Внебюджетные фонды Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:34, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Работа содержит 1 файл

ФИК-впф.docx

— 94.38 Кб (Скачать)

проблема  правового  статуса   отчислений   в   государственные   социальные

внебюджетные  фонды. Эта проблема неоднократно обсуждалась  на  самом  высоком

уровне и дважды Конституционный Суд РФ в своих постановлениях  подчеркивал,

что, несмотря на определенную специфику этих платежей, они  имеют  налоговую

природу. Однако эти платежи не были поименованы  в  Законе  РФ  «Об  основах

налоговой системы  в  РФ»  и,  следовательно,  не  подпадали  под  категорию

законно  установленных  налогов,  что  позволяло  на   основании   положений

Конституции РФ ставить под сомнение необходимость  их уплаты.

    Конечно, решение о признании  платежей во внебюджетные фонды  незаконными

налогами  было бы не только правовым решением,  но  и  необычайно  важным  по

своим  политическим  и  экономическим  последствиям  событием,  сравнимым  с

катастрофой,  поскольку,  будучи  принятым,  оно  немедленно  разрушило   бы

пенсионную  систему и  систему  социального  страхования,  поставило  бы  под

угрозу  существование миллионов пенсионеров  и государства. В этих условиях  в

связи с введением в действие  части  первой  Налогового  кодекса  совместные

пленумы  Верховного  Суда  РФ  и  Высшего  Арбитражного  Суда   РФ   приняли

специальное решение, определив при этом, что  эти  платежи  не  относятся  к

налогам на том основании,  что  обязанность  по  их  уплате  установлена  не

Законом РФ «Об основах  налоговой  системы  в  РФ»,  а  специальными  актами

законодательства.

    Другая группа проблем состояла  в  том,  что  существовавшие  независимо

друг  от  друга  налоговая  система  и  система  платежей  в  государственные

социальные  внебюджетные  фонды  приводили  к  неэффективному   расходованию

государственных   средств,   дублированию   функций   разных    органов    и

дополнительным    сложностям    в    выполнении    требований     налогового

законодательства. Эти проблемы  являлись  следствием  того,  что  Пенсионный

фонд  РФ и другие социальные фонды  объективно  не  могли  создать  столь  же

эффективную систему налогового администрирования  и  организовать  такую  же

систему налогового контроля, какие были созданы  МНС,  хотя  контролируемыми

плательщиками взносов в государственные  внебюджетные  фонды  имели  тех  же

лиц, которые  в качестве налогоплательщиков  подлежали  контролю  со  стороны

налоговых органов. Неудивительно, что даже число  организаций,  состоящих  на

учете в налоговых органах,  существенно отличалось  от  числа организаций,

состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ.

    В то же время органы внебюджетных  социальных фондов, в  соответствии  с

частью  первой Налогового кодекса,  были  признаны  полноценными  участниками

налоговых  правоотношений  и  были  наделены   практически   всеми   правами

налоговых органов, включая право проводить  налоговые  проверки,  предъявлять

требования  об уплате налогов  (взносов),  осуществлять  списание  средств  с

банковских  счетов организаций и реализовывать  другие  полномочия  налоговых

органов.  Из   всех   полномочий   налоговых   органов   органы   социальных

внебюджетных  фондов  не  были  наделены  только  правами   приостанавливать

операции  по банковским счетам налогоплательщиков  и  арестовывать  имущество

налогоплательщика.

    Такое  положение  приводило   к  тому,  что   к   одному   и   тому   же

налогоплательщику с проверками независимо  друг  от  друга  могли  приходить

представители налоговых органов, а также проверяющие  от  четырех  социальных

фондов.   При   этом   каждая   команда    контролеров    могла    проверять

налогоплательщика только в отношении правильности уплаты им тех налогов  или

взносов,  которые  относились  непосредственно  к  их   компетенции.   Таким

образом,  контролируя  при   проведении   налоговой   проверки   организации

правильность  уплаты подоходного налога  (в  отношении  которого  организация

выступает в роли налогового агента), сотрудники налоговых органов  не  могли

проверить начисление и уплату взносов в  Пенсионный фонд РФ, имеющих  сходную

налоговую базу.

    Для налогоплательщиков трудности  соблюдения налогового законодательства

и законодательства, связанного с социальным страхованием и уплатой  платежей

(взносов)  в государственные  социальные  внебюджетные  фонды,  дополнительно

усугублялись  несовпадением правил определения  налоговой базы по  подоходному

налогу  и  взносам  в  каждый  из  этих  фондов,  имеющих  свои  особенности.

