Внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучение внебюджетных фондов Российской Федерации, их структура и источники формирования.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль и структуру современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных и специальных внебюджетных фондов РФ;
3) дать обзор современного состояния социальных внебюджетных фондов РФ.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 89.74 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА №3

 

       По дисциплине: «ФИНАНСЫ»      

                     Тема: «Внебюджетные фонды» 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

ВВЕДЕНИЕ 

     Переход к рыночной экономике сопровождался  формированием новой финансовой системы, важным звеном которой являются в настоящее время внебюджетные фонды государства.

     Любое государство, должно выражать интересы общества в различных сферах его  жизнедеятельности. Деятельность государства  направлена на регулирование следующих важных сфер человеческих взаимоотношений: экономику, политику, социальное обеспечение и защиту, экологию,  демографию, культуру, науку и другие. Главной задачей государства при урегулировании этих отношений является ловкое сочетание своих требований с пожеланиями граждан, что на практике не всегда получается.

     Стоит отметить, что с помощью внебюджетных фондов можно влиять на процессы производства, путем финансирования или кредитования наиболее важных отраслей экономики, а  также решать задачи по оказанию социальных услуг населению.

     Постепенно  из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

     Анализ  направлений и результатов деятельности внебюджетных фондов является актуальной задачей. Ее значение в настоящее  время существенно в связи  с постоянным дефицитом бюджета  страны и необходимостью целенаправленного  решения социальных проблем, финансируемых  за счет этих фондов.

     Объект  исследования – государственные  внебюджетные фонды.

     Предмет исследования – экономическая основа деятельности государственных внебюджетных фондов.

     Цель  курсовой работы - изучение внебюджетных фондов Российской Федерации, их структура и источники формирования.

     В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) изучить понятие, роль и структуру  современных внебюджетных фондов РФ;

     2) изучить источники формирования  и механизм работы основных  и специальных внебюджетных фондов РФ;

     3) дать обзор современного состояния  социальных внебюджетных фондов РФ. 
 
 

     ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО –  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 

     1.1 Общие положения о внебюджетных фондах

     Внебюджетные  фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно, в названии фонда указана цель расходования средств.

     Целью создания общегосударственных и  других целевых фондов, является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

     Перед внебюджетными фондами стоят  важные задачи: обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные сферы экономики; расширить социальные услуги населению.

     Вне федерального бюджета образуются государственные  фонды денежных средств, управляемые  органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные  для реализации конституционных  прав [8] граждан на:

  • социальное обеспечение по возрасту;
  • социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении (ст. 39);
  • социальное обеспечение в случае безработицы (ст. 37, п. 3);
  • охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 41, п. 1).

     Каждый фонд имеет  особенности при формировании и  использовании средств, но есть общие  черты для всех фондов:

  • государственное регулирование системы страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от финансового положения;
  • внебюджетные фонды являются общедоступными и охватывают всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
  • необлагаемость взносами, отчисления в фонды осуществляют работодатели от всех сумм оплаты труда, выплаченных работникам, тем самым работодатели страхуют своих работников;
  • все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. При ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина, взносы перераспределяются государством в пользу нуждающихся;
  • многообразие видов социального обеспечения;
  • гласность, демократический характер. [5]

     Правовой  статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.  
 

         1.2 Экономическая природа внебюджетных фондов

     Превращение экономики России из планово-распределительной  или административно-командной системы в рыночную, привело к ослаблению роли государства, проявлением чего стало преобразование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого фонда испытывает на себе каждый.

     Возникновение внебюджетных государственных фондов связано со специальными видами расходов правительства. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались специальными доходами. Количество и перечень специальных фондов и счетов не были постоянными. Поскольку они не утверждались представительным органом, и правительство могло создавать и использовать эти средства в более оперативном режиме, создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в различных областях. Правительство, таким образом, имело возможность за счет временно свободных средств аккумулировать их в специальных фондах, покрывать кассовые разрывы и дефицит бюджета, осуществлять непредвиденные расходы.

     Значительная  часть внебюджетных фондов – это  юридическое лицо, но некоторые из внебюджетных фондов – это лишь средства на внебюджетном счете, управление которыми поручено существующим структурам (федеральным, региональным, муниципальным, общественным или даже коммерческим).

     Внебюджетные  фонды, помимо деления по принадлежности и решаемым ими задачам, можно классифицировать по цели создания, периоду функционирования, охвату проблем:

     1) в зависимости от целей создания  внебюджетные фонды подразделяются на:

  • социальные фонды;
  • экономические фонды;
  • научно-исследовательские фонды;
  • кредитные фонды;
  • фонды личного и имущественного страхования;
  • военно-политические.

     2) в зависимости от предполагаемого  периода функционирования программы или условно намеченного времени для осуществления конкретных целей фонды могут быть бессрочного, долгосрочного или краткосрочного действия. Примером фонда бессрочного действия является экологический фонд, долгосрочного действия – фонд регионального развития, краткосрочного – фонд помощи беженцам. Однако деление это весьма условно;

     3) по охвату проблем внебюджетные  фонды могут быть общего характера (фонд регионального развития) и более конкретного характера (например, фонд развития автомагистралей в республике, крае или области);

     4) в соответствии с уровнем управления фонды подразделяются на государственные и территориальные.

     Социальные  фонды - это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. К основным социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

     Экономические фонды предназначены для регулирования хозяйственных процессов. К ним относятся инвестиционные фонды и фонды модернизации, через них осуществляется финансирование государственных и частных компаний в форме субсидий и льготных кредитов.

     Научно-исследовательские  фонды используются для финансирования научных исследований в промышленности и строительстве, а также для содержания государственных научных центров, осуществляющих фундаментальные исследования.

     Кредитные фонды - это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных  институтов,  предоставляемые  на  условиях  возврата  и  уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития страны. 

    ГЛАВА 2. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ  В  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     2.1 История возникновения внебюджетных фондов

     Первоначально внебюджетные фонды в РФ появились  в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средства для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось. Возможность создавать внебюджетные фонды, ставшие важным звеном финансовой системы, было закреплено Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. и Законом РФ "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов" от 15 апреля 1993г. На основе данного закона органы власти в рамках законодательства могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов высших органов государственной власти.

     Согласно  Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. большинство внебюджетных денежных фондов РФ было консолидировано в федеральном бюджете и получило статус целевых бюджетных фондов. К ним относятся: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, Фонды социального развития Государственной налоговой службы РФ, Фонд развития таможенной системы РФ, Федеральной службы налоговой полиции и Федеральной пограничной службы РФ, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд Министерства РФ по атомной энергии, Государственный фонд борьбы с преступностью.

     2.2. Особенности внебюджетных фондов  РФ

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации [14];
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом.
 
 

     2.3. Состав бюджетов государственных внебюджетных фондов

     В состав государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

  1. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
  • бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • бюджет Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.

Информация о работе Внебюджетные фонды