Влияние финансовых рычагов и стимулов на деятельность организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является деятельность МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова.
Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:
изучить сущность понятий «финансовый рычаг», «финансовый стимул»,
узнать об основных финансовых рычагах и стимулах, применяемых в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Пскова,
разработать ряд практических рекомендаций по решению проблемы эффективности применения финансовых рычагов и стимулов в деятельности изучаемой организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Глава 1. Финрычаги и стимулы в деятельности организации………....…4
1.1. Финансовые рычаги и стимулы как экономические категории…………....4
Выводы по главе 1………………………………………………………….……9
Глава 2. Финансовые рычаги и стимулы, используемые при организации работы в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова………………………………...…………………..11
2.1. Льготы, предусмотренные для деятельности МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова…………………..…………....11
2.2. Стимулирующие надбавки, доплаты, моральное поощрение работников МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» г. Пскова…....15
Выводы по главе 2……………………………………………………………..24
Глава 3. Проблема эффективного использования применения финансовых рычагов и стимулов в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова…………………………26
3.1. Основные выводы и практические рекомендации по решению проблемы применения финансовых рычагов и стимулов в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова…………………………..……26
Выводы по главе 3…………………………………………………………...…28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...31

Работа содержит 1 файл

МОИ ФИНАНСЫ.docx

— 77.72 Кб (Скачать)

     Различного  рода стимулы, выражающие содержание финансового  механизма, могут быть применены  при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных  льгот предусмотрен по налогам, взимаемым  в бюджет путем частичного или  полного освобождения предприятий  от их уплаты.

     Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные  с развитием производства, с социальными  потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных  видов продукции (работ, услуг). При  сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного  рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

     Льготы  и санкции применяются и при  организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий  и организаций всех форм собственности. Например, они могут быть применены  за не целевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

     Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением  финансовых рычагов и стимулов, разработкой  норм и нормативов, является оперативный  учет изменений хозяйственных процессов  и своевременное воздействие  на них, направленное на повышение эффективности  экономического развития государства [27,11,25,15,28]. 

     Выводы  по главе 1

     Выражая определенную экономическую категорию, финансы одновременно являются инструментом воздействия на производственно-хозяйственную  деятельность предприятия через  финансовый механизм, включающий в  себя, в том числе и систему финансовых рычагов (прибыль, доходы, амортизационные отчисления, финансовые санкции, процентные ставки, дивиденды и др.) и стимулов, которая реализуется в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов.

     Причем, использование финансовых методов  и стимулов способствует реализации таких задач функционирования финансового механизма как:

1. обеспечение наиболее эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия. Оптимизация распределения сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия, выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т.п. В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств.

2. Оптимизация денежного оборота. Эта задача решается путем эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств, обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов. Одним из результатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использования и инфляции.

3. Обеспечение максимизации прибыли предприятия при предусматриваемом уровне финансового риска. Максимизация прибыли достигается за счет эффективного управления активами предприятия, вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств, выбора наиболее эффективных направлений операционной и финансовой деятельности. При этом, для достижения целей экономического развития предприятие должно стремиться максимизировать не балансовую, а чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой, амортизационной и дивидендной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна обеспечиваться в пределах допустимого финансового риска, конкретный уровень которого устанавливается собственниками или менеджерами предприятия с учетом их финансового менталитета (отношения к степени допустимого риска при осуществлении хозяйственной деятельности) и другие [22].

 

     Глава 2. Финансовые рычаги и стимулы, используемые при организации  работы в МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная  школа №1» города Пскова

     2.1. Льготы, предусмотренные  для деятельности МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова

     Основные  особенности деятельности МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» города Пскова таковы.

     Вечерняя  школа предлагает возможность выбора форм обучения для получения среднего (полного) образования. После внесения изменений в закон об образовании (об обязательности среднего  полного общего образования и продлении возрастного ценза для получения оного) это стало особенно актуально, поскольку сюда обращаются люди разного возраста и социального положения: семейные, работающие (вынужденные самостоятельно добывать себе средства к существованию), с большим перерывом в обучении (от года до 15 лет), спортсмены, мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, контрактники… Причем, 87% учащихся оставались ранее на повторное обучение. 

     Возраст обучающихся от 14 до 35 лет, причем разные возрастные категории могут обучаться  в одной группе. В школе обучается  не менее 8 % состоящих на учете в  КПДН, осужденных условно, совершивших  в течение года преступления и  правонарушения.

     Вечерняя  школа работает не только с разновозрастным контингентом,  но и принимает обучающихся весь учебный год.

