Управление кредитным портфелем банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях развития деятельность кредитных организаций в первую очередь направлена на достижение конкурентных преимуществ; укрепление своих позиций на финансовом рынке; обеспечение роста стоимости банковского бизнеса и доходности проводимых операций.
Основными путями достижения кредитными организациями таких целей являются: разработка собственной ниши в банковском бизнесе; наращивание объемов операций; освоение новых рынков и расширение сфер ведения бизнеса; снижение затрат; оптимизация доходов и расходов.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломный материал.docx

— 99.32 Кб (Скачать)

Одним их методов оценки возмещаемой  стоимости кредита является метод  дисконтирования денежных потоков, суть которого состоит в определении  будущей стоимости платежей, предусмотренных  условием кредитного договора, в течение  срока действия договора. В случае ухудшения качества кредита (отнесения  его к более рисковой категории), стоимость денежных потоков будет  скорректирована на сумму ожидаемых  потерь. При этом, для точного  дисконтирования всех будущих денежных потоков по кредитным требованиям  в течение срока действия кредитного договора до восстановления текущей  балансовой стоимости кредита, требуется  определение эффективной процентной ставки.

В целях выработки адекватного  суждения банка о качестве кредита  и величине кредитного риска, в рамках внедрения международного опыта, в  российской нормативной базе, регулирующей деятельность кредитных организаций, целесообразно закрепить такое  понятие как "управленческая отчетность компании (заемщика)", состоящей не только из данных финансовой отчености  предприятия-заемщика, но и любой  информации о его деятельности, как-то: расшифровок расходов предприятия  по их видам; порядка отражения в  учете запасов; себестоимости товаров  по их группам; сроков дебиторской/кредиторской задолженности и ее оборачиваемости  в разрезе контрагентов/поставщиков.

Разработанные Банком России подходы к оценке и классификации  качества кредитных активов в  некоторой мере приближены к международным  принципам и стандартам. Так, в  основу Положения № 254-П заложены разработки Базельского комитета по банковскому надзору в части  обязательного наличия в кредитных  организациях порядка оценки качества кредитных требований; применения всей доступной информации о заемщиках  для оценки качества кредитов; регулярного  пересмотра размеров резервов на возможные  потери.

Однако в настоящее  время Банком России не завершена  работа по доработке требований Положения  №254-П; действующий порядок оценки качества предоставленных кредитов предполагается дополнить следующими существенными условиями:

- определить понятие некачественной (неактуальной, неполной и/или необъективной/недостоверной)  информации о заемщике и/или  об обеспечении ссуды;

- установить требование  об определении во внутренних  положениях банка критериев оценки  качества представляемой заемщиком  информации, а также мер по  получению качественной информации  о заемщике;

- ввести положение о  том, что использование банком  некачественной информации может  свидетельствовать о недостатках  систем управления рисками и  внутреннего контроля кредитной  организации;

- рассматривать отсутствие  качественной информации о заемщике  как один из существенных факторов, которые могут повлиять на  принятие решения о классификации  ссуды в более низкую категорию  качества, чем категория качества, присваиваемая на основании оценки  финансового положения заемщика  и качества обслуживания долга;

- закрепить за Банком  России (его территориальными учреждениями) право предъявлять к банку  требование о снижении категории  качества ссуды и/или увеличении  резерва при выявлении факта  использования банком некачественной  информации о заемщике либо  при отсутствии у надзорного  органа возможности проверить  качество информации о заемщике.

Актуальной проблемой  в оценке качества ссуд остается достоверность  имеющейся у банка информации о финансовом положении заемщика. Оценка качества кредитов производится банками на основании официальной  бухгалтерской отчетности, представленной заемщиком в банк; ее официальность, как правило, подтверждается наличием штампа налогового органа о принятии такой отчетности. Однако, как показывает практика, данные этой отчетности зачастую бывают искажены или не верно указаны (например, данные баланса могут  не совпадать с данными отчета о прибылях и убытках по строкам "нераспределенная прибыль" и "чистая прибыль"). Подтвердить достоверность  отчетности возможно только в ходе проведения проверки деятельности заемщика, на что у кредитной организации  отсутствуют юридические права (а  также техническая возможность). На мой взгляд, частично решить данную проблему (или хотя бы снять с  банков ответственность за использование  недостоверных данных о финансовой деятельности заемщика) можно, разработав на государственном уровне механизм взаимодействия налоговых органов, Банка России и кредитных организаций  об обмене информации о показателях  финансовой деятельности заемщиков (то есть обмене отчетностью).

Решить проблему получения  достоверной информации о заемщике возможно через взаимодействие с  кредитными бюро. Однако, как показывает практика, банки (особенно крупные, у  которых имеется обширная база данных о заемщиках) не охотно предоставляют  сведения по заемщикам в бюро кредитных  историй, опасаясь конкуренции со стороны  других банков в отношении надежных и кредитоспособных клиентов, а также  раскрытия реального уровня кредитного риска по заемщикам с неблагоприятным  финансовым состоянием.

По данной проблеме, в целях  активизации работы банков с кредитными бюро, некоторые аналитики придерживаются мнения об установлении в нормативных  актах Банка России требования о  классификации ссуды, выданной без  кредитной истории (кроме вновь  зарегистрированных организаций), в  разряд высокорисковых.

Кредитная организация должна самостоятельно осознавать необходимость  организации комплексного подхода  к оценке качества кредитных вложений и управлению кредитами, опираясь на международные требования и стандарты  оценки. При этом, деятельность кредитной  организации должна быть организована таким образом, чтобы можно было увидеть весь бизнес-процесс банка  в целом, включая процесс кредитования, его слабые места и проблемы.

