Валютные расчеты и их организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является провести изучение, и систематизация понятия международных расчетов, их форм, основ осуществления валютных расчетов, а так же изучение значения расчетов на современном этапе развития экономики РФ.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
дать понятие международных расчетов и определить их сущность
рассмотреть государственное регулирование международных расчетов
проанализировать формы международных расчетов, порядок их применения
выявить риски при работе на внешнем рынке
рассмотреть финансовую глобализацию и риски при международных расчетах

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Правовые основы осуществления валютных операций…………………………….5
1.1. Цели и принципы правового регулирования валютных операций……………5
1.2. Система валютного регулирования в РФ…………………………………………9
2. Понятие и условия международных расчетов………………………………………13
2.1. Понятие и общие принципы проведения валютных расчетов………………13
2.2. Формы международных расчетов………………………………………………...17
3. Проблемы и перспективы развития расчетов………………………………………24
3.1 Финансовая глобализация, значение международных расчетов и риски
по ним…………………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………………....29
Список используемой литературы………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

    Валютное  законодательство Российской Федерации  состоит из Федерального закона № 173-ФЗ и принятых в соответствии с ним  федеральных законов. Органы валютного  регулирования издают нормативные  правовые акты по вопросам валютного регулирования в предусмотренных случаях. 
 
 

 

    

    1. Система валютного контроля в РФ
 

    Валютный  контроль в Российской Федерации  осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с действующим Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» и иными федеральными законами.

    Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

    Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

    Федеральным органом исполнительной власти по действующему в настоящее время Постановлению Правительства РФ от 23 августа 2000 года № 624 «Вопросы Министерства Российской Федерации» является Министерство Финансов РФ. Министерство Финансов РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики, промышленной политики при добычи, производстве и переработке драгоценных металлов и драгоценных камней и координирует деятельность в этих сферах иных федеральных органов исполнительной власти, и осуществляет права и функции упраздненной Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю по организации и проведению валютного контроля и ведению единой информационной системы валютного контроля.

    Приказом  Министерства финансов РФ от 18 августа 2003 года № 77н утверждено Положение о территориальных органах валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации.

    Территориальными  органами валютного контроля Министерства финансов РФ являются подразделения Министерства финансов РФ, осуществляющие свою деятельность непосредственно на закрепленной за ними территории и обеспечивающие осуществление возложенных на Министерство финансов РФ как орган валютного контроля прав и функций по проведению валютного контроля. Территориальный орган валютного контроля имеет право проводить проверки соблюдения валютного законодательства РФ резидентами и нерезидентами, выносить решения о привлечении их к ответственности за выявленные нарушения валютного законодательства РФ, а также давать обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами предписания об устранении выявленных нарушений, в пределах своей компетенции осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, получать в установленном порядке от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления своих функций в сфере валютного контроля, а также осуществлять в пределах своей компетенции иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

    Агенты  валютного контроля – организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля. К числу агентов валютного контроля относятся уполномоченные банки, подотчетные Центральному Банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля. Федеральным законом от 26.06.2004 № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» был определен статус таможенных органов Российской Федерации как агентов валютного контроля. Таким образом, таможенные органы и их должностные лица обладают правами и обязанностями агентов u1074 валютного контроля, в том числе имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля.

    Контроль  за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Контроль  за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля. Правительство Российской Федерации обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с Центральным банком Российской Федерации.

    Органы  и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции ив соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

    - проводить проверки соблюдения  резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    - проводить проверки полноты и  достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

    - запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

    Органы  валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции имеют право:

    - выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    - применять установленные законодательством  Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

    В целях осуществления валютного  контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой операции.

    Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

    Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Уполномоченные банки вправе отказать в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, либо представления им недостоверных документов.

    Оригиналы документов принимаются агентами валютного  контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

    Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

    - осуществлять контроль за соблюдением  резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

    - представлять органам валютного  контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.

    Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством Российской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий. Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

 

2.  Понятие и условия международных расчетов

    2.1  Понятие и общие принципы проведения валютных расчетов 

      Международные расчеты – это  регулирование платежей по денежным  требованиям и обязательствам, возникающим  в связи с экономическими, политическими,  научно-техническими и культурными отношениями между государствами, организациями и гражданами разных стран.

    Расчеты осуществляют преимущественно безналичным  путем в форме записей на счетах банков. Для этого на базе корреспондентских  соглашений с иностранными банками  открываются банковские корреспондентские счета: «лоро» (счет зарубежных банков в национальном кредитном учреждении) и «ностро» (счет данного банка в иностранном банке).

         Корреспондентские отношения определяют  порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения израсходованных средств

    На  территории России официальной денежной единицей является Российский рубль. Все  расчеты и платежи в стране осуществляются в рублях, за исключением  случаев предусмотренных законом. Золотое содержание рубля не устанавливается. Банк России периодически устанавливает курсы иностранных валют в рублях, которые применяются российскими организациями для целей учета и таможенных платежей. Коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление валютных операций, самостоятельно производят котировку валют в рублях, и по этим курсам (отличающимся от курсов ЦБ РФ) осуществляют обмен валют на рубли (и обратно). Эти курсы различны для наличных и безналичных расчетов.

    Валютными операциями считаются:

    - операции, связанные с переходом  права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, когда в качестве средства платежа используется иностранная валюта и платежные документы в иностранной валюте;

    - ввоз и пересылка в Россию (и  обратно) валютных ценностей;

    - осуществление международных денежных переводов.

    Валютные  ценности могут находится в собственности  как резидентов, так и нерезидентов, это право защищается государством.

    Операции  с валютой и ценными бумагами в валюте подразделяются на текущие  валютные операции (переводы валюты в  Россию и обратно, для осуществления расчетов по внешней торговле, предоставление и получение кредитов на срок не более 180 дней, неторговые расчеты и т. п.) и валютные операции, связанные с движением капитала (прямые инвестиции, портфельные инвестиции, предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней и т.п.).

          Текущие валютные операции осуществляются резидентами без  ограничений, а операции, связанные  с движением капитала - в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ.

    Физические  и юридические лица, как отечественные так и зарубежные, принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся на резидентов и нерезидентов.

    Резидентами являются:

    - физические лица, постоянно проживающие  в России, в т. ч. временно  находящиеся за границей;

    - юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории России;

    - дипломатические и иные официальные  представительства России за  ее пределами и другие.

    Нерезидентами являются

    - физические лица, постоянно проживающие  за границей, в т. ч. временно находящиеся в России;

    - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, с местонахождением  за пределами России;

    - находящиеся в России иностранные  дипломатические и иные официальные  представительства, а также международные организации и т. п.

          Резиденты могут иметь  счета и вклады в иностранной  валюте в уполномоченных банках России. Открывать счета в иностранных  банках за пределами России, им разрешается  лишь в особых случаях и на условиях, устанавливаемых ЦБ РФ.

Информация о работе Валютные расчеты и их организация