Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:26, курсовая работа
Цель работы – выявить особенности российского финансового лизинга. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить лизинг как экономическую категорию;
– классифицировать виды лизинга;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава 1. Лизинг как экономическая категория………………………………….5
1.1. Понятие и сущность лизинговых операций..………………………….........5
1.2. Финансовый лизинг, его особенности………………………………..........20
Глава 2. Финансовый лизинг в России…………………………………………26
2.1. Налоговая политика государства 2011-2013 и финансовый лизинг……..26
2.2. Рынок лизинга в России по итогам 2010 года…………………………….29
Заключение………………………………………………………………….........35
Список использованных источников………………...………………................37
Приложение 1…………………………………………………………………….38
Приложение 2…………………………………………………………………….40
Приложение 3…………………………...………………………………………..
В любом случае эффективность лизинговой сделки очень зависит от особенностей договора и методики расчета лизинговых платежей. Поэтому перед подачей заявки на лизинг в ЛК необходимо тщательно ознакомиться с условиями лизингового и сопутствующих ему договоров (купли-продажи, залога, поручительства и т.п.). Для этого стоит привлечь опытного юриста. Расчет лизинговых платежей должен быть тщательно пересчитан экономистом лизингополучателя. Если его расчеты не совпадают с расчетами ЛК, то ЛК, заботящаяся о своей репутации, обязательно даст разъяснения либо вышлет свой расчет по электронной почте в формате Excel, где по формулам можно будет восстановить логику предоставленного расчета лизинговых платежей.
У серьезных лизинговых компаний
есть собственные интернет-сайты. На
них потенциальный
Каждая лизинговая компания использует массу мелких хитростей, которые призваны увеличить доходы от каждой сделки. Так, например, на стадии предварительных переговоров лизинговые компании не афишируют наличие дополнительных "организационных" или "административных" сборов, определенных комиссий за перевод/пересчет денег из одной валюты в другую, завышенные цены на обязательные дополнительные сервисы, включаемые в лизинг (например, страхование по единому дорогому тарифу). Все это законные способы ценообразования, однако, их надо обязательно иметь в виду для правильного сравнения.
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ В РОССИИ
2.1. Налоговая политика государства 2011-2013 и финансовый
лизинг
В числе предлагаемых мероприятий в области налоговой политики, планируемых к реализации в 2011 и в плановом периоде 2012-2013 годов, обозначенных Минфином РФ в рамках опубликованного документа «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013гг.», озвучена необходимость проведения анализа применения повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств с целью принятия решения об их дальнейшем использовании. В частности, речь идет о целесообразности сохранения нормы о применении повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды.
На сегодняшний момент, достаточно много обстоятельств и причин говорят о необходимости сохранения данной нормы как минимум в рамках рассматриваемого периода 2011 – 2013 гг.
За последние десятилетие финансовый лизинг стал востребованным и эффективным инструментом обновления основных производственных фондов компаний реального сектора экономики. Было профинансировано лизинговых сделок на сумму 2 032 млрд. руб. только за последние три года, в т.ч. вкризисный 2009год на сумму 315 млрд. руб. (по данным Эксперт Ра). При этом, львиная доля сделок приходится на авиационный транспорт, железнодорожную технику, легковой и грузовой автотранспорт, строительную технику, машиностроение.7
Так как заложенная в действующую редакцию НК РФ норма о применении повышающего коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды, является одним из основных элементов привлекательности финансового лизинга для компаний, его отмена может привести к падению спроса на лизинговые услуги. При этом, эта мера приведет к необратимым последствиям, как для самих лизинговых компаний, так и для конечных потребителей их услуг – лизингополучателей. В частности, усилится процесс по изменению состава и количества реально работающих в данной отрасли игроков. Значительно сократиться число лизинговых компаний. При этом, компаниям придется искать альтернативные пути развития бизнеса. В качестве одного из таких путей может быть оперативный (операционный) лизинг. Лизинговые компании ближе к клиенту и, помимо просто финансирования, предоставляют лизингополучателям дополнительные услуги: консультирование по юридическим, бухгалтерским особенностям лизинга; регистрация транспортных средств, помощь на дорогах, страхование и т.д. В такой ситуации единственным путем развития компаний видится расширение набора дополнительных услуг и развитие оперативного лизинга. Но сегодня эта перспектива для многих лизинговых компаний является мало вероятной последующим причинам:
Представляется, что в наибольшей степени в итоге пострадают малый и средний бизнес, которые лишатся преимущества лизинговых сделок. Финансовый лизинг – как наиболее доступная форма привлечения внешнего финансирования для малого и среднего бизнеса станет не эффективным. Интерес к лизингу останется только со стороны тех компаний, которые будут рассматривать его не как финансовый инструмент, а как сервисную услугу, позволяющую приобретать имущество с минимальным взносом и широким набором сопутствующих услуг.
