Управления производственными рисками на предприятии (на примере ОАО Кировский ДСК

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить теоретические основы производственного риска, и проанализировать финансовое состояние строительного предприятия ОАО «Кировский ДСК».
Предметом исследования в данной работе являются производственные риски предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…...3
Теоретико-методические основы анализа производственного риска..5
Понятие производственного риска……………………………………….5
Роль и значение производственных рисков………………………….….12
Методы управления производственными рисками……………………..15

2. Анализ финансового состояния ОАО «Кировский ДСК»………...…..19

2.1 Организационно – экономическая характеристика ОАО «Кировский ДСК»………………………………………………………………………….19

2.2 Анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность предприятия…………………………………………………..23

2.3 Оценка риска структуры активов и пассивов………………………….26

2.4 Оценка риска потери платежеспособности предприятия ОАО «Кировский ДСК………………………………………………………….…28

2.5 Оценка риска финансовой устойчивости и независимости…………..31

3. Мероприятия по совершенствованию управления рисками на предприятии…………………………………………………………………….…32

3.1 Анализ возникновения риска в деятельности предприятия ОАО «Кировский ДСК»………………………………………………………….32

3.2 Страхование как способ управления производственными рисками..35

Заключение………………………………………………………………………...39

Список используемых источников……………………………………………..41

Приложения……………………………………………………………………….43

Приложение А- Устав ОАО «Кировский ДСК»

Приложение Б - Финансовая отчетность ОАО «Кировский ДСК» за 2007г.

Приложение В - Финансовая отчетность ОАО «Кировский ДСК» за 2008г.

Приложение Г- Финансовая отчетность ОАО «Кировский ДСК» за 2009г.

Работа содержит 1 файл

к. р. по фин среде.docx

— 132.94 Кб (Скачать)

       Снабженческие риски состоят из рисков:

  • не нахождения поставщиков уникальных ресурсов, требуемых для проведения данного направления предпринимательской деятельности;
  • не нахождения поставщиков при проектируемых ценах закупок;  отказа планировавшихся поставщиков от заключения контрактов на поставку;
  • необходимости заключения контрактов на условиях, которые отличаются от наиболее приемлемых либо обычных для фирмы и отрасли;
  • затягивания кампании по организации закупок;
  • заключения контрактов на объемы текущего снабжения производства, не обеспеченные сбытом готовой продукции.

       Группа  рисков нарушения плановых сроков состоит  из рисков:

    • несоблюдения запланированного графика расходов;
    • не выдерживания намечавшегося графика доходов.

       Риски, связанные с конфликтами интересов  поддержания текущей деятельности фирмы и ее других направлений.

         Основным источником возникновения  рисков конфликтов с интересами  поддержания текущей деятельности  фирмы и других ее направлений  является вероятность того, что  в процессе хозяйственной деятельности, несмотря на наличие приоритетных  направлений, в силу ряда причин  может произойти перераспределение  средств на финансирование текущих  операций фирмы, покрытие текущих  дефицитов, финансирование других  видов деятельности.

       Таким образом, данная группа рисков является в основном несистемной, а, следовательно, у фирмы есть возможности вообще избежать их в процессе проведения своей хозяйственной деятельности.

       Транспортные  риски.

       Транспортные  риски представляют собой особенный  интерес из-за их присутствия практически  во всех видах и на всех этапах предпринимательской  деятельности. Существует международный  стандарт их классификации по ответственности, который был разработан Международной  Торговой палатой в Париже в 1919 году и унифицирован в 1936 г.

       Первая  группа транспортных рисков — это  группа Е. Риски, относящиеся к данной группе, предполагают наличие такой  ситуации, когда фирма-поставщик  держит товар, предназначенный для  внешнего использования (например, продажи), на своих собственных складах. В  этом случае риски, связанные с хранением  товара (даже после того момента, когда  деньги за него уже поступили), несет  продавец (поставщик). После этого, когда  товар находится в процессе транспортировки  от поставщика до конечного пункта, риск принимает на себя покупатель.

       Вторая  группа транспортных рисков (F) подразделяется на три подгруппы (FCA, FAS, FOB), которые  выделяются в соответствии со спецификой момента передачи товара от продавца к покупателю:

    • FCA (Free Carrier A - name of the place) — риск и ответственность 
      продавца переносятся на покупателя в момент передачи товара в 
      предварительно установленном месте;
    • FAS (Free Along Side Ship) — риск и ответственность продавца затовар переносятся на покупателя в момент передачи товара в 
      предварительно установленном порту;
    • FOB (Free On Board) — риск и ответственность продавца за товар переносятся на покупателя в момент выгрузки товара с борта корабля.

