Винансы и финансовая политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансовой политики РФ.

Задачи:
1. определить положения финансовой политики РФ;
2. проанализировать зарубежный опыт различных стран;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая основа финансовой политики…………………………5
1.1. Понятие финансов………………………………………………….5
1.2. Финансовая политика РФ………………………………………….6
1.3. Зарубежный опыт…………………………………………………10
Глава 2. Анализ финансовой политики РФ…………………………………….14
2.1 Анализ финансовой политики РФ………………………………..14
2.2 Проблемы и перспективы развития……………………………….20
Заключение. ……………………………………………………………………...29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Приложения……………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

курсач (2).docx

— 72.48 Кб (Скачать)

Налог на прибыль организаций в % от ВВП в 2010 году по сравнению с 2004 годом возрос на 1,2 п.п. до 6,6%. НДФЛ увеличился с 2,4% ВВП в 2004 году до 3,8% ВВП в 2010 году, за последние 2 года его доля увеличивалась на 0,3 п.п. ВВП ежегодно. Таможенные пошлины увеличились с 3,1%ВВП в 2004 году до 7% ВВП в 2010 году, что связано как с высокими мировыми ценами на энергоносители, так и с изменениями налогового законодательства. Этими же причинами вызван более, чем трехкратный рост налога на добычу полезных ископаемых.

Снижение ЕСН с 7,3% ВВП  в 2004 году до 5,6% ВВП в 2010 году связано, прежде всего, со снижением налоговых ставок и сохранением номинальных пороговых значений ставки при значительном росте номинальной заработной платы.

При рассмотрении распределения  налогов по отраслям можно сделать  вывод, что сравнительно велика лишь налоговая нагрузка в нефтяном секторе, где она превышает 60% от полной добавленной  стоимости. В других отраслях налоговая  нагрузка не выходит за границы 30% добавленной  стоимости.

Это оказывает влияние  и на структуру доходов бюджетной системы. В 2010 году основная доля поступлений в размере 32% - приходилась на добывающую отрасль, 17% - на обрабатывающие производства, 8% - операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 8% - на оптовую и розничную торговлю, 7% - на транспорт и связь, 5% - на строительство, 4% - на финансовую деятельность.

Расходы бюджетной системы  в последние годы находились в  среднем на уровне от 31 до 34 процентов  ВВП. Это значительно ниже уровня, характерного для наиболее развитых стран, составляющего около 40% в среднем  по ОЭСР и 46% в среднем по ЕС. В  то же время в отдельных странах  категории «развивающиеся рынки» (Тайланд, Мексика, Чили) уровень расходов заметно ниже и составляет от 18 до 25% ВВП .

Структура бюджетных расходов в нашей стране имеет существенные отличия от других стран. Сравнение  данных по странам ОЭСР (усредненным  за последние несколько лет) и России (за 2010 год) показывает, что уровень государственных инвестиций в нашей стране можно назвать сравнительно высоким, тогда как социальные расходы - на образование и здравоохранение в России ниже среднего уровня.

Таблица 2. Расходы консолидированного бюджета в 2004-2010 годах (без учета трансфертов внебюджетным фондам)% ВВП

 

РАСХОДЫ ВСЕГО 

Общегосударственные вопросы (без учета процентных расходов)

Национальная оборона

Национальная экономика 

Жилищно-коммунальное хозяйство

Охрана окружающей среды

Образование

Здравоохранение и спорт 

Социальная политика

2004

26.1%

1.7%

2.6%

5.6%

3.0%

0.14%

3.2%

2.2%

1.4%

2005

26.6%

2.0%

2.8%

6.7%

2.2%

0.06%

3.3%

2.2%

2.0%

2006

27.9%

2.3%

2.9%

6.5%

2.2%

0.07%

4.0%

2.5%

2.3%

2007

26.7%

2.3%

2.8%

6.0%

2.0%

0.07%

3.8%

2.4%

2.4%

2008

24.5%

2.1%

2.5%

5.2%

1.8%

0.05%

3.7%

2.3%

2.3%

2009

24.0%

2.4%

2.7%

3.5%

2.2%

0.10%

3.7%

2.6%

2.4%

2010

23.8%

2.3%

2.5%

3.5%

2.4%

0.09%

3.8%

2.8%

2.3%


 

Расходы консолидированного бюджета находились на уровне 23,8-27,9%ВВП. В 2010 году они увеличились на 3 п.п. ВВП по сравнению с прошлым годом и составили 26,8%ВВП. Процентные расходы снизились более, чем в 7 раз и составили 0,5% ВВП в 2010 году. Значительные изменения произошли в социальной сфере: увеличились расходы на образование с 3,2%ВВП в 2000 году и 4,0%ВВП в 2010 году, на здравоохранение и спорт - с 2,2%ВВП до 2,9%ВВП, на социальную политику с 1,4%ВВП до 2,4%ВВП (табл. 2).