Соответственно, точное соблюдение законодательства требовало  дополнительных

административных  и финансовых ресурсов. Не совпадали  также порядок  и  сроки

уплаты  этих налогов и сборов.

    Одно  из   направлений   мобилизации   средств,   предназначенных   для

финансирования  мероприятий  по  государственному  социальному  страхованию,

связано с совершенствованием работы по  учету  и  контролю  за  поступлением

страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

    Идея  введения  единого  социального   налога,  т.е.  объединения   всех

страховых взносов, возникла  еще  в  1998 г.,  когда  Госналогслужба  России

(ныне  — Министерство по  налогам   и  сборам РФ)  предложила  при  сохранении

механизма  сбора  страховых  взносов   в   социальные   внебюджетные   фонды

установить  для них единую унифицированную  налогооблагаемую базу  и  передать

функции учета и контроля одному ведомству. Однако тогда эти предложения  из-

за  их  не  совершенства  оказались  невостребованными,  и  вопрос   остался

открытым.

    Теперь  же  после  принятия  части  второй  Налогового   кодекса РФ   и

Федерального  закона от 5 августа 2000 г.  № 118-ФЗ  “О введении  в  действие

части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений  в

некоторые законодательные акты Российской Федерации  о  налогах”  с  1 января

2001 года  вступил в  силу  новый   порядок  исчисления  и  уплаты  взносов  в

государственные  социальные  внебюджетные  фонды.  Главой  24  части  второй

Налогового  кодекса РФ был введен единый социальный налог (ЕСН).[11.с.50-53]

    В  составе  ЕСН  консолидированы   взносы  в   Пенсионный   фонд,   Фонд

социального страхования и фонды обязательного  медицинского страхования  —  с

целью мобилизации средств для реализации права  граждан  на  государственное

пенсионное  и социальное обеспечение и медицинскую  помощь.

    Сумма единого социального налога  должна исчисляться налогоплательщиками

отдельно  по каждому социальному внебюджетному  фонду (ПФР, ФСС,  Федеральному

и территориальным  ФОМС)  и,  скорее  всего,  будет  перечисляться  на  счета

фондов  отдельными платежными поручениями.

    Ставки единого социального налога  указаны в следующей таблице:

|Налог.    |Пенсионный |Фонд         |Фонды         |             |Итого  |

|База на   |фонд РФ    |социального  |обязательного |             |       |

|кажд. Отд.|           |страхования  |              |             |       |

|          |           |Российской   |медицинского  |             |       |

|Раб-ка    |           |Федерации    |страхования   |             |       |

|нарастающи|           |             |              |             |       |

|м итогом с|           |             |              |             |       |

|нач. года |           |             |              |             |       |

|          |           |             |Федеральный   |Территориальн|       |

|          |           |             |фонд          |ые фонды     |       |

|1         |2          |3            |4             |5            |6      |

|До 100 000|28,0%      |4,0%         |0,2%          |3,4%         |35,6%  |

|руб.      |           |             |              |             |       |

|От 100001 |28000 р. + |4000р.+2,2%  |200 руб. +    |3400руб.+1,9%|35600  |

|руб.      |15,8% с    |с суммы,     |0,1% с суммы, |             |руб. + |

|до 300000 |суммы,     |превыш.      |              |с суммы,     |       |

|руб.      |превыш.    |100000 руб.  |превыш.       |превыш.      |20,0% с|

|          |100000     |             |100000        |100000       |суммы, |

|          |руб.       |             |руб.          |руб.         |       |

|          |           |             |              |             |превыш |

|          |           |             |              |             |100000 |

|          |           |             |              |             |       |

|          |           |             |              |             |руб.   |

|От 300001 |59600 руб. |8400 руб. +  |400 руб. +    |7200 руб. +  |75600  |

|руб. до   |+          |1,1%         |0,1%          |0,9%         |руб. + |

|600000    |7,9%       |с суммы,     |с суммы,      |с суммы,     |       |

|руб.      |с суммы,   |превышающей  |превышающей   |превышающей  |10,0%  |

|          |превышающей|300000       |300000        |300000       |с      |

|          |           |руб.         |руб.          |руб.         |суммы, |

|          |300000     |             |              |             |       |

Информация о работе Внебюджетные фонды Российской Федерации