       Третья  группа (С) включает ситуации, когда  продавец и покупатель заключают  договор на транспортировку товара, но при этом не принимают на себя никакого риска. Эта группа включает в себя четыре подгруппы (CFR, GIF, CPT, CIP):

    • CFR (Cost and Freight) — продавец оплачивает стоимость транспортировки до порта прибытия, но риск и ответственность за целостность и сохранность товара и дополнительные затраты берет на себя покупатель, при этом перенос рисков и ответственности за них происходит в момент загрузки корабля;
    • CIF (Cost, Insurance, Freight) — этот вид риска означает, что к обязанностям из случая CFR продавец должен обеспечить и оплатить страховку рисков во время транспортировки;
    • CPT (Carriage Paid To) — продавец и покупатель делят между собой (не обязательно в равных долях) возможные риски;
    • CIP (Carriage and Insurance Paid To) — риски переходят от продавца к покупателю в определенном промежуточном пункте транспортировки, и при этом продавец обеспечивает и платит стоимость страховки товара.

       Четвертая группа транспортных рисков (D) предусматривает  такие ситуации, в которых все  риски, связанные с транспортировкой товара, ложатся на продавца. Данная группа подразделяется на пять подгрупп (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP):

    • DAF (Delivered At Frontier) — продавец принимает на себя риски до определенной государственной границы, после этого они переходят на покупателя;
    • DES (Delivered Ex Ship) — передача рисков продавцом покупателю происходит на борту корабля;
    • DEQ (Delivered Ex Quay) — передача рисков происходит от продавца к покупателю в момент прибытия товара в порт загрузки;
    • DDU (Delivered Duty Unpaid) — продавец принимает на себя все риски, связанные с транспортировкой до момента отгружения товара на склад покупателя;
    • DDP (Delivered Duty Paid) — продавец несет ответственность за риски до определенного (оговоренного ранее в контракте) места на территории покупателя, но последний оплачивает их страховку. 
      В том случае, если по каким-либо причинам покупатель не может произвести оплату товара в сроки, указанные в договоре, то риски могут перейти к нему ранее указанных в данной классификации сроков.

       Следует отметить, что наличие международного стандарта классификации транспортных рисков не означает, что при заключении договора (контракта) между продавцом  и покупателем риски распределяются по одному из возможных сценариев, описанных в данном классификаторе.

       Транспортные  риски тесно связаны со снабженческими и сбытовыми рисками из-за того, что могут стать их источниками. Степень транспортных рисков может  быть значительно снижена при  правильном выборе вида транспорта в  зависимости от специфики транспортируемого товара.

       Уровень транспортных рисков в значительной степени зависит от вероятности  возникновения форс-мажорных обстоятельств  в тех регионах, в которые (или  через которые) транспортируется товар.

       Реализационные  риски

       Реализационные  риски возникают на стадии продажи продукции. Подразумевается возможность понести убытки либо недополучить прибыль под влиянием таких факторов, как усиление конкурентной борьбы, изменение соотношения спроса и предложения, повышение тарифов на транспортировку и затрат на хранение продукции, снижение качества товара. Кроме того, реализационные риски связаны и с наличием многочисленных посредников, которые, закупая продукцию по искусственно заниженным ценам, затем продают ее в несколько раз дороже. Пример реализационного риска — ситуация с рынком семян подсолнечника.

       1.2 Роль и значение производственных рисков

       Актуальность  настоящей проблемы обусловлена  тем, что обеспечение безопасности населения от различных техногенных  источников в развитых странах уже  несколько десятилетий осуществляется на основе концепции приемлемого  риска, требующей количественного  определения риска и сравнения  его с допустимым (приемлемым) уровнем.

       В последние годы роль и значение управления рисками как инструмента снижения потерь и повышения эффективности  национальных экономик во всем мире постоянно  возрастает. Значение этого инструмента  возрастает, прежде всего, из-за роста  самих рисков, что является общемировой  тенденцией, обусловленной усложнением  всех сфер функционирования современного общества.

       Оценка  и управление производственными  рисками —   это не дань моде и не временная кампания, это насущная экономическая необходимость. Не стоит, наверное, подробно останавливаться на вопросе о неизбежности вступления России в мировое экономическое сообщество в качестве равноправного партнёра и о необходимости принятия уже в ближайшем будущем установленных в развитых странах правил игры, в том числе и в области охраны труда. Отметим только, что в большинстве развитых стран оценка и управление рисками в области безопасности труда являются законодательной обязанностью работодателя. К этому также следует добавить, что между управлением рисками и аттестацией рабочих мест по условиям труда (в соответствии с Положением или Порядком – всё равно) с системной точки зрения очень мало общего. Это совершенно различные подходы, соответствующие различным историческим эпохам и направленные на совершенно различные цели.

