Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение внебюджетных фондов Российской Федерации, их структура и источники формирования.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 89.74 Кб (Скачать)
  1. Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
  1. 2.4. Источники формирования внебюджетных фондов

     Внебюджетные  фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей. Основным источником формирования доходов внебюджетных фондов выступают обязательные взносы, тарифы которых устанавливаются в процентах от фонда оплаты труда федеральными законами ежегодно. К доходам внебюджетных фондов относятся:

  • специальные целевые взносы и сборы, установленные для соответствующего фонда законодательной властью;
  • отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
  • средства центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета;
  • прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.
 

     ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     В России действуют следующие государственные  внебюджетные фонды:

      • Пенсионный  фонд Российской Федерации;
      • Фонд социального страхования РФ;
      • Фонд обязательного медицинского страхования;
      • Фонд занятости населения Российской Федерации.

     Эти фонды относятся к социальным внебюджетным фондам, они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования.

     Основным  документом, определяющим порядок расчета  и уплаты страховых взносов в фонды социального, медицинского и пенсионного страхования, а также порядок предоставления отчетности является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

     2010-2014 годы являются переходными и  для отдельных категорий налогоплательщиков, в это период применяются пониженные тарифы страховых взносов. С 2011 года введены новые ставки страховых взносов для разных категорий налогоплательщиков, которые отражены в приложении 1.

     С 1 января 2010 года за Пенсионным фондом Российской Федерации закреплены функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

     3.1. Пенсионный фонд Российской Федерации

     В целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ был создан Пенсионный фонд (ПФ). Фонд образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года и введен в действие с 1 января 1992г. Деятельность его регулируется Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. №2122-I.

     Существует  множество точек зрения на определения термина «Пенсионный фонд».

     Пенсионный  фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения  денежных средств, используемых главным  образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного  населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат. Такой точке зрения придерживаются ученые П.Н.Шуляк и Н.П.Белотелова [17].

     По  мнению профессора А.Г.Грязновой и  профессора Е.В.Маркиной [16], Пенсионный фонд Российской Федерации – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета, предназначенный для финансового обеспечения защиты граждан от особого вида социального риска – утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности; для нетрудоспособных членов семьи – смерти кормильца; для отдельных категорий трудящихся – длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

     Согласно  экономическому словарю Пенсионный фонд РФ представляет собой самостоятельное  финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление финансами  пенсионного обеспечения.

     ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами  Президента РФ, постановлениями и  распоряжениями Правительства РФ. Денежные средства фонда являются федеральной собственностью и не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат. Общий бюджет ПФР составляет 1/3 Федерального бюджета РФ. В ПФР входят региональные отделения, создаваемые по решению правления фонда для осуществления государственного управления финансами пенсионного обеспечения в республиках, входящих в состав РФ, автономных областях, округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Фонд и его региональные отделения являются юридическими лицами, имеют гербовую печать со своим наименованием, расчетные, валютные и иные счета в банках.

      В основные задачи ПФР входят:

    • целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения;
    • организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
    • капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
    • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием средств;
    • разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

     Пенсионный  фонд РФ обеспечивает выполнение основной функции в пенсионной системе  – финансирование выплат назначенных  пенсий своевременно. Возможность перехода от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной была заложена в 1996г., когда был введен Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионной страхования». Он установил правовую основу и порядок учета сведений о гражданах, на которых распространяется действия Федерального закона «О государственных пенсиях Российской Федерации» от 5 мая 1997 г. № 77-ФЗ. В соответствии с этим Законом застрахованным является лицо, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, а также занятое на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиям труда, лицо, за которое уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Весомая часть бюджета Пенсионного фонда  РФ – страховые взносы, уплачиваемые субъектами пенсионного страхования, к которым относятся:

  1. работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;
  2. крестьянские хозяйства;
  3. родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
  4. физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;
  5. физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
  6. частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;
  7. нотариусы, занимающиеся частной практикой.

     Все они должны зарегистрироваться в  качестве страхователей у уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

     Средства  ПФР используются на выплату:

Пенсий:
  • трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
  • за выслугу лет;
  • военнослужащим и членам их семей;
  • пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.
Пособий:
  • на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет;
  • одиноким матерям;
  • материальной помощи престарелым и инвалидам.

     В условиях инфляции пенсии гражданам  пересматриваются в сторону повышения за счет Пенсионного фонда. ПФР финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фона идут на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФР могут быть вложены в ценные бумаги.

       Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная  дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно- территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда.

       Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных  программ социального обеспечения, а также, контроль над расходованием средств. Кроме ПФР, вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).

     Бюджет  ПФР и смета расходов (включая  фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным  органом. В законе о бюджете ПФР  утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая  сумма расходов - по направлениям.

     Наряду  с бюджетным финансированием  и внебюджетными социальными фондами дополнительным источником средств, направляемых на цели социального развития, являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ), функционирующие на добровольной коммерческой основе. Начало деятельности НПФ связано с принятием 16 сентября 1992 г. Указа Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах».

     С помощью НПФ обеспечиваются дополнительные возможности Государственного пенсионного фонда. Негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников пенсионного фонда. Работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.

     3.2. Фонд социального страхования  РФ

     ФСС образован в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

       Основные задачи Фонда:

  • обеспечение гарантированных государством пособий;
  • участие в разработке и реализации госпрограмм охраны здоровья работников;
  • подготовка мер по совершенствованию социального страхования.

     Средства  ФСС образуется за счет:

  • страховых взносов работодателей;
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • ассигнований из республиканского бюджета РФ;
  • прочих доходов.

Информация о работе Внебюджетные фонды