Управление кредитным портфелем банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 18:18, дипломная работа

Описание работы

В современных условиях развития деятельность кредитных организаций в первую очередь направлена на достижение конкурентных преимуществ; укрепление своих позиций на финансовом рынке; обеспечение роста стоимости банковского бизнеса и доходности проводимых операций.
Основными путями достижения кредитными организациями таких целей являются: разработка собственной ниши в банковском бизнесе; наращивание объемов операций; освоение новых рынков и расширение сфер ведения бизнеса; снижение затрат; оптимизация доходов и расходов.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

дипломный материал.docx

— 99.32 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

I. Теоретические основы  управления качеством кредитного  портфеля

1.1 Понятия кредитного  портфеля и его качества

1.2 Система элементов оценки  качества кредитного портфеля

1.3 Функции и основные  элементы системы управления  кредитным портфелем банка

II. Анализ современной  практики управления качеством  кредитного портфеля и ее оценка

2.1 Современные подходы  к управлению качеством кредитного  портфеля

2.2 Анализ качества кредитного  портфеля банка

III. Проблемы и направления  современной практики управления  качеством кредитного портфеля

3.1 Проблемы оценки качества  и управления качеством кредитного  портфеля

3.2 Направления развития  системы управления качеством  кредитного портфеля

Заключение

Список использованной литературы

Приложение 1. Система коэффициентов  для сводной оценки качества кредитного портфеля

Приложение 2. Содержание элементов  методики оценки качества сегмента кредитного портфеля в части ссуд юридическим  лицам

Приложение 3. Классификация  банковских рисков

Приложение 4. Классификация  ссуд исходя из формализованных критериев  оценки кредитных рисков

Приложение 5. Условный расчет размера кредитного риска

Приложение 6. Обновленная  система оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов

 

Введение

 

В современных условиях развития деятельность кредитных организаций  в первую очередь направлена на достижение конкурентных преимуществ; укрепление своих позиций на финансовом рынке; обеспечение роста стоимости  банковского бизнеса и доходности проводимых операций.

Основными путями достижения кредитными организациями таких  целей являются: разработка собственной  ниши в банковском бизнесе; наращивание  объемов операций; освоение новых  рынков и расширение сфер ведения  бизнеса; снижение затрат; оптимизация  доходов и расходов.

Реализация банком выбранной  стратегии развития всегда сопряжена  с многочисленными рисками, поскольку  банк в силу своей деятельности является связующим звеном в финансовой системе  страны. При этом одним из условий  обеспечения стабильности банковской системы является эффективный банковский надзор и высокий уровень культуры ведения бизнеса коммерческих банков.

В настоящее время, в рамках создания банками систем управления рисками, особую актуальность приобрела  проблема адекватной оценки кредитного риска – риска невыполнения клиентом/контрагентом банка своих кредитных обязательств перед ним. Приоритетным направлением в системе оценки банковских рисков и, в частности, кредитного риска  является проверка качества кредитного портфеля банка и кредитной политики, которые, в свою очередь, отражают уровень  и качество руководства банком.

Необходимость проведения банками  анализа качества кредитного портфеля и контроля за ним обусловлена, главным  образом, смещением банковских приоритетов  в сторону качественного анализа  выдаваемых кредитов и развития систем управления рисками.

Кредитные операции коммерческих банков являются важнейшим и наиболее динамично развивающимся видом  банковской деятельности, в силу их наибольшей доходности по сравнению  с другими видами активных операций.

Так, по данным статистики за период с 2000 по 2006 годы объем кредитов, предоставленных банками своим  клиентам (корпоративные, потребительские  и межбанковские ссуды), возрос в 8 раз в абсолютном выражении: если на 01.01.2001 таких кредитов было предоставлено  в размере 971 518 млн. руб., то на 01.09.2007 – в размере 7 891 504 млн. рублей. Большая  часть средств выдавалась различным  предприятиям и организациям (кроме  банков) для кредитования текущей  деятельности – на их долю в разные периоды приходилось в среднем 70%-8о% всех предоставленных кредитов.

Вместе с тем, заметен  рост интереса кредитных организаций  к такому направлению деятельности, как потребительское кредитование, что в свою очередь обусловлено  увеличением доли рынка потребительских  товаров, автомобилей и недвижимости (на что оказывает влияние рост реальных доходов населения); опережением  темпов роста остатков на счетах физических лиц по сравнению с темпами  роста остатков на счетах юридических  лиц; высокой доходностью операций масштабного кредитования физических лиц.