       К сожалению, в настоящее время  уровень отечественных разработок в области оценки профессиональных рисков явно недостаточен для того, чтобы можно было хотя бы рассуждать о государственном регулировании  процесса управления профессиональными  рисками, а тем более, внедрять какие-либо, мягко выражаясь, очень непрофессиональные «концепции».

       Вообще  говоря, управлением рисками для  жизни и здоровья работников, связанными с производственной деятельностью и работодатели, и работники занимались столько времени, сколько, вообще существует понятие «охрана труда». Только эта оценка была интуитивной, неосознанной. Более того, в ходу был и до сих пор остаётся безответственный лозунг о «приоритете жизни и здоровья работников» над задачами производственной деятельности, т.е. допускается возможность существования производственной деятельности без какого-либо риска для жизни и здоровья. Аксиомы безопасности жизнедеятельности в один голос утверждают, что это невозможно. Поэтому и существуют службы охраны труда и управление рисками.

       Иногда  говорят, что термин «управление  риском» неправильный, поскольку  риск имеет смысл только снижать. К сожалению, это не так. В некоторых  случаях работодатель может сознательно  пойти на повышение допустимого  уровня риска для работников, например при ликвидации аварийных ситуаций, при выполнении срочных, но очень  выгодных заказов, или, отказываясь  от некоторых ранее установленных  требований охраны труда, если после  оценки рисков окажется, что эти  ограничения связаны с ничтожными рисками (но всё-таки – рисками).

       Чем отличается неосознанная (неявная) оценка рисков от оценки рисков в рамках современной  системы управления охраной труда?

       Во-первых, оценка риска должна быть не спонтанным (подсознательным) процессом, а результатом  осознанной, целенаправленной деятельности, в которой должны быть заинтересованы и работник, и работодатель.

       Во-вторых, оценка рисков должна быть количественной, поскольку величина риска непосредственно  связана с размером заработной платы (надбавки за риск), а деятельность по снижению риска также должна быть количественно оценена, поскольку  требует затрат.

       В-третьих, оценка риска должна быть объективной, основанной на признаваемых и работодателем, и работником принципах, методах, подходах и т.п. Это означает, что подход к оценке рисков на рабочем месте  должен быть простым, понятным, в том  числе и рядовым работникам.

       Следовательно, методика оценки профессионального  риска получения производственной травмы или профессионального заболевания (далее - профессионального риска) должна отвечать следующим требованиям:

  1. методика должна предоставлять данные оценки рисков в количественном виде (при этом можно применять различные количественные шкалы: интервальные, ранговые, отношения и др.);
  2. методика должна быть простой и наглядной, т.е. обеспечивать возможность ее применения представителями младшего управленческого звена предприятий (мастер, прораб, начальник участка, бригадир), т.е. теми руководителями, которые фактически и управляют рисками;
  3. методика должна удовлетворять требованию во производимости полученных оценок с заданной точностью (например, в случае возникновения трудовых споров, при подтверждении соответствия, а также при оценке результативности проведенных мероприятий по снижению рисков).
 

       1.3 Методы управления производственными рисками

       Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

       Управление  рисками означает предотвращение появления  того или иного вида риска, определение  его стоимости, проведение предупредительных  мероприятий, позволяющих избежать или уменьшить потери.

       Важным  моментом системы управления риском является правильная оценка действительной вероятности и цены риска, которому подвергается предприятие в процессе осуществления своей деятельности.

       Под ценой риска следует понимать фактические убытки для предприятия, затраты по их уменьшению и возмещению. Выделяют три основных элемента цены риска:

  • стоимость контроля и регулирования рисков. Сюда входят расходы по содержанию и функционированию системы контроля и регулирования, включая стоимость предупредительных мероприятий и т.п.;
  • стоимость риска, находящегося в рамках ответственности предприятия, например непредусмотренные случаи ответственности страховщика;
  • стоимость передачи риска на страхование, т.е. расходы по уплате страховых платежей.

       Методы  управления рисками весьма разнообразны. Из сложившейся на настоящий момент практики достаточно четко видно, что у российских специалистов с одной стороны, и западных исследователей - с другой, сложились вполне четкие предпочтения в отношении методов управления рисками. Наличие подобных предпочтений обусловлено в первую очередь, характером экономического развития государства и, как следствие, группами рассматриваемых рисков.

Информация о работе Управления производственными рисками на предприятии (на примере ОАО Кировский ДСК