Внешний государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………….3
1. Государственный внешний долг РФ……………………………4
1.1 Понятие государственного долга……………………………….4
1.2 История возникновения государственного внешнего долга РФ..7
2.Современное состояние государственного внешнего долга РФ…..15
2.1. Структура государственного внешнего долга РФ …………...16
2.2. Государственный внешний долг РФ сегодня…………………….20
2.2.1. Динамика государственного внешнего долга России…………21
2.2.2. Внешний долг частного и федерального сектора……………..23
2.2.3. Долги иностранных государств…………………………………24
3. Проблемы управления внешним долгом……………………………26
3.1. Основные задачи по управлению внешним долгом……………..26
3.2. Пути преодоления ……………………………………………….....27
3.3. Методы управления государственным внешним долгом………..28
4. Последствия накопления внешнего долга…………………………..32
Заключение……………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Финансы.docx

— 76.64 Кб (Скачать)

    2.1 Структура государственного внешнего  долга РФ 

    Государственным внешним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими  лицами, номинированные в основном в евро и долларах США. Внешний государственный долг РФ включает в себя задолженность по кредитам правительств иностранных государств (в том числе официальным кредиторам Парижского клуба и бывшим странам СЭВ), по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм (кредиторы Лондонского клуба), по кредитам международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР) и государственные ценные бумаги России (еврооблигационные займы, ОВВЗ).

    Внешние заимствования осуществляются на основе международных договоров Правительством РФ или от имени российских юридических  лиц. Законом установлен предельный размер государственных внешних  заимствований РФ, который не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и выплате российского  долга. Учет и регистрация заимствований  и предоставляемых кредитов находится  в ведении Минфина РФ, а их порядок  определяется Правительством РФ.

    Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по следующим параметрам:

    1. Срок действия - долговые обязательства  РФ могут носить краткосрочный  характер (до 1 года), среднесрочный  характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет); все долговые обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет;

    2. Право эмиссии - эмитентом долговых  обязательств РФ могут выступать  центральное правительство, правительства  национально-государственных и административно-территориальных  образований, а также органы  местного самоуправления;

    3. Признак субъектов - держателей  ценных бумаг - долговые обязательства  РФ могут быть реализуемыми  только среди населения, только  среди юридических лиц, а также  как среди юридических лиц,  так и среди населения;

    4. По форме займы делятся на  облигационные и безоблигационные; облигационные займы предполагают эмиссию ценных бумаг; без облигационные займы оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

    Займы также классифицируются по форме  выплаты доходов и методам  размещения.

    Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения  займа и другие условия. Внешние  облигационные займы на иностранных  денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими  консорциумами. За эту услугу они  взимают комиссионные.

    Взятые  взаймы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других стран поступают в распоряжение органов государства, превращаясь  в дополнительные финансовые ресурсы. Как правило, государственные займы  в разных формах используются для  покрытия бюджетного дефицита.

    Рассмотрим  подробнее структуру внешнего государственного долга.

    В общем объеме долговых обязательств по кредитам, полученным от правительств иностранных государств, основной объем  долга составляют обязательства  перед странами-членами Парижского клуба кредиторов.

    Парижский клуб — неофициальная межправительственная организация индустриально развитых стран-кредиторов, инициатором создания которого выступила Франция. Объединение  было создано в 1956 году, когда Аргентина  согласилась встретиться со своими кредиторами в Париже.

    Главная задача, которую решает Парижский  клуб в настоящее время — реструктуризация задолженности развивающихся стран.

    Реструктуризация  ипотечных кредитов стала актуальна  в России в конце 2008 года, когда  многие заёмщики потеряли работу, или  их доходы значительно уменьшились. Реструктуризация позволяет заёмщику отсрочить выплаты по ипотеке  на льготный период (до года). Реструктуризация ипотечных кредитов осуществляется через систему принадлежащего государству  Федерального Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), в  частности, в регионах — через  региональных операторов и сервисных  агентов АИЖК (Список партнеров АИЖК в регионах России). АИЖК будет осуществлять реструктуризацию несколькими способами:

    1) Предоставление заёмщику заёмных  средств со стороны кредитора  и АИЖК (Смешанный договор) для  полного погашения ипотечного  кредита;

    2) Предоставление заёмщику со стороны  АИЖК стабилизационного займа  для погашения заёмщиком ежемесячных  платежей (не более 12 мес.) по ипотечному  кредиту без изменения графика  платежей;

    3) Предоставление заёмщикам со  стороны кредитора стабилизационного  кредита в целях погашения  заёмщиком ежемесячных платежей (не более 12 мес.) по ипотечному  кредиту без изменения графика  платежей.

