Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:47, реферат
В настоящее время государственные заимствования и их непогашенная часть в виде государственного долга, формирование умеренного дефицита бюджетов и покрытие его за счет внутренних и внешних займов являются реальностью любой экономики, в том числе и российской, и в нормальных условиях.
Необходим переход к разработке и реализации качественно новой долговой стратегии, ориентированной на приведение в действие инвестиционно-инновационных факторов экономического роста.
Исторически процесс
государственных внутренних и внешних
заимствований всегда связывался с
дефицитом государственного бюджета.
Как правило, он возникал при чрезвычайных
экономических ситуациях (неурожаи,
стихийные бедствия, войны, революции,
экономические кризисы, неудачные
реформы). В нашей истории все
это бывало. В настоящее время
государственные заимствования
и их непогашенная часть в виде
государственного долга, формирование
умеренного дефицита бюджетов и покрытие
его за счет внутренних и внешних
займов являются реальностью любой
экономики, в том числе и российской,
и в нормальных условиях.
В послевоенный период
на протяжении ряда десятилетий многие
страны прибегали к расширению масштабов
внутренних и внешних заимствований
в надежде на решение накопившихся
социальных проблем и на создание
условий экономического роста путем
активизации инвестиционного
В странах, где отраслевая
структура производства включает низкорентабельные
отрасли и для поддержания
бюджетных расходов предпринимаются
государственные займы, растет как
внутренний, так и внешний долг
со всеми отрицательными социально-экономическими
и политическими последствиями.
Поскольку любой значительный долг
требует немалых расходов по его
обслуживанию, накопление его чрезвычайно
опасно для экономики. Именно поэтому
в экономической науке
Постепенно ситуацию
удалось изменить. К началу 2008 г.
внешний государственный долг был
снижен до 46, 7 млрд. долл. Сегодня эта
величина и того меньше. При нынешней
инфляции внутренние займы размещаются
под невысокий процент. Однако в
целом и государственный
В настоящее время
действует немало факторов, определяющих
содержание этой политики, а следовательно,
и соотношение как
Благоприятная конъюнктура
на мировом рынке энергоносителей
(цены на нефть еженедельно перекрывают
исторический максимум и с начала
2008 г. по июль выросли от 100 до 130 долл.
за баррель и к концу года могут
превысить уровень 150 долл. за баррель)
стала фактором роста с начала
текущего десятилетия нефтегазовых
доходов намного более быстрыми
темпами по сравнению с темпами
роста расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы. В этих условиях
федеральный бюджет перестал быть дефицитным,
в связи с чем отпала необходимость
в крупномасштабных государственных
внешних заимствованиях - в отличие
от всего периода 1990-х гг. Бюджет
с 2000 г. профицитный, причем профицит быстро
растет и в 2008 г. превысит 2 трлн. руб.
Накопление профицита
стало фактором формирования стабилизационного
фонда, преобразованного в феврале
2008 г. в два самостоятельных - резервный
и фонд национального благосостояния
(в Бюджетном кодексе РФ он значится
как фонд будущих поколений). Реальная
возможность поддерживать за счет растущих
доходов определенный рост расходов
федерального бюджета и бюджетов
других уровней бюджетной системы
была сопряжена с использованием
финансового резерва для
Резкое сокращение
внешнего государственного долга стимулировало
рост внутренних заимствований, используемых
для рефинансирования накопленного
за последние годы государственного
внутреннего долга. Это стало
фактором снижения относительной нагрузки
на бюджет расходов по обслуживанию долга
и увеличения доли непроцентных расходов
бюджета. При профиците федерального
бюджета используются внутренние источники
покрытия дефицита, которые приравниваются
к обычным доходам.
Рост объема заимствований
на внутреннем рынке приводит к абсолютному
увеличению процентных расходов бюджета
- со 156, 8 млрд. руб. в 2007 г. до 247, 1 млрд. руб.
в 2010 г. Совокупное сальдо по источникам
финансирования дефицита федерального
бюджета увеличится по сравнению
с 2007 г. на 119, 95 млрд. руб. и составит
в 2008 г. 172, 8 млрд. руб., в 2009 г. - 233, 5 млрд.
руб., в 2010 г. - 333, 31 млрд. руб.
В 2008 г. за счет размещения
государственных ценных бумаг на
внутреннем рынке планируется привлечь
463, 3 млрд. руб., что больше по сравнению
с 2007 г. на 169, 67 млрд. руб. В 2009-2010 гг. привлечение
составит 496, 7-673, 3 млрд. руб. соответственно.
