Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:18, дипломная работа
В современных условиях развития деятельность кредитных организаций в первую очередь направлена на достижение конкурентных преимуществ; укрепление своих позиций на финансовом рынке; обеспечение роста стоимости банковского бизнеса и доходности проводимых операций.
Основными путями достижения кредитными организациями таких целей являются: разработка собственной ниши в банковском бизнесе; наращивание объемов операций; освоение новых рынков и расширение сфер ведения бизнеса; снижение затрат; оптимизация доходов и расходов.
Введение
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы
Одним их методов оценки возмещаемой
стоимости кредита является метод
дисконтирования денежных потоков,
суть которого состоит в определении
будущей стоимости платежей, предусмотренных
условием кредитного договора, в течение
срока действия договора. В случае
ухудшения качества кредита (отнесения
его к более рисковой категории),
стоимость денежных потоков будет
скорректирована на сумму ожидаемых
потерь. При этом, для точного
дисконтирования всех будущих денежных
потоков по кредитным требованиям
в течение срока действия кредитного
договора до восстановления текущей
балансовой стоимости кредита, требуется
определение эффективной
В целях выработки адекватного
суждения банка о качестве кредита
и величине кредитного риска, в рамках
внедрения международного опыта, в
российской нормативной базе, регулирующей
деятельность кредитных организаций,
целесообразно закрепить такое
понятие как "управленческая отчетность
компании (заемщика)", состоящей не
только из данных финансовой отчености
предприятия-заемщика, но и любой
информации о его деятельности, как-то:
расшифровок расходов предприятия
по их видам; порядка отражения в
учете запасов; себестоимости товаров
по их группам; сроков дебиторской/кредиторской
задолженности и ее оборачиваемости
в разрезе контрагентов/
Разработанные Банком России
подходы к оценке и классификации
качества кредитных активов в
некоторой мере приближены к международным
принципам и стандартам. Так, в
основу Положения № 254-П заложены
разработки Базельского комитета по
банковскому надзору в части
обязательного наличия в
Однако в настоящее время Банком России не завершена работа по доработке требований Положения №254-П; действующий порядок оценки качества предоставленных кредитов предполагается дополнить следующими существенными условиями:
- определить понятие
- установить требование
об определении во внутренних
положениях банка критериев
- ввести положение о
том, что использование банком
некачественной информации
- рассматривать отсутствие
качественной информации о
- закрепить за Банком
России (его территориальными
Актуальной проблемой
в оценке качества ссуд остается достоверность
имеющейся у банка информации
о финансовом положении заемщика.
Оценка качества кредитов производится
банками на основании официальной
бухгалтерской отчетности, представленной
заемщиком в банк; ее официальность,
как правило, подтверждается наличием
штампа налогового органа о принятии
такой отчетности. Однако, как показывает
практика, данные этой отчетности зачастую
бывают искажены или не верно указаны
(например, данные баланса могут
не совпадать с данными отчета
о прибылях и убытках по строкам
"нераспределенная прибыль" и "чистая
прибыль"). Подтвердить достоверность
отчетности возможно только в ходе
проведения проверки деятельности заемщика,
на что у кредитной организации
отсутствуют юридические права (а
также техническая возможность)
Решить проблему получения достоверной информации о заемщике возможно через взаимодействие с кредитными бюро. Однако, как показывает практика, банки (особенно крупные, у которых имеется обширная база данных о заемщиках) не охотно предоставляют сведения по заемщикам в бюро кредитных историй, опасаясь конкуренции со стороны других банков в отношении надежных и кредитоспособных клиентов, а также раскрытия реального уровня кредитного риска по заемщикам с неблагоприятным финансовым состоянием.
По данной проблеме, в целях
активизации работы банков с кредитными
бюро, некоторые аналитики
Кредитная организация должна самостоятельно осознавать необходимость организации комплексного подхода к оценке качества кредитных вложений и управлению кредитами, опираясь на международные требования и стандарты оценки. При этом, деятельность кредитной организации должна быть организована таким образом, чтобы можно было увидеть весь бизнес-процесс банка в целом, включая процесс кредитования, его слабые места и проблемы.
В целях проведения качественного анализа кредитного портфеля банкам необходимо реализовать системный подход к анализу данных посредством построения информационной системы управления (ИСУ). Построение модели ИСУ не закреплено нормативными документами и должно осуществляется банками с учетом своих индивидуальных особенностей деятельности. ИСУ – это система отчетности, предназначенная для помощи руководству в контролировании процесса достижения целей, установленных банковской стратегией и кредитной политикой. Поэтому она должна позволять руководству банка решать следующие задачи: определять вероятность того, что управление портфелем обеспечит ожидаемые результаты деятельности (прибыльность); своевременно выявлять потребность в корректировке кредитного портфеля; определять, соответствует ли кредитный портфель банковской культуре и направлениям портфельного планирования; воздействовать на модель поведения рядовых сотрудников.
В рамках реализации Базельских
принципов эффективного банковского
надзора, Банку России предстоит
оценивать применяемые системы
выявления и измерения рисков,
возникающих в деятельности банков.
В этих целях, в части разработки
процедур взаимодействия банковского
надзора и кредитных
За Банком России целесообразно закрепить полномочия устанавливать требования к созданию банками систем управления рисками и внутреннего контроля, адекватных масштабам банковского бизнеса, разработанной банками стратегии развития, а именно: политику, процедуры по идентификации, мониторингу и управлению банковскими рисками, формы отчетности; масштабы и стандарты, которым должен соответствовать внутренний аудит в банках.
Очень важный момент в построении
системы содержательного
Заключение
Кредитование всегда являлось
основным видом деятельности кредитных
организаций в силу экономических
функций и свойств кредита, а
также высокой доходности таких
операций, которая сохранится до завершения
периода экономического роста страны
и наступления периода
Основная цель данной работы
заключалась в анализе и
В данной работе на примере
регионального банка был
В ходе изучения данной проблемы мною сделаны следующие основные выводы.
1. Бессистемное формирование
портфеля кредитов и
2. Управление кредитным
портфелем включает в себя
не только обработку
3. Планирование кредитного
портфеля осуществляется на
4. При организации процесса
кредитования важно
5. Качество управления
кредитным портфелем зависит
от качества созданной в банке
информационной системы
По результатам проведенного
анализа проблем, возникающих в
деятельности кредитных организаций
при управлении качеством кредитного
портфеля и оценке кредитного риска,
а также задач, которые поставлены
перед банковским надзором, были рассмотрены
некоторые направления по развитию
систем управления кредитным портфелем
в целях обеспечения его