В целях проведения качественного  анализа кредитного портфеля банкам необходимо реализовать системный  подход к анализу данных посредством  построения информационной системы  управления (ИСУ). Построение модели ИСУ  не закреплено нормативными документами  и должно осуществляется банками  с учетом своих индивидуальных особенностей деятельности. ИСУ – это система  отчетности, предназначенная для  помощи руководству в контролировании  процесса достижения целей, установленных  банковской стратегией и кредитной  политикой. Поэтому она должна позволять  руководству банка решать следующие  задачи: определять вероятность того, что управление портфелем обеспечит  ожидаемые результаты деятельности (прибыльность); своевременно выявлять потребность в корректировке  кредитного портфеля; определять, соответствует  ли кредитный портфель банковской культуре и направлениям портфельного планирования; воздействовать на модель поведения  рядовых сотрудников.

В рамках реализации Базельских принципов эффективного банковского  надзора, Банку России предстоит  оценивать применяемые системы  выявления и измерения рисков, возникающих в деятельности банков. В этих целях, в части разработки процедур взаимодействия банковского  надзора и кредитных организаций  по оценке адекватности принимаемых  на себя рисков и профилактике нарушений  банковского законодательства предлагается установить жесткие критерии для  более точной оценки банковских рисков и предусмотреть меры воздействия  к банкам (например, в виде штрафов) за неадекватную оценку рисков и несоответствие внутренних аудиторов предъявляемым  к ним требованиям. Наделить орган  банковского надзора правом смещения внутренних аудиторов кредитной  организации, которые нарушили правила  или показали себя некомпетентными  в области внутреннего контроля за деятельностью банка, в том  числе за оценкой рисков.

За Банком России целесообразно  закрепить полномочия устанавливать  требования к созданию банками систем управления рисками и внутреннего  контроля, адекватных масштабам банковского  бизнеса, разработанной банками  стратегии развития, а именно: политику, процедуры по идентификации, мониторингу  и управлению банковскими рисками, формы отчетности; масштабы и стандарты, которым должен соответствовать  внутренний аудит в банках.

Очень важный момент в построении системы содержательного банковского  контроля – это создание правовых условий, которые позволят банковскому  надзору получать от кредитной организации  в оперативном порядке и в  необходимом объеме любую информацию о деятельности банка. Однако в данном аспекте для сотрудников надзорного органа необходима и правовая защита при выполнении своих служебных обязанностей.

 
 

Заключение

 

Кредитование всегда являлось основным видом деятельности кредитных  организаций в силу экономических  функций и свойств кредита, а  также высокой доходности таких  операций, которая сохранится до завершения периода экономического роста страны и наступления периода стабилизации (в том числе, прекращения роста  инфляции). Именно поэтому кредитные  операции всегда сопровождаются высоким  риском, для управления которым требуется  качественный уровень подготовки банковского  персонала.

Основная цель данной работы заключалась в анализе и обобщении  теоретических основ и практических подходов к определению понятия  качества кредитного портфеля; величины кредитного риска и его влияния  на качество кредитных вложений; к  формулированию принципов и методов, необходимых для разработки эффективных  систем и механизмов оценки кредитного риска, его регулирования, а также  систем управления качеством кредитов в рамках функционирования целостной  системы управления банком.

В данной работе на примере  регионального банка был проведен краткий анализ применяемых подходов к измерению уровня риска кредитных  активов и методов его минимизации, а также системы контроля и  регулирования качества кредитов. Кроме  того, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие в деятельности кредитных  организаций при проведении кредитных  операций и реализации механизмов оценки рисков.

В ходе изучения данной проблемы мною сделаны следующие основные выводы.

1. Бессистемное формирование  портфеля кредитов и управление  таким портфелем может иметь  непредвиденные негативные последствия  для банка. Вероятность появления  ошибок в управлении качеством  кредитов возрастает и из-за  отсутствия у банка четких  ориентиров деятельности или  четкого осознания проводимой  банковской политики каждым работником.

2. Управление кредитным  портфелем включает в себя  не только обработку количественных  показателей, но и разработку  общей стратегии управления банком, механизмы ее реализации; оценку  политики и механизмов кредитования (процедур обработки кредитной  заявки, оценки кредитоспособности  заемщика, оформления кредита, выдачи, мониторинга и контроля за  кредитом); оценку механизмов определения  процентной ставки, принятия решений  по проблемным кредитам.

3. Планирование кредитного  портфеля осуществляется на основе  тщательного анализа секторов  рынка и определения круга  предпочтительных (существующих и  потенциальных) клиентов.

4. При организации процесса  кредитования важно установление  за работниками персональной  ответственности за каждый участок  выполняемых работ, а также  организация взаимодействия подразделений  и специалистов, участвующих в  процессе кредитования. Огромное  внимание должно быть уделено  механизмам и процедурам контроля, специальным программам проверки.

5. Качество управления  кредитным портфелем зависит  от качества созданной в банке  информационной системы управления, помогающей руководству банка  принимать своевременные и эффективные  решения.

По результатам проведенного анализа проблем, возникающих в  деятельности кредитных организаций  при управлении качеством кредитного портфеля и оценке кредитного риска, а также задач, которые поставлены перед банковским надзором, были рассмотрены  некоторые направления по развитию систем управления кредитным портфелем  в целях обеспечения его качества, соответствующего целям деятельности банка


Информация о работе Управление кредитным портфелем банка