Внешний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Государственный внешний долг РФ……………………………4
1.1 Понятие государственного долга……………………………….4
1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ..7
2.Современное состояние государственного внешнего долга РФ…..15
2.1. Структура государственного внешнего долга РФ …………...16
2.2. Государственный внешний долг РФ сегодня…………………….20
2.2.1. Динамика государственного внешнего долга России…………21
2.2.2. Внешний долг частного и федерального сектора……………..23
2.2.3. Долги иностранных государств…………………………………24
3. Проблемы управления внешним долгом……………………………26
3.1. Основные задачи по управлению внешним долгом……………..26
3.2. Пути преодоления ……………………………………………….....27
3.3. Методы управления государственным внешним долгом………..28
4. Последствия накопления внешнего долга…………………………..32
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Финансы.docx

— 76.64 Кб (Скачать)
 

        По  состоянию на начало 1995 года внешний  долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долларов США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга (с учетом пеней за просроченные выплаты, непогашенных процентов  и долга перед физическими  и юридическими лицами по замороженным валютным счетам во Внешэкономбанке  СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратный рост внешнего долга за семилетний период.

        Оценить эффективность вложения полученных средств довольно сложно по объективным  причинам, главная из которых - распад СССР в 1991 году, приведший к разделу производственной базы Союза. Тем не менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизацию производства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров, другая часть - на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно, советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основе западных промышленных технологий.

        Спорным моментом, вызывающим противоречивые оценки со стороны экономистов и  официальных властей, является наследование долга СССР Россией. Вначале предполагалось, что бремя долга будет разделено  поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада Советского Союза. Такой раздел основывался на историческом опыте и международном праве.

        При распаде таких государств, как  Османская и Австро-Венгерская империи в начале XX века, при послевоенном разделе Германии в 1945 году (из более свежих примеров можно привести недавнее разделение Чехословакии и Югославии на несколько независимых государств), в основу урегулирования проблемы внешних долгов был положен принцип относительного долевого деления задолженности.

        Правовой  базой служит Венская конвенция 1983 году "О правопреемстве государств в отношении государственной  собственности, государственных архивов  и государственных долгов". Критерием  выступают доли населения, ВВП и  экспорта каждого из вновь образованных государств в бывшем едином государстве.

        Аналогичный подход был вначале использован  и в случае с советским долгом. Суммы долгов и активов бывшего  СССР были поделены пропорционально  вкладу республик в ВВП СССР (причем прибалтийские государства отказались нести бремя внешней задолженности  по политическим мотивам). Доля России составила около 61%, на втором месте по сумме долга оказалась Украина - около 16%.

        Однако, как показала практика, ни одно из молодых  государств - правопреемников, кроме  России, не оказалось в состоянии  выполнить взятые на себя обязательства. В результате политического давления со стороны западных стран - кредиторов был принят так называемый "нулевой вариант", согласно которому в течение 1992-1993 гг. бывшие республики СССР передали Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам.

        В итоге только за 1992-1993 гг., по данным платежного баланса, сумма выплаченных  процентов и просроченной задолженности  составила порядка 15 млрд. долл., что  превысило активное сальдо по экспорту товаров и услуг (около 14 млрд. долл. за тот же период)

        Таким образом, Россия стала плательщиком по долгам СССР, а в качестве компенсации  российское государство получило право  требования по кредитам, предоставленным  Советским Союзам некоторым развивающимся  странам, а также другие зарубежные советские активы (недвижимость, доли в уставном капитале коммерческих фирм).

        Последствия "нулевого варианта" для России можно оценить как негативные. В настоящее время очевидно, что  бремя внешней задолженности, унаследованной от Советского Союза, оказалось непосильным  для российской экономики. Подтверждением этому служат дефолты, объявленные  по всем обязательствам бывшего СССР в 1998 году.

        Что касается долгов развивающихся стран  СССР, то ситуация с ними тоже не внушает  оптимизма. В 1993-96 гг. были проведены выверки и на их основании была определена сумма задолженности порядка 150 млрд. долл. Однако большая часть приходится на беднейшие и слаборазвитые страны. Кроме того, при вступлении России в Парижский клуб в 1997 году в качестве страны-кредитора значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными "перспективными" должниками остались Индия (исправно погашающая свой долг товарными поставками), Ирак, Сирия.

        Следующим этапом в возникновении внешней  задолженности можно считать  образование собственно российских долгов (таблица 2). За период существования Россия, как независимое государство, произвела собственные внешние заимствования на сумму 77,1 млрд. долл. Такая активная политика на рынке внешних заимствований была обусловлена проводимой в этот период жесткой денежно-кредитной политикой, в соответствии с которой объем денежной массы в экономике сохранялся неизменным, и поэтому использовались только не эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита.