Погашение государственных
Отсутствие государственной
инвестиционной стратегии, направленной
на инновационный прорыв в ведущих
наукоемких отраслях экономики породило
концепцию использования
Инвестиционная политика
государства, в рамках которой оно
не оказывает серьезной финансовой
поддержки наукоемкой составляющей
государственного сектора в экономике
и социальной сфере, связанная с
этим низкая доходность предприятий
обрабатывающей промышленности, выведение
временно свободных средств за границу,
ослабляющее ресурсную базу банковского
сектора России, делают невозможным
интенсивный приток средств в
банковский сектор и крупномасштабное
банковское инвестиционное кредитование
и государственных, и частных
корпораций, а также крупномасштабное
межбанковское кредитование. В этих
условиях частным и государственным
корпорациям приходится обращаться за
внешними кредитами. В результате к началу
2008 г. совокупный внешний корпоративный
долг превысил 413, 3 млрд. долл., что почти
в 15 раз больше объема корпоративного
внешнего долга, который Россия имела
в конце 1990-х гг. Такого тоже никогда не
бывало. Внешний корпоративный долг достиг
исторического максимума. Даже при значительном
увеличении объема ВВП корпоративный
долг составляет около 32% этого объема.
Правда, растущий ВВП остается колониальным
по структуре. Большая часть корпоративного
долга сформирована государственными
корпорациями в три-четыре последних года.
Казалось бы, нет
ничего плохого в том, что основная
задолженность приходится не на государство,
а на корпорации. Но крупнейшие из них
государственные. Так что в кризисной
ситуации государство будет вынуждено
помогать им погашать свои долги. Такое
уже бывало.
В сложившейся ситуации
характерной является "замена"
досрочно погашенного внешнего государственного
долга перед кредиторами
Попытки решения
социальных проблем за счет фонда
будущих поколений имеют
При непогашенном долге
перед гражданами, связанном с
обесценением в Госстрахе страховых
платежей, а в Сбербанке - вкладов
(свыше 11 триллионов деноминированных
рублей), государство, не имея возможности
рассчитывать на продажу облигаций
физическим лицам в ранее практиковавшейся
форме, запустило схему привлечения
средств населения в другой форме.
Речь идет об использовании пенсионных
накоплений граждан, находящихся в
управлении государственных и
Будучи не в состоянии
подавить инфляцию, которая в текущем
году достигнет максимума за последние
5 лет (эксперты МВФ прогнозируют ее
на уровне 14%, эксперты Банка Москвы
- 12%), правительство девальвирует собственные
утверждения об экономической стабилизации
и поощряет выпуски государственных
сберегательных облигаций, рассчитанных
на таких инвесторов, с намного
более низкой (по сравнению с уровнем
инфляции) доходностью, практически
вводя в заблуждение граждан,
доверивших свои пенсионные накопления
Внешэкономбанку и негосударственным
управляющим компаниям. Эта тенденция
усилится в связи с введением добровольного
формирования накопительной части пенсии.
С нею может произойти то же самое, что
и с вкладами населения в Сбербанке в начале
1990-х гг.
В сложившихся условиях,
однако, действуют и факторы, сдерживающие
рост внутренних государственных заимствований.
Первый связан с попытками правительства
запустить схемы "зарабатывания"
на бюджетных средствах. Это выгоднее,
чем продавать облигации с
уплатой по ним процента. Министерство
финансов в мае - июне 2008 г. в рамках
пяти аукционов опробовало схему
помещения бюджетных средств
в коммерческие банки в форме
депозитов в надежде "заработать"
на этом под 7, 3-7, 5% годовых. Однако отнюдь
не случайно спрос на "короткие"
бюджетные инъекции был в десятки
раз меньше предложения. Эксперимент
оказался неудачным, но его можно
совершенствовать.
Второй фактор - реальная
возможность выпуска и
Действие указанных
факторов будет усиливаться. Не исключена
ситуация, когда для обслуживания
накопленного внутреннего долга
будет недостаточно притока от вновь
размещаемых займов. В сфере государственных
и корпоративных финансов постепенно
может сформироваться долговая пирамида,
последствия "строительства" которой
могут быть только негативными. Она
уже строится. Имеются факты разработки
и реализации проектов привлечения
крупных синдицированных