    С 1956 по 2009 год в рамках Парижского клуба было достигнуто 408 соглашений с 86 различными странами-должниками. Общая  сумма урегулированного внешнего государственного долга различных стран составила 513 млрд. долларов США.

    Несмотря  на то, что Парижский клуб не имеет  строго формализованного статуса, т. е. является неформальной организацией, его деятельность базируется на определённых правилах и принципах.

    Отличие Парижского клуба от Лондонского  клуба состоит в том, что он занимается урегулированием государственного долга стран-заёмщиков перед странами-кредиторами, в то время как Лондонский клуб рассматривает вопросы урегулирования долга перед частными банками-кредиторами.

    Членство  в Парижском клубе предполагает постоянный обмен информацией между  кредиторами о задолженности  и ходе ее погашения

    Лондонский  клуб - это неформальная организация  банков-кредиторов, созданная для  урегулирования вопросов задолженности  иностранных заёмщиков перед  членами этого клуба. Первые заседания  Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности  Заира перед частными кредиторами.

    Деятельность  Лондонского клуба похожа по целям  на деятельность Парижского клуба. Отличие  состоит в том, что Парижский  клуб объединяет государства-кредиторы  в лице представителей центральных  банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба  являются около 1000 банков из разных стран.

    Еще одна составляющая структуру Российского  внешнего долга - Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии.

    СЭВ создан в 1949 году, но по-настоящему активная его деятельность началась около 1960 г., когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское  экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Формально СЭВ был распущен в 1991. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве.

    Цель: экономическое и научно-техническое  сотрудничество. Также разрабатывались  единые стандарты и нормы для  стран-участниц.

    Облигации внутреннего государственного валютного  займа (ОВГВЗ) были выпущены в обращение  на основании постановления СМ — Правительства РФ №222 от 15 марта 1993 года[1] в счёт долгов Внешэкономбанка СССР (ВЭБ). Датой выпуска займа считается 14 мая 1993 года. Первоначально было выпущено 5 серий (траншей) облигаций с погашением через 1, 3, 6, 10 и 15 лет соответственно. Первые два транша были погашены в срок, погашение третьего должно было состояться 14 мая 1999 года, но было отложено до 14 ноября вместе с купонными выплатами по остальным траншам. В настоящее время весь заём погашен. 
 

    2.2. Государственный внешний долг  сегодня 

    Таблица 3

    Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 января 2010 года

Наименование Сумма, млн. долларов США Сумма, млн. ЕВРО
Задолженность перед официальными кредиторами — членами Парижского клуба 999,8 696,9
Задолженность перед официальными кредиторами — не членами Парижского клуба 1 820,4 1 268,9
Задолженность бывшим странам СЭВ 1 300,1 906,2
Коммерческая  задолженность бывшего СССР 830,5 578,9
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 3 793,9 2 644,6
Задолженность по еврооблигационным займам 26 239,6 18 290,5
Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) 1 775,3 1 237,5
Задолженность по гарантиям Российской Федерации  в иностранной валюте 881,4 614,4
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) 37 641,0 26 237,9
 
      1. Динамика  государственного внешнего долга России
 

    В 2004—2008 годах, по поручению бывшего  в то время президентом В. В. Путина, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным  ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг  стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

    Пик российского государственного долга  пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года, внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

    Для сравнения, по данным МВФ за 2009 г, государственный  долг Великобритании составлял 68,2 % ВВП, Германии — 72,5 %, Франции — 77,4 %, Канады — 81,6 %, США — 83,2 %, Италии — 115,8 %, Японии — 217,6 %. 
 
 

    Таблица 4

Дата Сумма, млрд долл. США
1991, 25 декабря 95,0
1997, 31 декабря 123,5
2000, 1 января 158,7
2001, 1 января 143,7
2002, 1 января 133,5
2003, 1 января 125,7
2004, 1 января 121,7
2005, 1 января 114,1
2006, 1 января 76,5
2007, 1 января 52,0
2008, 1 января 44,9
2009, 1 января 40,6
2010, 1 января 37,6
 
 
 
 
 
 

    2.2.2 Внешний долг частного и федерального сектора 

    По  данным Центрального Банка Российской Федерации, общий внешний долг России (частный и федеральный сектор) на 1 января 2010 года составил 471,6 млрд. долл. США. В относительном выражении внешний долг частного и федерального сектора составляет 38,2 % от объема российского ВВП.

Информация о работе Внешний государственный долг