Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:34, реферат
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
проблема правового статуса отчислений в государственные социальные
внебюджетные фонды. Эта проблема неоднократно обсуждалась на самом высоком
уровне и дважды Конституционный Суд РФ в своих постановлениях подчеркивал,
что, несмотря на определенную специфику этих платежей, они имеют налоговую
природу. Однако эти платежи не были поименованы в Законе РФ «Об основах
налоговой системы в РФ» и, следовательно, не подпадали под категорию
законно установленных налогов, что позволяло на основании положений
Конституции РФ ставить под сомнение необходимость их уплаты.
Конечно, решение о признании
платежей во внебюджетные
налогами было бы не только правовым решением, но и необычайно важным по
своим политическим и экономическим последствиям событием, сравнимым с
катастрофой, поскольку, будучи принятым, оно немедленно разрушило бы
пенсионную систему и систему социального страхования, поставило бы под
угрозу
существование миллионов
связи с введением в действие части первой Налогового кодекса совместные
пленумы Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ приняли
специальное решение, определив при этом, что эти платежи не относятся к
налогам на том основании, что обязанность по их уплате установлена не
Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ», а специальными актами
законодательства.
Другая группа проблем
друг от друга налоговая система и система платежей в государственные
социальные внебюджетные фонды приводили к неэффективному расходованию
государственных средств, дублированию функций разных органов и
дополнительным сложностям в выполнении требований налогового
законодательства. Эти проблемы являлись следствием того, что Пенсионный
фонд РФ и другие социальные фонды объективно не могли создать столь же
эффективную систему налогового администрирования и организовать такую же
систему налогового контроля, какие были созданы МНС, хотя контролируемыми
плательщиками взносов в государственные внебюджетные фонды имели тех же
лиц, которые в качестве налогоплательщиков подлежали контролю со стороны
налоговых органов. Неудивительно, что даже число организаций, состоящих на
учете в налоговых органах, существенно отличалось от числа организаций,
состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ.
В то же время органы
частью первой Налогового кодекса, были признаны полноценными участниками
налоговых правоотношений и были наделены практически всеми правами
налоговых органов, включая право проводить налоговые проверки, предъявлять
требования об уплате налогов (взносов), осуществлять списание средств с
банковских счетов организаций и реализовывать другие полномочия налоговых
органов. Из всех полномочий налоговых органов органы социальных
внебюджетных фондов не были наделены только правами приостанавливать
операции по банковским счетам налогоплательщиков и арестовывать имущество
налогоплательщика.
Такое положение приводило к тому, что к одному и тому же
налогоплательщику с проверками независимо друг от друга могли приходить
представители налоговых органов, а также проверяющие от четырех социальных
фондов. При этом каждая команда контролеров могла проверять
налогоплательщика только в отношении правильности уплаты им тех налогов или
взносов, которые относились непосредственно к их компетенции. Таким
образом, контролируя при проведении налоговой проверки организации
правильность уплаты подоходного налога (в отношении которого организация
выступает в роли налогового агента), сотрудники налоговых органов не могли
проверить начисление и уплату взносов в Пенсионный фонд РФ, имеющих сходную
налоговую базу.
Для налогоплательщиков
и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой платежей
(взносов) в государственные социальные внебюджетные фонды, дополнительно
усугублялись несовпадением правил определения налоговой базы по подоходному
налогу и взносам в каждый из этих фондов, имеющих свои особенности.
Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало дополнительных
административных и финансовых ресурсов. Не совпадали также порядок и сроки
уплаты этих налогов и сборов.
Одно из направлений мобилизации средств, предназначенных для
финансирования мероприятий по государственному социальному страхованию,
связано с совершенствованием работы по учету и контролю за поступлением
страховых
взносов в государственные
Идея введения единого социального налога, т.е. объединения всех
страховых взносов, возникла еще в 1998 г., когда Госналогслужба России
(ныне — Министерство по налогам и сборам РФ) предложила при сохранении
механизма сбора страховых взносов в социальные внебюджетные фонды
установить для них единую унифицированную налогооблагаемую базу и передать
функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения из-
за их не совершенства оказались невостребованными, и вопрос остался
открытым.
Теперь же после принятия части второй Налогового кодекса РФ и
Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ “О введении в действие
части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в
некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января
2001 года вступил в силу новый порядок исчисления и уплаты взносов в
государственные социальные внебюджетные фонды. Главой 24 части второй
Налогового кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]
В составе ЕСН
социального
страхования и фонды
целью
мобилизации средств для
пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
Сумма единого социального
отдельно
по каждому социальному
и территориальным ФОМС) и, скорее всего, будет перечисляться на счета
фондов отдельными платежными поручениями.
Ставки единого социального
|Налог. |Пенсионный |Фонд |Фонды | |Итого |
|База на |фонд РФ |социального |обязательного | | |
|кажд. Отд.| |страхования | | | |
| | |Российской |медицинского | | |
|Раб-ка | |Федерации |страхования | | |
|нарастающи| | | | | |
|м итогом с| | | | | |
|нач. года | | | | | |
| | | |Федеральный |Территориальн| |
| | | |фонд |ые фонды | |
|1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|До 100 000|28,0% |4,0% |0,2% |3,4% |35,6% |
|руб. | | | | | |
|От 100001 |28000 р. + |4000р.+2,2% |200 руб. + |3400руб.+1,9%|35600 |
|руб. |15,8% с |с суммы, |0,1% с суммы, | |руб. + |
|до 300000 |суммы, |превыш. | |с суммы, | |
|руб. |превыш. |100000 руб. |превыш. |превыш. |20,0% с|
| |100000 | |100000 |100000 |суммы, |
| |руб. | |руб. |руб. | |
| | | | | |превыш |
| | | | | |100000 |
| | | | | | |
| | | | | |руб. |
|От 300001 |59600 руб. |8400 руб. + |400 руб. + |7200 руб. + |75600 |
|руб. до |+ |1,1% |0,1% |0,9% |руб. + |
|600000 |7,9% |с суммы, |с суммы, |с суммы, | |
|руб. |с суммы, |превышающей |превышающей |превышающей |10,0% |
| |превышающей|300000 |300000 |300000 |с |
| | |руб. |руб. |руб. |суммы, |
| |300000 | | | | |