помощи; не более
10% собственных доходов для
По срокам выпуска
облигаций займа: максимальный срок
выпуска долговых обязательств от имени
Российской Федерации установлен не
свыше 30 лет (ст. 98, п. 3); от имени субъекта
РФ - не свыше 30 лет (ст. 99, п. 6); от имени
муниципального образования - не свыше
10 лет (ст. 100, п. 4).
По предельным объемам
заимствований (ст. 106): предельный объем
государственных внешних и
При принятии федерального
закона о бюджете в соответствии
с Бюджетным кодексом утверждаются
также: верхний предел внешних заимствований
и верхний предел государственного
внешнего долга. На конец соответствующих
лет они были установлены в
следующих объемах (в млрд. долл.):
1995 г. - 12, 3 (129, 9); 2000 г. - 9, 0 (158); 2005 г. - 1, 127
(106, 9); 2007 г. - 0, 719 (46, 7).
Подобно в законе
о бюджете на каждый год устанавливался
верхний предел государственного внутреннего
долга.
На конец каждого
года он был определен в следующих
объемах (в млрд. руб.): 1994 г. - 88, 4; 1995 г.
- 159, 3; 1997 г. - 530, 0; 1999 г. - 648, 3; 2001 г. -575, 7; 2003
г. - 842, 1; 2005 г. -998, 5; 2007 г. - 1363, 2.
При всей значимости
устанавливаемых ограничений в
ежегодно принимаемых законах об
исполнении бюджета и в прилагаемых
к ним материалах сопоставление
фактически достигнутых объемов
и их нормативных значений не осуществляется.
В таком случае указанные ограничения
имеют имитационный характер, что
не способствует совершенствованию
управления государственным долгом.
Для регулирования
совокупного внешнего российского
долга имело бы смысл наличие
соответствующих жестко контролируемых
двух-трех структурных ограничений
(предельных значений). Такие ограничения
официально не установлены. Если же учесть
небывалый рост корпоративного внешнего
долга, встает вопрос о его срочном
нормативном ограничении. Актуально
официальное закрепление
Международные финансовые
организации (МБРР и МВФ) и страны
- члены Парижского клуба кредиторов
и международные рейтинговые
агентства применяют перечень индикаторов
- при оценке качества (надежности) долговых
обязательств и присвоении суверенных
кредитных рейтингов.
Индикаторами долговой
устойчивости могут быть также: непогашенный
государственный долг (включая задолженность
по процентам) как доля валового внутреннего
продукта; долг на душу населения, характеризующий
бремя, приходящееся на каждого гражданина;
отношение дефицита к валовому внутреннему
продукту, суммы расходов на обслуживание
к ВВП, т. е. доля процентных платежей
в валовом национальном продукте.
Существенное контрольное
значение имеет применение и таких
показателей, как коэффициент заимствований,
т. е. доля новых заимствований в
общественно-государственных
В динамике изменение
указанных показателей
Постоянный Комитет
(ИНТОСАИ по государственному долгу,
созданный в 1991 г. для содействия
высшим контрольным органам - членам
ИНТОСАИ в вопросах осуществления
контроля за государственным долгом,
рекомендует использовать две группы
показателей.
Первая включает
показатели, в статике отражающие
долговую ситуацию в условиях текущего
момента, в частности отношение:
долга к объему ВВП; объема дефицита
бюджета к объему ВВП; расходов на
обслуживание долга к объему ВВП;
налоговых доходов к объему ВВП
и к объему государственного долга,
их использование ограничено тем, что
они обеспечивают информацией по
состоянию на определенную дату.
Во вторую группу
входят показатели, в динамике характеризующие
изменение долговой ситуации, а именно
отношение: внешнего долга к ВВП
- индикатор способности погасить
долг; расходов на обслуживание государственного
внешнего долга к доходам от экспорта
- характеризует ресурсную