Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:18, дипломная работа
В современных условиях развития деятельность кредитных организаций в первую очередь направлена на достижение конкурентных преимуществ; укрепление своих позиций на финансовом рынке; обеспечение роста стоимости банковского бизнеса и доходности проводимых операций.
Основными путями достижения кредитными организациями таких целей являются: разработка собственной ниши в банковском бизнесе; наращивание объемов операций; освоение новых рынков и расширение сфер ведения бизнеса; снижение затрат; оптимизация доходов и расходов.
Введение
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы
До принятия ФЗ "О кредитных историях" в банковской системе Российской Федерации существовали определенные сложности в системе обмена информацией о заемщиках между банками. По официальному запросу банка второго уровня Центральный банк РФ передавал ему лишь информацию о заемщике, содержащуюся в кредитном регистре: общая сумма задолженности, сроки ее погашения, ее классификация, сведения о залогах, количество банков-кредиторов этого заемщика, без указания наименования банка. Теперь, с принятием нового Закона, банк-кредитор может получить необходимую информацию в бюро кредитной истории при наличии лишь письменного согласия субъекта кредитной истории, что должно снизить риск заключения договора займа (кредита) с неблагонадежными клиентами.
В настоящее время в
России действуют два бюро кредитных
историй национального
Банками-участниками ОАО "НБКИ АРБ", например, являются: ОАО "Внешторгбанк", ОАО "Альфа-Банк", ЗАО "Газпромбанк", ЗАО "ДельтаБанк", ООО "Первый чешско-российский банк", АКБ "Сбербанк" (ОАО), КБ Ситибанк (ЗАО), КБ "Юниаструм Банк" (ООО), ОАО "ИМПЭКСБАНК", АКБ "АК БАРС" (ОАО), ОАО Банк Зенит, КБ "Петрокоммерц" (ОАО), некоммерческое партнерство "Национальное бюро кредитной информации", CRIF S.p.a. (Италия) и корпорация "Транс Юнион Интернешнл" (США). Целью деятельности ОАО "НБКИ АРБ" является создание национальной системы учета кредитных историй, учреждение и обеспечение деятельности бюро кредитных историй, соответствующего международным стандартам и законодательству Российской Федерации и др. Наряду с вышеуказанными бюро в России действует также компания ООО "ОБКИ" - первое российское Объединенное Бюро Кредитных Историй.
Контроль и надзор за деятельностью
бюро кредитных историй, созданных
на территории РФ, осуществляется уполномоченным
государственным органом - Федеральной
службой по финансовым рынкам. Данная
служба проводит контрольно-ревизионные
мероприятия на основании утвержденного
плана, устанавливает требования к
финансовому положению и
Таким образом, ФЗ "О кредитных
историях" создал правовую основу минимизации
кредитных рисков, способствует дальнейшему
развитию правовой базы в этом направлении,
повышает защищенность кредиторов и
заемщиков за счет общего снижения
кредитных рисков путем создания
единой информационной базы, доступной
всем пользователям кредитной
Основу кредитного портфеля
составляют вложения в реальный сектор
экономики (рост за год с 1, 6 млрд. рублей
до 2, 9 млрд. рублей), на которые приходится
70% от общего объёма предоставления кредитов.
Являясь универсальным
III. Проблемы и направления
современной практики
3.1 Проблемы оценки качества
и управления качеством
Развитие кредитных операций
требует повышения качества управления
кредитами в целях ограничения
кредитного риска. Важным элементом
является совершенствование подходов
кредитных организаций к
Однако, как показывает практика, наличие в банке кредитной политики, регламентов и процедур оценки качества активов, организации процесса кредитования не являются гарантией высокого уровня управления качеством кредитов. Критериями оценки эффективности управления кредитным портфелем являются результаты их применения банками на практике.
В целом действующие в банках системы управления качеством кредитного портфеля характеризуются следующими недостатками:
- бессистемностью формирования кредитного портфеля;
- слабым осознанием работниками
банка, участвующих в
- отсутствием у руководителей
банка практического опыта в
организации системного
- слабой проработкой банками
принципов и механизмов
- слабым развитием
- ошибками руководства
и работников, допускаемых в работе
с кредитным портфелем и
- нечетким разграничением полномочий между кредитными работниками банка;
- недостатками в организации системы внутреннего контроля.
В российской практике процесс
управления качеством кредитного портфеля
не регламентирован четко
Кроме того, в рамках оценки
банками качества ссуды отсутствуют
четкие рамки для анализа финансового
положения заемщика, оставляя за кредитными
организациями право
С одной стороны это объяснимо тем, что при анализе финансового положения заемщика нормативным документом невозможно определить всю совокупность возможных факторов, которые могут повлиять на величину риска по ссуде, и их существенность. Уходя от формальных оценок, Банк России определил лишь общие необходимые к применению банками подходы, предоставив им, таким образом, возможность учитывать на практике конкретные особенности деятельности заемщиков.
При этом банкам необходимо понимать, что показатели оценки качества ссуд на основании оценки финансового положения заемщиков не могут быть общими для всех видов кредитов и категорий заемщиков. На оценку финансового положения заемщика оказывают влияние различные факторы его деятельности.
С другой стороны, в связи
с отсутствием
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Кредитным организациям в целях построения эффективной системы управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса мероприятий, в частности:
- формирования кредитного
портфеля в соответствии с
выбранной стратегией
- проведения подбора
- возложения на руководство
банка ответственности за
- разработки четкого механизма
по исследованию рынка,
- проведения постоянного
мониторинга кредитных активов,
- достижения устойчивой
рентабельности за счет
- регулярного проведения
анализа ретроспективного и
При построении банками систем
управления качеством кредитного портфеля
необходимо соответствующее
Внедрение нововведений Базеля
II приведет к пересмотру принципов
оценки кредитного риска, являющимся одним
из критериев оценки качества кредитов.
В частности при оценке кредитного
риска банкам представится возможность
применения одного из трех подходов: стандартизированного
(устанавливаемого регулятором - Банком
России - для обязательного исполнения
всеми кредитными организациями); базового
(на основе стандартизированного подхода,
но доработанного внутренними
Однако, при выборе конкретного
подхода оценки качества кредитов и
уровня риска по ним для кредитных
организаций возникнет
Существенное влияние на повышение в банках качества управления кредитными активами должно оказать внедрение в российскую практику международных стандартов составления финансовой отчетности. Применение таких стандартов обяжет российские банки отражать в своей отчетности реальное качество активов и обязательств, в том числе кредитных требований. Так, если в соответствии с российскими правилами учета ссудная задолженность отражается на балансе по цене первоначального признания, то в соответствии с МСФО ее необходимо учитывать по справедливой или восстановительной стоимости с учетом реальных экономических выгод (или возможных убытков) для банка. Если балансовая стоимость кредитного актива будет больше его оценочной стоимости, то это будет свидетельствует об его обесценении и необходимости создания резерва под потери. Резерв под обесценение кредитных активов формируется при наличии объективных данных о том, что банк не сможет получить суммы, причитающиеся ему в соответствии с кредитным договором, а также с учетом потенциальных убытков по кредитам (то есть стоимость кредита должна быть уменьшена на сумму недополученной выгоды).
В соответствии с МСФО оценка качества кредитных требований будет основываться на анализе следующей информации, необходимой банку для управления кредитами:
- бизнес-риска заемщика, включающего
качество управления компанией,
- финансового риска заемщика,
в рамках которого требуется
регулярная оценка на
- качества обслуживания
долга (кредитная история,
- обеспеченности кредита
– рассматривается только в
случае признания кредита