Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:05, дипломная работа
Цель и задачи дипломного исследования. Данное исследование имеет целью комплексно проанализировать правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации; дать правовую оценку существующего на сегодняшний день правового поля регулирования государственного кредита.
Введение
Глава 1. Понятие и принципы государственного кредита
1.1 Понятие "государственный кредит" в экономическом и юридическом аспектах
1.2 Принципы государственного кредита
Глава 2. Государственный долг
2.1 Место государственного долга в системе долговых обязательств
2.2 Государственные заимствования и гарантии
2.3 Методы управления государственным долгом
Глава 3. Внешние долговые требования Российской Федерации
3.1 Понятие внешних долговых требований Российской Федерации
3.2 Правовой режим государственных финансовых и государственных экспортных кредитов
Заключение
Список библиографических источников
Однако Бюджетный кодекс РФ6 (гл.15) термин "государственный кредит" впервые применяет исключительно к отношениям, в которых государство выступает в качестве кредитора (причем только иностранных государств). В тех же случаях, когда государство выступает в качестве заемщика временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и иностранных государств, субъектов международного права и т.п., Кодекс говорит об отношениях "по государственному заимствованию", "долговых обязательствах" и т.п.
Такой подход законодателя к изменению теории государственного кредита ничем не аргументирован, хотя и "ломает" давно установленную и признанную мировой экономической и финансово-правовой науками парадигму по данному вопросу.
В финансово-правовой науке на сегодняшний день не сложилось однозначного определения понятия "государственное кредитование", а также не отмечены его основные особенности, выявление которых, на наш взгляд, позволит рассматривать государственное кредитование как самостоятельный институт госкредита.
А.Г. Куликов под государственным кредитованием понимает отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц7. Вместе с тем, не предоставляется возможным согласиться с подобной точкой зрения. Здесь необходимо отметить, что в отношениях по государственному кредитованию в качестве заемщика могут выступать не только юридические и физические лица, но и иностранные государства, их юридические лица и международные организации (иные субъекты международного права), а также бюджеты различных уровней бюджетной системы.
Проф.Н.М. Артемов придерживается точки зрения, согласно которой под кредитованием понимаются "отношения по выдаче займов государством"8.
Ю.А. Крохина, Е.Ю. Грачева, отдельно не рассматривая категорию государственное кредитование, в рамках госкредита понимают под ним "общественные отношения, возникающие по поводу. размещения государством денежных средств", а также "общественные отношения, складывающиеся в процессе предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права"9.
государственный кредит долг российский
Также, в научной литературе понятием "государственный кредит" обозначаются урегулированные правовыми нормами отношения по аккумуляции государством и муниципальными образованиями временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на принципах добровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения10. При этом справедливым на современном этапе развития рыночных отношений представляется рассмотрение государственного кредита не только с позиций направления полученных средств на покрытие бюджетного дефицита, а также регулирования денежного обращения, но и с позиций направления средств на целевые инвестиционные проекты11.
Как было отмечено в ходе исследования, институт права представляет собой взаимосвязанные и взаимно обусловленные группы правовых норм, регулирующие однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Основой правового института, прежде всего, является существование круга однородных отношений, которые регулируются нормами этого института права.
Для государственного кредитования, на наш взгляд, такой группой отношений выступают - кредитные отношения, ведущие к образованию активного долга перед Российской Федерацией. В отношениях по государственному кредитованию, в отличие от отношений по государственному долгу, государство уже не привлекает, а выдает кредиты и, соответственно, не обслуживает и погашает государственный долг, а получает возврат основного долга и причитающиеся проценты в случае предоставления кредита на возмездной основе.
Из этой финансово-правовой особенности государственного кредитования вытекает иной важный признак исследуемого института - особый субъектный состав. Его финансово-правовая суть заключается в том, что государство в отношениях по государственному кредитованию всегда выступает в качестве кредитора.
Еще одним критерием выделения государственного кредитования в отдельный институт служит используемый при этом метод финансовой деятельности государства. Так, в отличие от государственного долга, где государство использует метод аккумуляции свободных денежных средств в бюджет, в отношениях по государственному кредитованию государство распределяет (предоставляет) имеющиеся денежные средства путем финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Таким образом, отмеченные финансово-правовые особенности в предметном, методологическом, субъектном, то есть в тех аспектах, которые и являются критериями разграничения, как отраслей права, так и их составных частей - правовых институтов, позволяют говорить о том, что "государственное кредитование" можно рассматривать как отдельный правовой институт государственного кредита.
Правовой основой государственного кредита, в первую очередь, является Конституция Российской Федерации12, где в п.3 ст.104 говорится, что "законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации".
Пункт 4 ст.75 Конституции Российской Федерации закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Основополагающим правовым документом, в котором закреплены правовые нормы, регулирующие отношения государственного кредита, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Следовательно, совершенствование системы государственного кредита как финансово-правового института сводится к совершенствованию норм Бюджетного кодекса, относящихся к сфере государственного долга и кредитования.