Таблица 2

Заимствования России, начиная с 1992 года

 
Вид заимствования Объем, млн. долларов  
Кредиты, полученные от правительств иностранных государств 14900  
том числе:    
Финансовые 11260  
Связанные 3640  
Кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм 5970  
Кредиты, полученные от международных финансовых организаций 22400  
в том числе:    
от МВФ 15773  
от МБРР (финансовые кредиты) 4282  
от МБРР и ЕБРР (связанные кредиты) 2345  
Государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 27036  
ОВВЗ 11121  
Еврооблигации 15915  
Кредиты, полученные от Банка РФ 6800  
Государственные гарантии в иностранной валюте 0  
 

        К внутренним факторам, повлекшим разрастание  внешней задолженности, относится  общеэкономическое состояние России на этапе перехода к рыночной экономике. Среди внутренних факторов, повлекших  рост российского внешнего долга  в переходный период, следует отметить мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации.

        При проведении данной политики в качестве "номинального якоря" был принят рыночный курс рубля по отношению  к американскому доллару. Стабильность обменного курса вела к подавлению инфляции, росту производства, возрастанию  инвестиций. Оборотной стороной такой  политики стало повышение реального  курса рубля, ухудшение платежного баланса путем стимулирования импорта  и, как следствие, рост государственного внешнего долга в части, связанной  с поддержанием искусственно завышенного  курса рубля.

        Таким образом, образование и рост российской внешней задолженности в большей  степени следует рассматривать  как результат внутренних экономических  дисбалансов, выразившихся в бюджетном  дефиците и завышенном курсе национальной валюты.

        За  последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре  совокупного национального долга  России (государственный внешний  и внутренний, внутренний корпоративный  и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его тенденции и динамики.

        Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний  государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое  увеличение внутреннего государственного долга. В 2006-2008 гг. в соответствии с  прогнозом социально-экономического развития России политика замещения внешнего долга внутренним продолжится. Если на начало 2004 г. внутренний долг - составлял 19,4% внешнего, то на конец 2008 г. эта величина возрастет до 92,3%.

        Таким образом, под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением  конверсий и консолидации займов.

        Государственный кредит - это специфические отношения  по поводу перераспределения части  стоимости валового внутреннего  продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные  с формированием дополнительного  к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных (реже - заимствованных) средств  на возвратной основе или для обеспечения  гарантий. В этих отношениях орган  власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

        Особенность государственного долга как финансового  явления состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств.. Когда речь идет о государственном долге, то взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов публичной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита, а источником погашения государственных заимствований и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета или новые заимствования.

        Принцип возвратности подразумевает возврат  выданных взаймы денежных средств.

        Принцип срочности означает, что в кредитном  договоре должен устанавливаться срок кредитования и этот срок должен заемщиком  соблюдаться.

        Принцип платности заключается в том, что за пользование заемными средствами заемщик, как правило, уплачивает кредитору  ссудный процент.

        Государственный долг может быть следствием экономической  политики государства. Идея привлечения  займов для решения различных  социально-экономических задач не редкость. Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число  имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для  осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических  преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. В США в период с 1983 по 1992 г. дефицит  федерального бюджета в среднем  составлял 207 млрд. долл. в год. Хронический  дефицит текущего платежного баланса  характерен для Швеции, Испании, Австралии, Новой Зеландии и других государств.

        Долговые  обязательства РФ могут быть в  форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг  от имени Правительства РФ, а также  других долговых обязательств, гарантированных  Правительством РФ. Порядок, условия  выпуска и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. 
     
     
     
     

  1. Современное состояние государственного внешнего долга РФ
 

    Внешний долг России — обязательства, возникающие  в иностранной валюте (ст. 6 Бюджетного кодекса  РФ).

    В абсолютном выражении российский внешний  государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в мире. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП стран. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. В то же время в этом месяце Россия после двенадцатилетнего перерыва снова вернулась к заимствованиям на внешнем рынке, разместив два транша еврооблигаций на $5,5 млрд.

    Для сравнения — после кризиса 1998 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему  бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг  должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения  цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит  планируется покрывать за счёт новых  кредитов. В наихудшем случае в  ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд. Для сравнения в странах Закавказья долг составляет в несколько раз  меньше. Так например у Грузии долг составляет 3.8 млрд долларов, у Армении - 4,4 млрд долларов, Азербайджана - 2,5 млрд долларов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Внешний государственный долг