Средний уровень расходов федерального бюджета в 2004-2010 гг. составил 17,3% ВВП, в т.ч. 18,1% в 2010 году. Основными статьями расходов в этот период были «Межбюджетные трансферты» (5,4% ВВП), «Общегосударственные вопросы» (2,8% ВВП) и «Национальная оборона» (2,7% ВВП). В среднем на эти направления ежегодно расходовалось 29%, 18% и 16% средств федерального бюджета соответственно.

Среднегодовой номинальный  прирост совокупных расходов федерального бюджета за 2004-2010 гг. составил 22,9%, средний реальный прирост - 9,1%, в то время как реальный рост ВВП за этот период составил 7 процентов.

Результатом проводимой в  последние годы бюджетной политики в стране стало значительное снижение величины государственного долга. Если в 2004 году его величина была близка к 100% ВВП, то к концу 2010 года размеры государственного долга упали до 7,3% ВВП, в т.ч. внешний долг - до 3,3% ВВП. По данному показателю наша страна имеет один из лучших показателей среди всех стран. Низкая величина государственного долга позволила значительно снизить процентные расходы: они сократились с 3,9% ВВП в 2004 г. до 0,5% ВВП в 2010 году. Это позволило направить сэкономленные ресурсы на развитие экономики, решение социальных задач, реализацию национальных проектов. Так, средства, освободившиеся благодаря досрочному погашению внешнего долга перед Парижским клубом официальных кредиторов, были направлены в Инвестиционный фонд для финансирования приоритетных проектов по развитию общественной инфраструктуры.

Снижение государственного долга снизило макроэкономические риски и, таким образом, стало  важным фактором повышения инвестиционной привлекательности российской экономики. Оно привело также к повышению  странового предела кредитных рейтингов, что обеспечило низкие ставки по внешним заимствованиям банков и небанковских учреждений. В целом проводимая в последние годы макроэкономическая и бюджетная политика внесла существенный вклад в динамичный рост российской экономики. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2004-2010 гг. составили 7%.

 

2.2. Проблемы и перспективы развития финансовой политики РФ

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и других отраслей, а также субъектов  РФ.

Как уже говорилось, финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение  необходимой величины ресурсов и  выработки для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей  и задач. В состав такой политики включают бюджетную, налоговую, кредитную, инвестиционную составляющие.

Но эти подходы не совсем полны и точны. Прежде всего, финансовая политика предполагает разработку некоего  плана, наличие конкретных ресурсов для его осуществления, а также  последовательности разумных действий на основе данного плана и имеющихся  ресурсов для достижения поставленных целей и задач. Но не только данный процесс влияет на конечный результат. Необходимо учитывать многие сопутствующие  моменты, и, прежде всего, существующую социально-экономическую реальность, в которой осуществляется финансовая политика. Так даже идеальный бюджет вряд ли будет выполнен, если в период его реализации произойдут события, которые повлияют на базовые условия  жизни общества. К таким событиям можно также отнести стихийные  бедствия, массовые беспорядки, ажиотажный спрос на товары первой необходимости  и целый ряд других. Поэтому  следует оказывать необходимое  воздействие для устранения или  хотя бы снижения негативных и для  усиления положительных факторов, от которых также зависит конечный результат финансовой политики. Например, к ним можно отнести обеспечение  политической и социальной стабильности, устойчивого и безопасного международного положения и т.д.

Таким образом, под финансовой политикой понимаем управление финансами, т.е. выработку целей и задач, на которые необходимо направить ассигнования, поиск ресурсов и путей достижения поставленных целей, в сочетании  с влиянием на внешние факторы, от которых также зависит получение  намеченных результатов, а данное управление представляет из себя процесс, состоящий  из таких этапов как разработка системы  целей и задач, создание информационной базы, прогнозирование, планирование, организацию управления, оценку полученных результатов, стимулирование и контроль. [8, C.79-86]

Кроме того, мы различаем  внутри нее такие достаточно самостоятельные  направления, как антимонопольную, бюджетную, валютную, кредитную, налоговую, страховую и таможенную политику. При этом все они между собой  взаимосвязаны: одна влияет на другую. И поэтому должны разрабатываться  и осуществляться в тесной и непрерывной  взаимосвязи между собой.

О необходимости проведения согласованной по всем направлениям политики может говорить хотя бы такой  факт. Ежегодно бюджеты всех уровней  лихорадит из-за больших неплановых расходов на ликвидацию последствий  стихийных бедствий (наводнения в  Якутии, на Северном Кавказе, лесные и  торфяные пожары и т.д.), но одновременно не принимается кардинальных решений  по изменениям в страховой политике, которые могли бы и должны бы снять  полностью или по крайней мере существенно смягчить пиковый, чрезвычайный и негативный характер внеплановых нагрузок на бюджетную политику.

