Влияние финансовых рычагов и стимулов на деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
изучить сущность понятий «финансовый рычаг», «финансовый стимул»,
узнать об основных финансовых рычагах и стимулах, применяемых в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Пскова,
разработать ряд практических рекомендаций по решению проблемы эффективности применения финансовых рычагов и стимулов в деятельности изучаемой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1. Финрычаги и стимулы в деятельности организации………....…4
1.1. Финансовые рычаги и стимулы как экономические категории…………....4
Выводы по главе 1………………………………………………………….……9
Глава 2. Финансовые рычаги и стимулы, используемые при организации работы в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова………………………………...…………………..11
2.1. Льготы, предусмотренные для деятельности МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова…………………..…………....11
2.2. Стимулирующие надбавки, доплаты, моральное поощрение работников МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Пскова…....15
Выводы по главе 2……………………………………………………………..24
Глава 3. Проблема эффективного использования применения финансовых рычагов и стимулов в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова…………………………26
3.1. Основные выводы и практические рекомендации по решению проблемы применения финансовых рычагов и стимулов в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова…………………………..……26
Выводы по главе 3…………………………………………………………...…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...31

Работа содержит 1 файл

МОИ ФИНАНСЫ.docx

— 77.72 Кб (Скачать)
ign="justify">     С 2009-2010 учебного года молодые специалисты (сегодня их пять), работающие в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1», получают материальную помощь от области в рамках Постановления Администрации Псковской области от 23 октября 2009 г. №413 «Об утверждении Положения об условиях и порядке назначения и выплаты денежного пособия педагогическим работникам областных и муниципальных общеобразовательных учреждений» в размере 50000 рублей ежегодно [5].

     Настоящее Положение определяет условия и  порядок назначения и выплаты  денежного пособия педагогическим работникам областных общеобразовательных  учреждений и муниципальных общеобразовательных  учреждений, работающим по окончании  образовательного учреждения среднего или высшего профессионального  образования в общеобразовательном учреждении и имеющим стаж педагогической работы до трех лет.

     Однако  сегодня вечерняя школа сталкивается с достаточно жестким ограничением фондов стимулирования - в этой ситуации большее внимание уделяется программам нематериального стимулирования, а также объединению программ стимулирования и социальной защиты (табл. 1).

     Таблица 1

Виды  стимулирования, применяемые в организации.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ
Денежные:
  • Оплата труда работника:
  • Оклад по НСОТ;
  • Возможность работать в группах репетиторства
  • Компенсирующие доплаты;
  • Стимулирующие доплаты
  • Доплаты: согласно положению о НФ
Социальные:
  • Участие в управлении школой;
  • Престижность труда;
  • Возможность самосовершенствования, самореализации;
  • Возможность для обучения;
  • Выдвижение на общественную работу
Неденежные:
  • Путевки в санаторно-курортные учреждения от профсоюза;
  • Страхование от несчастных случаев;
  • Кратко/долговременная нетрудоспособность;
  • Направление на курсы повышения квалификации с сохранением оплаты
Моральные:
  • Признание результатов труда;
  • Делегирование полномочий на представление школы  в сторонних организациях
  • Присвоение почетного звания "Заслуженный работник по профессии";
  • Награждение Почетной грамотой;
  • Награждение по результатам конкурсов; по итогам работы
 

     Выводы  по главе 2

     Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования является одной из основных тактических задач, решение которой способствует достижению стратегической цели Министерства образования  и науки Российской Федерации  – обеспечению доступности качественного  образования для всех слоев населения  как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе [1].

     Действующей системе финансового регулирования  образования свойственны недостатки, характерные для всех учреждений, финансируемых из бюджета [1]:

  • жесткая регламентация статей расходов;
  • невозможность перераспределения ресурсов между статьями;
  • высокие административные издержки привлечения внебюджетного финансирования.

     Для обеспечения высокоэффективных  финансовых и социально-экономических  условий развития системы образования, создания условий для реализации целей образования и обеспечения  развития общества на этой основе требуется  внедрение новых финансово-экономических  механизмов. Они призваны:

  • обеспечить многоканальное финансирование;
  • расширить самостоятельность образовательных учреждений в использовании средств;
  • обеспечить общественный контроль и усилить ответственность руководителей за качество образовательных услуг [1].

     Для решения данных задач необходимо привлечение регионального финансирования (приоритетным здесь является обеспечение  функционирования общенациональной системы  оценки качества образования), а также  организационно-методические разработки по переходу образовательных учреждений на новые организационно-правовые формы, а системы высшего образования  – на новые механизмы финансирования [1, с. 11] [9].

 

     Глава 3. Проблема эффективного использования применения финансовых рычагов и стимулов в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова

     3.1. Основные выводы  и практические  рекомендации по  решению проблемы  применения финансовых  рычагов и стимулов  в МОУ «Вечерняя  (сменная) общеобразовательная  школа №1» города  Пскова

      Сегодня образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Мир объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина. Именно поэтому становится особенно значимым вопрос привлечения в школы высококлассных специалистов, и  одного энтузиазма здесь не достаточно - необходимо использовать также финансовые рычаги и стимулы. Вместо этого мы видим:

  1. противоречие действующей законодательной базы и практики финансирования школ (чтобы выжить, школам приходится активно пользоваться «добровольной» спонсорской поддержкой родителей),
  2. преобладание субъективных факторов при принятии решений, формировании, утверждении и исполнении бюджетов,
  3. дифференциация финансовой обеспеченности по регионам и внутри регионов многое другое.

