Внешний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Государственный внешний долг РФ……………………………4
1.1 Понятие государственного долга……………………………….4
1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ..7
2.Современное состояние государственного внешнего долга РФ…..15
2.1. Структура государственного внешнего долга РФ …………...16
2.2. Государственный внешний долг РФ сегодня…………………….20
2.2.1. Динамика государственного внешнего долга России…………21
2.2.2. Внешний долг частного и федерального сектора……………..23
2.2.3. Долги иностранных государств…………………………………24
3. Проблемы управления внешним долгом……………………………26
3.1. Основные задачи по управлению внешним долгом……………..26
3.2. Пути преодоления ……………………………………………….....27
3.3. Методы управления государственным внешним долгом………..28
4. Последствия накопления внешнего долга…………………………..32
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Финансы.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

    1. Списание долга - если обязательства  страны превышают ее ожидаемую  платежеспособность, то возможно  частичное или полное списание  задолженности;

    2. Выкуп долга - некоторые страны-должники  имеют в своем активе значительные  объемы золотовалютных резервов, в таком случае можно разрешить  заемщику самостоятельно выкупить  собственные долги на открытом  рынке;

    3. Секьютеризация - основная идея секьютеризации  состоит в том, что страна  должник эмитирует новые долговые  обязательства в виде облигаций,  которые либо непосредственно  обмениваются на старый долг, либо продаются; в случае продажи,  вырученные средства направляются  на выкуп старых обязательств;

    4. Обмен госдолга на акции национальных  предприятий - Предоставление кредиторам  права продажи долгов с дисконтом  за национальную валюту, на которую  впоследствии можно приобрести  акции национальных компаний.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Последствия накопления государственного внешнего долга
 
 

    Переложение налогового бремени на будущие поколения.

    Перераспределение доходов среди населения.

    Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в  силу выпуска государственных ценных бумаг.

    Последствия государственного долга приводят к  существенному сокращению возможностей роста потребления для населения  данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего  долга и связанных с ним  процентов.

    При наличии значительного долга  происходит перераспределение доходов  различных слоев населения, а  также утечка национального капитала за рубеж.

    Рост  государственного долга вызывает определенные негативные последствия для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения приводят к необходимости  повышения налогов, что является анти стимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности частного предпринимательства и роста экономики. В-третьих, возникает проблема ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

    Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного  рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту  процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув  к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, т.к. для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный  дефицит ведет к инфляции и  падению темпов роста ВВП.

    Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает ресурсы  для своих закупок, уводит свободные  деньги из банков. Это уменьшает  их кредитные ресурсы и ведет  к удорожанию кредита.

    Постоянное  использование займов для покрытия дефицита государственного бюджета  ведет к падению эффективности  подобного шага. Это происходит в  связи с возрастанием средств  по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные  препятствия для частных инвестиций.

    Помимо  экономических последствий государственный  долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них - усиление дифференциации населения.

    Дифференциация  населения происходит вследствие выплаты  долга за счет налогов. Доходы его  уменьшаются на величину выплаченных  налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

    Ценой политики наращивания государственного долга является переложение сегодняшних  трудностей на правительство, которое  придет ему на смену. Здесь есть два  пути: 1) добиться экономического роста  и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; 2) когда  придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг. 
 
 
 

    Заключение 

    Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета  и наличие свободных денежных средств у физических и юридических  лиц.

    Долговые  проблемы России многоплановы: страна одновременно является крупным должником  и кредитором, например такое двойственное положение Россия занимает в Парижском  клубе. В силу своего уникального  положения Россия стремится к  комплексному решению проблемы международной  задолженности при соблюдении баланса  интересов кредиторов и заемщиков.

    В целом можно выделить положительные моменты в вопросе внешнего долга:

    1. снижается общий объем;

    2. снижается долговая нагрузка на экономику;

    3. из-за благоприятной внешней конъюнктуры  тенденция уменьшения внешнего  долга будет сохраняться и в дальнейшем.

    В целом можно констатировать, что  сложившаяся сегодня ситуация заставляет использовать наращивание государственного долга за счет кредитов на текущее  финансирование социальных обязательств государства в ущерб инвестиционному  и инновационному развитию национальной экономики, что в перспективе  удлиняет фазу ее выхода из кризиса  и не позволяет в полной мере осуществлять масштабные структурные преобразования. Именно поэтому является актуальным, сегодня внедрение в практику управления государственным долгом России программно-целевого метода финансирования государственных инвестиционных расходов, в том числе за счет привлекаемых государством кредитных ресурсов. Кредитное финансирование бюджетных дефицитов уже не одно десятилетие является наиболее популярным инструментом экономической политики государств в силу того, что оно позволяет в краткосрочной перспективе снизить политические издержки, связанные с наращиванием государственных расходов без повышения налоговой нагрузки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

    1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [федер. закон принят Гос. Думой 31.07.1998 № 145-ФЗ по состоянию на 1 ноября 2009 г.] - М.: Издательство Юрайт, 2009

    2. Балабанов И.Т. Основы финансового  менеджмента: учеб. пособие. / И.Т. Балабанов - 2-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика - 2006 - с.17

    3. Колпакова Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие/ Г. М. Колпакова - 2-е изд., переработ. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003.- 496 с.

    4. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 248 с.

    5. Ворожцов П. А. О принципах  политики России в области  управления государственным долгом / П. А. Ворожцов // Рынок ценных  бумаг. -2005 - №18 - С.20 - 24.

    6. Лебедев А. И. Управление внешним долгом в России / А. И. Лебедев // Проблемы теории и практики управления - 2008 - №3 - С.37-40

    7. Попкова Н.А. Управление государственным долгом проблемы и возможности. / Н.А. Попкова // Финансы. - 2010. - №1 - С.49-51.

    8. Саркисянц А. Проблема внешнего долга России: исторический аспект. // Аудитор. - 2007. - № 8. - С. 25 - 31.

    9. Селезнев А. Государственный долг: иллюзии и реальность / А. Селезнев Экономист - 2007 - №3 - С.31-40

    10. Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. - 2008. - № 2. - С.22-24

    11. Шенаев В. Н. Проблема внешнего долга России / В. Н. Шенаев // Бизнес и банки - 2009 - №26 - С.1-3.

    12. Министерство финансов Российской Федерации//www.minfin.ru

    13. http://www.rvps.ru

    14. http://www.rbc.ru

    15. http://www.deloros.ru

    16. Центральный банк Российской Федерации//www.cbr.ru 
 

Информация о работе Внешний государственный долг