Валютно-фондовая биржа и ее роль в развитии финансового рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

В современную эпоху произошли важные изменения в организационной структуре валютно-фондового рынка, его функциональном механизме. Изменилось место этого рынка в торговле ценными бумагами и иностранной валютой. Одну из главных ролей стал играть рынок ценных бумаг в финансировании экономики. Эти новые тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные белорусские подходы в понимании работы валютно-фондового рынка при формировании акционерных обществ, организации и развития международных отношений. Говоря о высоко развитом рыночном хозяйстве в любой стране, мы подразумеваем, как один из важнейших ее секторов, рынок ценных бумаг.

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 93.25 Кб (Скачать)

7. Разрешено приобретение  акций физическим лицам (через  брокера на БВФБ). Доступ на  валютный и фьючерсный рынок  имеют ТОЛЬКО банки.

8. Готовится принятие  нового закона о ценных бумагах,  направленного на стимулирование  развития данного рынка [13].

Важный момент закона –  в нём будет прописан чёткий механизм создания, функционирования и ликвидации инвестиционных фондов (как в форме ОАО, так и в виде паевых фондов). Проект закона планируется внести в правительство в мае 2010 года, а в сентябре он должен поступить в Палату представителей.

9. Готовятся условия для  оживления сектора IPO.

Что мешает развитию фондового  рынка в Беларуси:

1. Запутанность законов  и подзаконных актов, иногда  противоречащих друг другу.

2. Отсутствие различных  финансовых институтов (ПИФы, хедж-фоды и т.д.) и (пока) законодательной базы для их возникновения.

3. Превалирование государственного  сектора в экономике, зачастую  управляемого старыми командно-административными  методами.

4. Чрезмерно жёсткие условия  для выпуска ценных бумаг (например, для выпуска своих облигаций  в обращение юридическое лицо  должно иметь у себя чистые  активы стоимостью не менее  1 млн евро, и не иметь отрицательного финансового результата от основного вида деятельности).

5. Отсутствие гарантий  и чётких, стабильных правил работы (в виде законодательной базы) для иностранных инвесторов.

6. Отсутствие механизма  для создания биржей собственного  индекса, позволяющего судить о состоянии национальной экономики.

7. Основные флагманы белорусской  экономики являются государственными предприятиями (два нефтяных завода, калийная компания, МАЗ, МТЗ и т.д.). Основная часть акций этих предприятий находится в руках государства (около 72,5% всех АО принадлежит государству) - уже всем известно, что руководство Беларуси не спешит расставаться со своими активами. Такая ситуация практически парализует рынок акций.

8. Отсутствие условий  в стране для обращения на  фондовом рынке других инструментов: векселей, опционов и т.д.

9. Недостаточная финансовая  образованность граждан страны [13].

Принятое решение правительства  РБ в 2008 году «о том, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ заключаются на биржевом рынке, за исключением ряда случаев», лишь в 2009 году нашло закрепление в нормативных документах Министерства финансов Республики Беларусь. Это привело к заключению сделок с акциями порядка 200 компаний в последний год. До этого отношение биржевого и внебиржевого рынка составляло 1% к 99%. Такое соотношение не позволяло рассчитать рыночные цены акций, так как они рассчитываются только на биржевом рынке. После изменения ситуации удалось рассчитать рыночные цены акций, которые прошли через биржевой рынок. В некоторых случаях оказалось, что рыночная цена акций превышала их номинальную и даже балансовую стоимость, что позволяет говорить о достаточно высоком потенциале некоторых белорусских предприятий, так как можно сделать вывод, что есть инвесторы, которые оценивают их достаточно высоко. Кроме того расчёт рыночной стоимости акции позволил самим акционерным обществам увидеть, что при проведении дополнительных эмиссии акций они могут привлечь больше средств за счёт размещения этих акций на бирже по рыночной цене.

Таким образом, учитывая принципиальную значимость эффективной деятельности фондового рынка, в первую очередь с точки зрения активизации инвестиционных процессов и, как следствие, обеспечения устойчивого экономического роста в стране, полагаем целесообразным в разрабатываемых программных документах национального экономического развития отразить следующие ключевые положения:

  • предусматривать целевые показатели, характеризующие устойчивое развитие фондового рынка, такие, как капитализация рынка акций и облигаций и обороты вторичного (биржевого) рынка данных финансовых инструментов (в процентах к ВВП);
  • продолжить совершенствование нормативной базы, в том числе в направлении снижения административных барьеров, связанных с обеспечением механизма функционирования рынка и укрепления доверия к нему со стороны инвесторов;
  • обеспечить вхождение белорусских эмитентов на международные финансовые рынки, включая осуществление размещения акций и облигаций белорусских эмитентов на данных рынках, в том числе путем использования механизма депозитарных расписок. В связи с этим представляется целесообразным активизировать процесс рейтингования белорусских предприятий на добровольной основе с возможностью отнесения расходов на проведение этой процедуры на себестоимость продукции (работ, услуг);
  • начать формирование системы институтов долгосрочных накоплений (институциональных инвесторов: инвестиционных, пенсионных фондов) как наиболее значимых и ресурсоемких участников фондового рынка;
  • продолжить совершенствование системы налогообложения доходов от операций с акциями и облигациями, обеспечивающей дальнейшую активизацию операций с данными инструментами, а также равные условия деятельности на различных сегментах рынка для его участников;
  • активизировать работу по оптимизации доли государства в акционерном капитале предприятий исходя из необходимости повышения эффективности управления этими активами;
  • осуществить формирование механизма секъюритизации банковских активов (кредитов), предусматривающего их трансформации в ликвидную форму через эмиссию ценных бумаг (облигаций), что будет способствовать «очищению» балансов банков и увеличению потенциала для кредитования. В связи с этим необходимо отметить, что использование механизма секъюритизации открывает перспективы для формирующихся рынков, обеспечивая повышение устойчивости экономической системы путем распределения рисков по всему финансовому сектору.

Реализация данных предложений  на фоне стабильной макроэкономической ситуации и реализации мер, направленных на дальнейшую либерализацию экономической сферы, позволит отечественному фондовому рынку стать одним из важнейших индикаторов, обеспечивающих объективную рыночную оценку состояния экономики, а также будет способствовать формированию публичной кредитной истории эмитентов [4, с. 61].

Таким образом, исследовав направления  развития валютно-фондовой биржи, необходимо сделать вывод о том, что перспективами развития ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» являются: построение современной внутри корпоративной IT-инфраструктуры; программно-технические решения для совершенствования механизма функционирования ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; совершенствования механизма функционирования каждой секции рынка ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»; модернизация клиринговой и депозитарной деятельности; расширение информационной составляющей биржевого бизнеса и др. В связи с этим реализация данных мероприятий позволит более эффективно развить фондовый рынок Республики Беларусь.

 

 

 

 


Информация о работе Валютно-фондовая биржа и ее роль в развитии финансового рынка