Несогласованность же антимонопольной  и бюджетной политики ежегодно влечет за собой принятие решений о повышении  цен и тарифов на продукцию  и услуги естественных монополий, которое  приводит к тому, что в ходе реализации уже принятых бюджетов всех уровней  появляются, во-первых, выпадающие доходы, а во-вторых, дополнительные расходы. Так, повышение тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки  существенно снижают прибыль  большинства предприятий и, следовательно, поступления в бюджеты и одновременно приводят к удорожанию коммунальных услуг для учреждений образования, здравоохранения и культуры, а  значит и увеличению расходов бюджетов.

Уточним понятие цели в  финансовой политике. Такая цель должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов РФ. Тогда в качестве такой цели могут быть только общие интересы всего населения - повышение благосостояния каждого человека.

При этом на различных этапах развития экономики и в отдельных  регионах может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже  достигнутого реального уровня доходов. Например, в Москве дальнейшее повышение  уровня жизни, значительно более  высокого, чем в других регионах страны, неизбежно приведет к излишнему  притоку мигрантов в столицу  с одновременным обострением  всех социально-экономических проблем  и, следовательно, к значительным бюджетным  расходам для их решения.

Целью финансовой политики государства (и субъекта РФ в частности) должно быть увеличение или сохранение уровня реальных доходов на душу населения  и на этой основе обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране, в том числе на уровне каждого  региона. [7,C.42-44]

При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятия таких нормативов на уровне РФ, которые  сегодня разработаны во многих субъектах  РФ. В то же время только централизованно  их разработать невозможно. Не могут  же быть одинаковыми нормативы наполняемости  школьных классов в городах и  в сельской местности, нормативы  выделения средств на строительство  автомобильных дорог в центре России и на Дальнем Востоке. Однако и без разработки и принятия нормативов на уровне государства не обойтись. Поэтому должен быть, как можно  скорее, принят закон РФ, который  имел бы «рамочный характер» для  финансовых и социальных нормативов или стандартов, а также определял  методику определения конкретных значений внутри этих показателей.

Формирование целей - это  также управляемый (регулируемый) процесс. Например, в настоящее время реальный рост доходов населения пока не приводит к качественным изменениям в целенаправленности его расходов. Среди них, к сожалению, почти отсутствуют долгосрочные потребности: покупка или постройка жилья. И государство пока сделало недостаточно необходимых усилий по развитию жилищного строительства, в том числе на базе становления ипотечного кредитования. Возможные усилия государства в этом деле, направленные на такую корректировку интересов людей и, следовательно, целей финансовой политики способствовали бы значительному притоку средств населения в качестве инвестиций в развитие реального сектора экономики - в сферу строительства и в сферу промышленности строительных материалов. И далее повлекло бы за собой развитие других отраслей экономики. В конечном счете, все это привело бы к увеличению доходов предприятий, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и, следовательно, к росту потенциала самой финансовой политики.

Очень важно разобраться  с тем, от чего зависит реализация намеченных планов, что является ресурсами  финансовой политики. Считать, что в  их качестве выступают только поступившие  в казну налоги и сборы, было бы не совсем правильным. Ведь в случае наличия запасов разведанных  природных ресурсов, развитого промышленного  производства и других благоприятных  факторов возможно привлечь дополнительные финансы в виде банковских кредитов, облигационных займов и других заемных средств.

Ресурсами финансовой политики являются:

во-первых, величина развития производительных сил, т.е. совокупности людей, находящихся в трудоспособном возрасте, обладающих определенными  профессиональными знаниями и пригодных  по состоянию здоровья к участию  в производственном процессе, основных фондов предприятий всех отраслей экономической  деятельности, а также расположенных  на данной территории и изученных  природных ресурсов;

 во-вторых, величина собственного  финансового капитала;

 в-третьих, степень  развития финансовой инфраструктуры.

Взаимодействие в процессе производства этих трех составляющих и образует все основные финансовые потоки. [2, №10]

В настоящее время плановое регулирование всех составляющих ресурсов финансовой политики отсутствует. Например, экспортные таможенные пошлины на продукцию, отсутствующие у экономически развитых стран, повышают себестоимость продукции  и снижают прибыль отечественных  предприятий и тем самым делают их товары менее конкурентоспособными, сдерживают их техническое перевооружение и, следовательно, в конечном счете, фактически помогают зарубежным конкурентам  снижать объемы производства в стране, «тормозят» экономическое развитие и приводят в конечном счете к снижению получаемых государством этих же самых пошлин, т.е. снижают ресурсы финансовой политики.

Российская Федерация, как  и ее большинство субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными  силами, включая людской потенциал, находящий далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.,). Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.

Информация о работе Винансы и финансовая политика РФ