Однако, интенсивное развитие кредитования сопровождается высокой  рискованностью таких операций, подтверждением чему может служить рост абсолютных значений просроченной задолженности по кредитам: с 29 447 млн. руб. за 2000 год до 112 046 млн. руб. за 9 месяцев 2006 года. Данный факт неблагоприятным образом отражается на качестве кредитного портфеля банков. Негативное влияние на качество кредитов оказывает и доля пролонгированных ссуд, величина которой в кредитном портфеле срочных ссуд различных банков относительно велика – от 30% до 50%.

Целью данной работы является раскрытие теоретических основ  управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной  практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.

В этих целях задачами работы являлись:

- определение сущности  понятий "кредитный портфель" и "качество кредитного портфеля";

- обоснование критериев  и показателей оценки качества  кредитного портфеля;

- рассмотрение управления  качеством кредитным портфелем  как целостной системы;

- анализ современной практики  управления качеством кредитного  портфеля и оценка ее на  соответствие требованиям нормативных  документов Банка России;

- определение направлений  по решению проблем в сфере  управления качеством кредитных  вложений.

В работе использованы законодательные  и нормативные акты Российской Федерации, определяющие нормы деятельности кредитных  организаций и Банка России; материалы  Базельского соглашения 2004 года по банковскому надзору и комментарии  к ним; международные стандарты  финансовой отчетности; материалы научных  семинаров и конференций по изучаемому вопросу; сведения, опубликованные в  периодической печати, а также  информация корпоративного сайта Банка  России в сети Интернет.

 
 

I. Теоретические основы  управления качеством кредитного  портфеля 

 

1.1 Понятия кредитного портфеля  и его качества

 

При трактовке понятия "кредитного портфеля" за основу взято авторитетное мнение российских финансовых аналитиков. Первоначально, в основу определения  самого понятия "портфель" была заложена его особенность, связанная с наличием совокупного и объединяющего характера. С учетом чего, портфель в целом представляет собой некую совокупность банковских портфелей, базирующейся на деятельности банка на финансовом рынке. Кредитный портфель характеризует непосредственно кредитную деятельность банка, которая носит как активный, так и пассивный характер; в связи с чем понятие "кредитный портфель" рассматривается экспертами в широком и узком смысле.

В широком смысле, определение  кредитного портфеля вытекает из его  функций – срочности, платности, возвратности, проявляющихся в активных и пассивных операциях коммерческого  банка. На основании чего, кредитный  портфель включает кредиты, предоставленные  заемщикам, а также полученные банком кредиты и привлеченные депозиты. То есть представляет собой совокупность операций кредитного характера, отражаемых в активе баланса, и кредитных  обязательств, учтенных в пассиве.

В узком смысле, кредитный  портфель – это совокупность активов  банка в виде краткосрочных, долгосрочных и просроченных ссуд, выданных межбанковских  кредитов и размещенных в других банках депозитах, а также других активов кредитного характера, сгруппированных  по критериям кредитного риска, доходности и ликвидности.

Данная совокупность активов, образующих кредитный портфель коммерческого  банка, была заложена Банком России в  Положение от 26.03.2004 № 254-П "О порядке  формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней  задолженности" (далее - Положение  № 254-П). В соответствии с ним в  кредитный портфель включается не только задолженность клиентов по кредитам, но и различные требования банка  кредитного характера: размещенные  депозиты, межбанковские кредиты; требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг; учтенные векселя; факторинг; требования по приобретенным по сделкам правам, закладным, гарантиям, по оплаченным аккредитивам, по операциям финансовой аренды, по реализованным активам с отсрочкой  платежа, по операциям с обратной продажей ценных бумаг.

С учетом изложенного, сущность кредитного портфеля рассматривается  в двух аспектах. В первом – как  отношения между банком и его  контрагентами по поводу возвратного  движения стоимости в форме требований кредитного характера. Во втором –  как совокупность активов банка  в виде ссуд, учтенных векселей, межбанковских  кредитов, депозитов и прочих требований кредитного характера, классифицированных по категориям качества на основе определенных критериев.

В последние годы финансовыми  экспертами понятие кредитного портфеля стало трактоваться не только с точки  зрения его содержания (как совокупности кредитных требований), но и с  точки зрения управления активами. На профессионалов, работающих в области  кредитования, возлагается ответственность  за умелое решение проблем клиента, обеспечивая при этом баланс между  его желаниями и кредитной  политикой банка. Кредитор, в ходе выработки решения о кредитовании клиента, не имеет права на ошибки: для того чтобы обеспечить приемлемую рентабельность банка, необходимо принимать  правильные решения приблизительно в 99,5% случаев. Формирование банками  кредитных портфелей представляет собой не случайное объединение  кредитных активов, а целенаправленную деятельность по структурированию кредитных  требований с точки зрения обеспечения  оптимального уровня доходности и ликвидности, а также приемлемого уровня риска  по кредитам.