     Таким образом, органы управления образованием теряют один из главных рычагов управления – финансовый.

     Именно  поэтому одной из основных задач экономической стратегии развития образования должны стать разработка и внедрение эффективной политики финансовых рычагов и стимулов в школах. Нужно сформировать эффективные экономические отношения в сфере образования, новые механизмы ресурсного, в первую очередь, финансового, стимулирования учреждений образования.

     Для решения этой задачи можно предложить следующие меры:

  1. государство должно пересмотреть свое отношение к образованию и принять согласованное на всех уровнях власти политическое решение о реализации принципа приоритетности в отношении образования (не разово, за счет проектов, а комплексное и долговременное);
  2. соблюдать принцип финансового регулирования и стимулирования развития образования при принятии федеральных законов, затрагивающих вопросы налогообложения школ;
  3. ввести целевые субвенции субъектам Российской Федерации на развитие общего образования.

         В условиях ограниченных финансовых возможностей страны система  образования должна обеспечить эффективное  использование своих финансовых ресурсов, прежде всего бюджетных. Инструментом решения этой задачи сегодня является переход на нормативное финансирование общеобразовательных учреждений - это финансирование общеобразовательных учреждений в расчете на одного учащегося [10], так называемое «подушевое финансирование».

         Нормативное8 бюджетное финансирование в расчете на одного учащегося означает, что:

- определяется  величина норматива бюджетного  финансирования в расчете на  одного учащегося (например, 4,5 тыс.  руб. в год);

- школа  получает бюджетное финансирование  пропорционально численности в  ней учеников.

      Федеральный норматив бюджетного финансирования должен приниматься каждый год вместе с  Законом «О бюджете» и обязателен к исполнению региональными и  местными бюджетами. На уровне субъекта РФ принятый федеральный норматив нельзя уменьшить, его можно только увеличить.

      Сегодня не все затраты школы финансируются из бюджета. Можно предложить простой выход – поделить имеющиеся бюджетные средства на школьное образование в данном году на число школьников и принять полученный результат за бюджетный норматив в расчете на одного учащегося.

      Полученный  в данном году норматив в каждом последующем должен увеличиваться  в определенном темпе, заведомо превышающем инфляцию.

      В этом случае финансирование становится прозрачным, начинают работать уже финансовые рычаги и стимулы повышения эффективности.

      Бюджет  на школьное образование также растет в определенном темпе, заведомо превышающем  инфляцию. Тогда норматив на одного учащегося учитывает, в том и числе сокращение численности учеников, может увеличиваться даже быстрее.

      Устанавливаемый темп роста норматива или бюджета  в целом определяется нормативом потребностей в расчете на одного учащегося и регулярно обновляется  в соответствии с растущими запросами  общества, изменением образовательного стандарта. В каждом конкретном году будет известно, как сильно расходятся значения норматива потребностей и  норматива бюджетного финансирования, и может ставиться задача о  коррекции темпов роста бюджета  или непосредственно норматива. [28]

      Финансирование  школьного образования становится нормативным в расчете на одного ученика, начинается конкуренция между  школами за учащихся. Чем больше в школе учащихся, тем больше бюджетных  средств она получит. В большей  степени это касается начального образования. Возникает ситуация «кто быстрее», какая школа в городе или в районе привлечет большее  количество детей в первые классы. Как правило, большинство учащихся остается в одной и той же школе  до ее окончания.

      Для школы не важно из какой семьи  ученик – бедной или богатой; каждый из них принесет ей одинаковую сумму.

     Нужно отметить, на деле так не происходит. «Борьба» сегодня идет только за «хороших» учащихся – «плохих» дневные школы «отсеивают» большим потоком из 9 и 11 классов, в том числе, и в исследуемую школу. Делается это ради показателей качества и эффективности, за которые тоже платят. Но ведь и за норматив в классах платят. Необходимо выработать финансовые рычаги, стимулы таким образом, чтобы школам стало выгодно работать со всеми ребятами (это сохранит ребятам психику, а государству добавит, возможно, больше благополучия в будущем). Можно использовать такую формулу: за получение знаний, навыков в пределах образовательного стандарта платит бюджет, а сверх стандарта – все становится дополнительной платной услугой.   

          Новый механизм финансирования образовательных учреждений по нормативам в расчете на одного обучающегося должен обеспечить в первую очередь:

  • прозрачность финансовых потоков на всех уровнях;
  • развитие межбюджетных отношений в системе образования;
  • эффективное использование средств.

      Таким образом, переход к оптимизации бюджетных расходов вовсе не означает их сокращение на школьное образование, а знаменует собой переход к справедливому и эффективному использованию бюджетных средств, которые общество ежегодно готово тратить на образование [12]. 

     Выводы  по главе 3

     С учетом сказанного, в качестве основных направлений совершенствования финансового регулирования и стимулирования оплаты труда учителей следует отметить:

- использование адресных мер9 поддержки, стимулирующих повышение качества, снижение зон неэффективности10 в оплате труда,

-  переход  на новую систему оплаты труда,  позволяющую «отвязать» зарплату учителей от аудиторной нагрузки.  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Итак, на примере МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»  мы рассмотрели возможности использования финансовых рычагов и стимулов при организации работы муниципальном образовательном учреждении.

     Используя в качестве основных источников информации федеральные, местные законы и локальные акты, а также статистические данные о деятельности школы мы выявили, что главным финансовым рычагом в исследуемой организации являются различного рода льготы при налогообложении.

Информация о работе Влияние финансовых рычагов и стимулов на деятельность организации