Кредит является достаточно сложной экономико-правовой категорией. Государственный кредит имеет двойственную природу: правовую и экономическую. Отношения в области государственного кредита регламентируются нормами финансового права. Данные нормы регламентируют порядок мобилизации свободных денежных средств в государственный (муниципальный) денежный фонд в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения. Кроме этого, государственный кредит - это совокупность экономических (денежных) отношений, при которой заемщиком выступает государство, а кредитором - граждане, кредитные учреждения, иностранные государства и международные организации и др. Государственный кредит позволяет достигать баланса между расходами и доходами государственного (муниципального) бюджета, позволяет государству не прибегать к эмиссионной деятельности.
Основная причина появления государственного кредита - это недостаточные доходы государственного (муниципального) бюджета. Поэтому дефицит бюджета покрывает государственный кредит. Кредит возник в период разложения первобытно-общинного строя и первоначально предоставлялся в натуральной форме (зерно, скот, потребительские товары и т.п.), а по мере становления и развития товарно-денежного обращения кредит стал предоставляться в денежной форме. Кредит как финансово-правовой институт выполняет ряд функций.
При помощи кредита происходит перераспределение денежных средств, это позволяет использовать временно свободные денежные средства, а также дает возможность сократить издержки денежного обращения.
Кредит может быть натуральным и денежным. При натуральном кредите его объектом могут быть сырье, потребительские товары и т.п. При денежном кредите объектом выступают денежные средства, ценные бумаги. По сроку кредитования кредит может быть краткосрочным; среднесрочным; долгосрочным.
По характеру кредитования кредит может быть межгосударственным; государственным (муниципальным); банковским; коммерческим; потребительским; ипотечным и др.
Существование кредитной системы вызвано объективными обстоятельствами. В каждом государстве существует кредитная система, которая состоит из ряда взаимосвязанных элементов, которые являются ее составными частями. К данным элементам относятся кредитные отношения между субъектами; система норм, регулирующих кредитные отношения, социально-психологические взаимоотношения между субъектами кредитных отношений, институциональные элементы кредитной системы - центральный банк и кредитные организации13. Как уже отмечалось, кредит порождает кредитные отношения, которые регламентируются правовыми нормами. Эффективность кредитных отношений зависит от материальной заинтересованности участников данных отношений. Все кредитные отношения объединяет то, что эти отношения носят срочный, возмездный характер, кроме того, предоставляемый кредит подлежит обязательному возврату.
Государственный кредит основывается на принципах добровольности, возмездности, целевой направленности, государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности14.
Таким образом, государственный кредит как инструмент финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг применяется государством для привлечения дополнительных денежных средств в распоряжение государства.
Привлеченные данным способом денежные средства направляются для решения основных государственных задач и функций.
Научное определение правовых понятий, к числу которых, относится и понятие правового принципа, необходимо для правильного применения норм действующего права. Вот почему исследование понятия и содержания принципов государственного кредита не может рассматриваться только как теоретическое явление, далекое от повседневной деятельности государства15.
Принцип (от латинского "principium" - основа, начало, первоначало) означает главную идею, ключевую мысль, руководящее положение, которые должны быть применены, использованы или соблюдены в определенной сфере человеческой деятельности.
Принципы всегда представляют собой первичные нормы права, включающие более частные нормы, в которых конкретизируется содержание принципов и которые подчинены этим принципам. Принципы объективны по своему содержанию, так как они определяются социально - определенными реалиями жизни общества. Принципы носят императивный, властно - повелительный характер, содержат обязательные предписания, выполнение которых обеспечивается всем арсеналом правовых средств.
Понятие "принципы государственного кредита", на наш взгляд, включает в себя те идеи, требования либо положения, которые объясняют его суть, а также те, которые описывают все пункты норм, содержащиеся в бюджетном законодательстве. Заметим, что каждая часть права владеет совокупностью общих и собственных принципов, при этом к общим относятся принципы подходящие всем отраслям права, а к собственным - подходящие только конкретно отрасли. Таким образом, принципы можно считать основанием для создания той или иной отрасли права.
Необходимо отметить, что в современной научной литературе неоднократно предпринимались попытки не только обозначить и раскрыть сущность принципов кредитования, но и выделить их целевые группы: общие и специальные, основные и дополнительные16.
Как правило, безапелляционно называют следующие принципы - добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.
Принцип добровольности государственного кредита имеет конституционную природу, поскольку в силу ч.4 ст.75 Конституции РФ государственные займы размещаются на добровольной основе. Добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в двух аспектах17.
Во-первых, добровольность частного субъекта относительно принятия решения о вступлении или нет в кредитные отношения с государством, т.е. потенциальный контрагент публичной власти вправе предоставлять государству свои временно свободные денежные средства или расходовать их по другим направлениям.
Во-вторых, добровольность в отношениях государственного кредита проявляется в конституционном запрете на принуждение субъектов к заключению договора займа по временному использованию свободных денежных средств государства. Так, Бюджетным кодексом РФ установлено, что инициатива вступления в межбюджетные кредитные правоотношения может исходить только от субъектов Федерации в лице их исполнительных органов (п.3 ст.104; п.1 ст.137 БК РФ).
Принцип добровольности проявляется и в процессе управления государственным долгом. Например, в Постановлении Правительства РФ от 20 июля 1998 г. "О мерах по стабилизации ситуации на рынках государственных долговых обязательств Российской Федерации" поручено Министерству финансов совместно с Центральным банком осуществить на основе принципа добровольности все необходимые мероприятия по досрочному погашению государственных бескупонных облигаций18.
Информация о работе Внешние долговые требования Российской Федерации