     Школа с очно-заочной системой обучения в городе всего одна, по области осталось 13 вечерних школ, в Министерстве образования отсутствует отдел, курирующий вечерние школы, методический журнал также всего один – «Открытая школа», методических пособий для заочной формы обучения нет. Поэтому, что из себя представляет заочная система обучения в школе, как в ней преподавать, знают очень немногие. 

     Однако  в школе работают 21 педагог с высшим образованием. Кадры высококвалифицированные – 61,9% имеет высшую категорию, 9,5% - первую, 14,2% - вторую, 14,3% - молодые специалисты без категорий. К середине 2009-2010 учебного года все учителя имели  квалификационные категории; процент педагогов, имеющих первую квалификационную категорию повысился до 23,7, высшую – до 66,7%.

     Из-за особенностей контингента и работы с ними многие не выдерживают –  происходит охлаждение к профессии, люди уходят не только из школы, но и вообще из профессии. Поэтому применение финансовых рычагов и стимулов к работе учителей, а также администрации школы становится важным компонентом финансовой политики в школе.

     Финансовая  политика,3 реализуемая на этом, муниципальном уровне, основывается на следующих финансовых рычагах и стимулах:

  • льготы по налогам,4
  • стимулирующие надбавки, доплаты, премии и т. п.

     Рассмотрим  предусмотренные  для вечерней школы  налоговые льготы.

     Сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Рассмотрим, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ [1], сравним их с теми, которые действуют относительно вечерней школы Пскова.

     В п.п. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что  не облагаются НДС5 услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг [1].

     При оказании указанными некоммерческими  образовательными учреждениями услуг  в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного  образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен  доход, полученный за оказание этих услуг.

     Значит, репетиторские услуги и занятия с  экстернатом, приносящие доход организации, но действующие по направлению основного образования и указанные в лицензии, налогом не облагаются, что является несомненным стимулом для улучшения материальной базы школы.

     В соответствии с п.п. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. Вечерня школа также обладает льготами при определении налога на имущество [1].

     Однако  государственные и муниципальные образовательные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций. Он платится с доходов, полученных от платных образовательных и иных услуг (в терминологии НК РФ такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности).

     Глава 25 НК РФ содержит специальную статью 321.1, которая устанавливает особенности ведения учета по налогу на прибыль для бюджетных учреждений [1].

     Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль определяется как разница  между полученной суммой дохода (без  учета налога на добавленную стоимость) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Таким образом, в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя (собственника) на ведение уставной деятельности.

     К выплатам, не уменьшающим  налоговую базу по налогу на прибыль, относятся  премии, выплачиваемые  работникам учреждения, которые не предусмотрены  трудовым договором (п. 21, 22 ст. 270 НК РФ). Это, безусловно, нельзя отнести к финрычагам, способствующим укреплению экономического положения школы и ее работников.

     Кроме того, МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная  школа №1» входит во вторую6 группу льгот по налогу на имущество.

     Школа также имеет льготы по имуществу, необходимому для обеспечения пожарной безопасности. Пунктом "б" статьи 5 Закона о налоге на имущество установлено, что стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы амортизации) объектов, используемых исключительно для пожарной безопасности.

     К такому имуществу относятся: пожарная сигнализация, пожарное оборудование, противогазы, медикаменты и иные защитные средства. Методические рекомендации поясняют, что имущество, используемое для пожарной безопасности, льготируется независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности организации-владельца.

     Таким образом, мы видим: вечерняя школа, как  и другие общеобразовательные учреждения, имеет некоторые льготы при налогообложении, что, безусловно, не может не воздействовать на ее экономическое состояние как  финансовый рычаг. Правда, невольно встает вопрос: достаточно ли этих финансовых рычагов для развития данной организации. Считаем, что этого явно не хватает! Один внешний вид здания школы говорит сам за себя.  Ситуация нехватки поддержки со стороны государства затрагивает не только вечернюю школу, многие представители дневных школ города и области прямо заявляют о том, что без спонсорской поддержки со стороны родителей учащихся у них детей они бы не «выжили». 

     2.2. Стимулирующие надбавки, доплаты, моральное поощрение работников МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1»    г. Пскова

     Совершенствование финансово-экономических механизмов в сфере образования является одной из основных тактических задач, решение которой способствует достижению стратегической цели Министерства образования  и науки Российской Федерации  – обеспечению доступности качественного  образования для всех слоев населения  как основы социальной мобильности  и снижения социально-экономической дифференциации в обществе [1]. Действующей системе финансового регулирования образования свойственны недостатки, характерные для всех учреждений, финансируемых из бюджета (о них отчасти мы уже упомянули ранее)[1]:

  • жесткая регламентация статей расходов;
  • невозможность перераспределения ресурсов между статьями;
  • высокие административные издержки привлечения внебюджетного финансирования.

Информация о работе Влияние финансовых рычагов и стимулов на деятельность организации