Понятие качества кредитного портфеля вытекает из самого толкования слова качество. Если обратиться к  толковому словарю, то "качество" – это, во-первых, совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность (данное определение применимо к понятию "категория качества"); во-вторых, то или иное свойство или признак, определяющий достоинство чего-нибудь (что более соотносимо с понятием, например, "качество услуги"). Следовательно, качество явления должно показывать его отличие от других явлений и определять его достоинство.

Качественное отличие  кредитного портфеля от других портфелей  банка заключается в существенных свойствах кредита и самого банка:

- основным свойством кредита  является возвратное движение  стоимости между участниками  отношений;

- основными целями деятельности  банка является обеспечение прибыльности  и ликвидности.

Свойство кредита вытекает из его функций и законов. Возникновение  кредита связано непосредственно  со сферой обмена, где владельцы  товаров готовы вступить в экономические  отношения, в которых один из партнеров  готов предоставить другому деньги (имущество) на определенный срок на условиях возврата эквивалентной стоимости  с оплатой в виде процентов. Связующим  звеном в данных отношениях, обусловленных  временным разрывом между движением  денег и движением товаров  и услуг (временным отсутствием  денежных средств на момент расчетов за товары и услуги), являются коммерческие банки, предоставляющие кредитные  средства и обеспечивающие на макроэкономическом уровне равновесие между высвобождаемыми  и перераспределяемыми ресурсами  на основе возвратности и платности. Кредитная организация, являясь  посредником между товаропроизводителями, напрямую функционирует в сфере  перераспределения ресурсов, содействует  обмену товарами, регулирует денежный оборот. Вместе с тем, основным продуктом  банка в сфере услуг является предоставление кредита на условиях возвратности, срочности, платности  за счет аккумулирования временно свободных  денежных средств.

Проводимые банками кредитные  операции отличаются высоким риском, однако при этом, как правило, соответствуют  характеру и конкретным целям  деятельности кредитной организации  на финансовом рынке, главной из которых  является получение максимальной прибыли  при соблюдении допустимого уровня ликвидности. В связи с этим выделяют основные свойства кредитного портфеля: кредитный риск, доходность и ликвидность. Соответственно, критериями оценки кредитного портфеля банка (его достоинств и  недостатков) являются уровни кредитного риска, доходности и ликвидности.

Таким образом, под качеством кредитного портфеля можно понимать такое свойство его структуры, которое обладает способностью обеспечивать максимальный уровень доходности при допустимых уровнях кредитного риска и ликвидности.

 

1.2 Система элементов оценки  качества кредитного портфеля

 

Оценка качества кредитного портфеля представляет собой систему  элементов, состоящую из базы оценки (субъектов), технологии оценки (критериев  и показателей) и полученного  результата (классификации элементов  кредитного портфеля по группам качества).

Субъектами оценки являются кредитный комитет, кредитное подразделение, служба внутреннего контроля банка; рейтинговые и аналитические  агентства, оценивающие качество кредитного портфеля банка в соответствии с  действующим законодательством  Российской Федерации и нормативными актами Банка России, а также внутренними  документами кредитной организации.

Критериями оценки качества кредитного портфеля в соответствии с его содержанием являются степень  кредитного риска, уровень доходности и уровень ликвидности.

Степень кредитного риска. Как уже отмечалось, кредитный риск представляет собой вероятность непогашения заемщиком основного долга и процентов по ссудной задолженности в силу различных обстоятельств.

Кредитный риск, которому подвергается коммерческий банк, зависит от ряда факторов, характеризующих проводимую банком кредитную политику и, как  следствие, качество кредитного портфеля. Выделяют некоторые основные факторы  возникновения кредитного риска:

- низкая степень диверсификации  кредитного портфеля по видам  заемщиков, регионам, отраслям, срокам  предоставления кредитов (чем выше  диверсификация, тем ниже риск);

- доля просроченных кредитов  в портфеле (включая реструктурированную  задолженность);

- удельный вес новых  заемщиков, не имеющих кредитной  истории и деловой репутации;

- неадекватная оценка  кредитоспособности заемщика (может  быть дана в силу различных  причин, например, из-за низкого качества  полученной банком информации  о заемщике, ее недостаточности  или несвоевременности; имеющихся  недостатков в системе организации  и управления кредитными рисками;  применения методики оценки финансового  состояния заемщика, не дающей  полного представления о его  деятельности; некомпетентности банковских  специалистов);

Информация о работе Управление кредитным портфелем банка