Отмена коэффициента ускорения
в отношении объектов основных средств,
фактически введенных в эксплуатацию
и переданных в лизинг, приведет
к возникновению дополнительной налоговой
нагрузки. По нашим оценкам ее величина
может составить 1, 3 млрд. рублей. При этом
эта дополнительная налоговая нагрузка
в большинстве своем может быть переложена
на лизингополучателей, если такое условие
предусмотрено договором лизинга. О данном
обстоятельстве свидетельствует сложившаяся
практика работы лизинговых компаний
в условиях отмены права применения повышающего
коэффициента не выше 3-х к первым трем
амортизационным группам. В результате
лишь, те компании, доля сделок в лизинговом
портфеле которых с таким имуществом была
не велика, оставили эти расходы за собой.
Остальные постарались максимально переложить
ее на лизингополучателей, что увеличило
их обязательство перед лизинговыми компаниями.
Необходимо учитывать, что предусмотренные
действующим налоговым законодательством
преференции в отношении амортизируемого
имущества, являющегося предметом договора
финансовой аренды, в конечном итоге стимулируют
обновление основных производственных
фондов компаний реального сектора экономики,
облегчая налоговую нагрузку. Лизинговые
компании в данном случае являются лишь
«проводником» представленных действующим
законодательством возможностей.
Уже осуществленные правительством меры, призванные стимулировать процесс модернизации, такие как:
Можно однозначно утверждать, что финансовый лизинг на сегодняшний момент просто необходим экономике страны для достижения поставленных задач по созданию условий для восстановления положительных темпов роста экономики. Более того отмена права применения повышающего коэффициента, для основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга) будет губительна.8
2.2. Рынок лизинга в России по итогам 2010 года
Лизинг чрезвычайно
Изучим рынок лизинга в России по итогам 2010 года, рассмотрев несколько основных параметров.
Динамика рынка.
Стремительный рост рынка лизинга в 2010 году уже трудно назвать просто восстановлением. Прирост новых сделок за год продемонстрировал предкризисную динамику, сопоставимую с 2007 годом – сумма контрактов выросла в 2,3 раза по сравнению с 2009 годом.
Объем нового бизнеса в 2010 году составил 725 млрд. руб. (приложение 2), совокупный лизинговый портфель на 01.01.2011 увеличился до 1180 млрд руб. Сумма стоимости оборудования по новым сделкам без учета НДС (методика Leaseurope) составила 450 млрд. руб. (11,11 млрд. евро).
Увеличение активности на рынке (рис.2.1) превзошло все прогнозы: в конце 2009 года участники рынка предполагали прирост на уровне 10-20%, по итогам 9 месяцев 2010 «Эксперт РА» прогнозировал увеличение нового бизнеса на 75-85%. Фактически же рынок вырос на 130%.
Рис. 2.1. Объем нового бизнеса в 2010г. вырос в 2,3 раза
Быстрый рост, на наш взгляд, был обусловлен стабилизацией финансового состояния лизингополучателей (что позволило лизингодателям точнее оценивать риски финансирования клиентов), смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, а также агрессивной политикой лизингодателей с госучастием.
Можно предположить, что на увеличение объемов сделок повлияли и ожидания лизинговыми компаниями негативных законодательных новаций – возможно, некоторые компании стремились сформировать более значительный портфель, надеясь, что планируемые изменения налогового регулирования (в частности, возможная отмена ускоренной амортизации) не будут иметь обратной силы.
Концентрация на рынке в прошедшем году снова усилилась: доля сделок крупнейшего лизингодателя в объеме нового бизнеса составила 14,66% (в 2009г. – 10,2%, в 2008 – 6,48%), на 10 крупнейших компаний пришлось 62,4% новых сделок (в 2009 году – 50%).
Сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе «дочек» госбанков) в 2010 году составила около половины объема нового бизнеса - 47,7% (в 2009 – 25,4%, в 2008 - 13,7%).
Рис. 2.2. Профиль участников исследования за 2010г. в разрезе
собственников
Территориальное распределение сделок.
Несмотря на активизацию филиальных сетей лизингодателей, доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в 2010 году выросла - с 28,7% до 38,4% (рис. 2.4, 2.5). В географическом распределении сделок также увеличилась доля Северо-Западного ФО (с 1,9% до 2,3%), Уральского, Южного и Северо-Кавказского ФО. При этом снизилась доля Санкт-Петербурга (с 15,8% до 12,4%), Приволжского (с 10,24% до 8,4%), Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Тройку лидеров по объему сделок в Москве за 2010г. составили компании «ВТБ-Лизинг», «ВЭБ-Лизинг» и «Сбербанк Лизинг». Суммарно данные компании обеспечили 50,4% новых сделок, приходящихся на столицу.
Рис.2.4. Географическое распределение объема новых сделок за 2010г.
Рис.2.5. Географическое распределение объема новых сделок за 2009г.
Почему выгоден лизинг. Финансовая аренда (лизинг) - альтернативный метод финансирования приобретения основных средств, более выгодный для предприятия по сравнению с банковским кредитом и обладает следующими преимуществами: