Управление государственными и муниципальными финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственных (муниципальных) финансов.
Определение государственных и муниципальных финансов..4
Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………
Современное состояние, сущность и роль…………………………..
Глава 2. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов и пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами…………………………………………………………………………
2.1. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов………………………………………………………………………….
2.2. Пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по БС РФ -.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

      В отношении субъектов РФ, в  бюджетах которых доля финансовой  помощи из федерального бюджета  не превышает 20% объема собственных  доходов, предполагается применять  общие требования, установленные  бюджетным законодательством РФ, в части соблюдения ограничений  на предельный размер государственного  долга и дефицита бюджета субъекта  РФ.

      Для субъектов РФ, в бюджетах  которых  доля финансовой помощи  из федерального бюджета составляет  более 60% объема собственных доходов,  необходимо установить следующие  требования по контролю за эффективностью использования бюджетных средств:

      - введение дополнительных ограничений   на объем государственного долга   и величину дефицита бюджетов  соответствующих субъектов РФ;

      - обязательное заключение соглашений  с Министерством финансов РФ  о мерах по повышению эффективности   использования бюджетных средств   и увеличению поступлений налоговых   и неналоговых доходов бюджета   субъекта РФ;

      - введение запрета на финансирование  из бюджетов субъектов РФ мероприятий,  не отнесенных Конституцией РФ  и федеральными законами к  полномочиям органов государственной  власти субъектов РФ;

      - проведение ежегодной проверки  исполнения бюджета субъекта  РФ Счетной палатой РФ или   Федеральной службой финансово-бюджетного  надзора.

      Аналогичные требования ведения  бюджетного процесса необходимо  ввести и во взаимоотношениях  субъектов РФ и муниципальных   образований.

      Помимо  институциональных норм  воздействия  на субъекты РФ  следует усовершенствовать методики  распределения финансовой помощи  из федерального бюджета с  целью создания стимулов к  увеличению поступлений доходов  в бюджеты субъектов РФ и  местные бюджеты.

      Предусматривается внести изменения  в методику распределения   дотаций из Федерального фонда  финансовой поддержки субъектов  РФ, которые обеспечат создание  механизма стимулирования органов государственной власти субъектов РФ к развитию собственной налоговой базы. Стимулирующий эффект будет достигаться путем уточнения порядка расчета указанных дотаций, не предусматривающего сокращения их размеров в результате достижения субъектом РФ более высоких относительно среднероссийского уровня показателей социально-экономического развития.

      Результаты  работы органов государственной   власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления по увеличению  поступлений налогов и сборов  в бюджеты субъектов РФ и  местные бюджеты целесообразно  учитывать при распределении  дотаций на поддержку мер по  обеспечению сбалансированности  бюджетов субъектов РФ.

      Необходимо совершенствовать процедуру  заключения и исполнения соглашений  об оздоровлении государственных  финансов с высокодотационными субъектами РФ, предусматривая в них права, обязанности и порядок действия сторон в случае нарушения условий соглашений, а также регламентировать методы финансового и административного воздействия в отношении указанных субъектов РФ.

      Реформа разграничения полномочий  законодательно закрепила значительную  часть полномочий по предметам  совместного ведения  РФ и  субъектов РФ за органами государственной  власти субъектов РФ, и от того, насколько эффективно будут использоваться  региональные финансы, во многом  будет определяться и устойчивость  государственных финансов в целом.

      В целях активизации деятельности органов государственной власти субъектов РФ по финансовому оздоровлению и улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ в субъектах РФ и муниципальных образованиях в составе федерального бюджета образован Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.

      Функционирование  Фонда реформирования  региональных и муниципальных  финансов особенно актуально  в период реализации в  РФ  бюджетной реформы, реформы местного  самоуправления, а также разграничения  предметов ведения и полномочий. В этой связи целесообразно  увеличить количество субъектов  РФ и муниципальных образований,  отбираемых для предоставления  субсидий по результатам оценки  программ реформирования региональных  и муниципальных финансов. Предстоит  усовершенствовать механизмы отбора, установленные в настоящее время,  путем усиления роли показателей,  определяющих качество управления  региональными и муниципальными  финансами.

      В целях создания стимулов  для улучшения качества управления  региональными финансами необходимо  внедрить систему ежегодной рейтинговой  оценки результатов работы органов государственной власти субъектов РФ по управлению финансами, в первую очередь по использованию новых принципов бюджетирования, ориентированного на результат, среднесрочного бюджетного планирования. Следует создать систему финансового поощрения субъектов РФ, получивших более высокую оценку.

      В условиях разграничения полномочий  предстоит пересмотреть принципы  оказания финансовой помощи, предоставляемой  на условиях софинансирования в целях обеспечения выполнения приоритетных для РФ полномочий органов государственной власти субъектов РФ. Средства для предоставления указанной помощи предусматривается сконцентрировать в специально создаваемом Федеральном фонде софинансирования расходов.

      Для этого необходимо доработать  механизм финансирования из Федерального  фонда  софинансирования социальных расходов. Успешный опыт применения этого Фонда для ускорения темпов реформы жилищно-коммунального хозяйства позволяет сделать вывод о необходимости расширения сфер его применения, основанного на выполнении субъектами РФ ряда условий, от которых будут зависеть размеры предоставляемых им средств Фонда. Необходимо определить круг приоритетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, которые могут быть использованы для софинансирования из федерального бюджета, установить условия получения этой финансовой помощи с учетом показателей качества выполнения определенных задач, порядок ее формирования и распределения.

      Применение  механизма софинансирования из федерального бюджета должно осуществляться в первую очередь для выполнения полномочий органов государственной власти субъектов РФ, имеющих социальную направленность, таких, например, как предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, социальная поддержка отдельных категорий граждан.

      При определении уровня софинансирования из федерального бюджета по отдельным полномочиям, финансируемым из бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов, необходимо использовать механизм дифференцированного определения объемов предоставления субсидий с учетом показателей качества управления финансами.

      Одним из направлений работы  по повышению качества управления  государственными и муниципальными  финансами должно стать повышение  бюджетной дисциплины субъектов  РФ и муниципальных образований.

      Бюджетным законодательством РФ  установлен целый  ряд параметров, используемых при формировании  и исполнении бюджетов бюджетной  системы РФ, соблюдение которых должно обеспечиваться в безусловном порядке. Среди таких параметров - ограничение предельных размеров долга и дефицита бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также расходов на обслуживание долга.

      Однако, несмотря на экономическую  целесообразность и безусловность  указанных ограничений, их нарушение  допускается целым  рядом субъектов  РФ. При этом предоставленное   Министерству финансов РФ право  приостанавливать перечисление  межбюджетных трансфертов получателям,  нарушающим федеральное законодательство, на практике не получило системного  воплощения.

      Несоблюдение  ограничений, утвержденных  Бюджетным  кодексом РФ, связано  с отсутствием  необходимой  регламентации процедуры  и  последовательности действий по  применению санкций к субъектам  РФ, нарушающим бюджетное законодательство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

      Государственные и муниципальные  финансы имеют  единую ценностную  ориентацию, но в  каждом конкретном  случае отражают особенности,  выражающиеся в специфике их  функционирования и развития  в рамках федерации, субъектов  федерации и муниципальных образований. 

      Государственные и муниципальные  финансы позволяют  эффективно  и комплексно воздействовать  на реальный сектор экономики.  Развитие государственных и муниципальных  финансов определяется необходимостью  создания единой системы финансового  воздействия на сбалансированное  движение ресурсов и капитала  в рамках федерации, субъектов  федерации и муниципальных образований. 

      Применение  адекватных современным  условиям форм и методов государственного  финансового регулирования требует  их тщательного изучения. Копирование  зарубежного опыта без учета  российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации  и экономического прогресса. 

      Государственные и муниципальные  финансы создают  условия стабилизации  и экономического роста, позволяют  управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой  политики.

      Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленные на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Преодоление финансового кризиса находится в плоскости макроэкономической стабилизации на базе оживления, развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления основ федеративного устройства государства.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
  2. Бабич А.М. Государственные и муниципальные  финансы : Учебник для вузов / А.М. Бабич. - М.: ЮНИТИ, 2007. –Брайчева Т.В. Государственные финансы России: Учебник для вузов / Т.В. Брайчева. – СПб.: Питер, 2004.
  3. Вахрин П.И. Финансы: Учебник для вузов / П.И. Вахрин. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2004.
  4. Дадашев А.З. Финансовая система России: Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: ИНФРА-М, 2007
  5. Мысляева И.Н. Финансы: Учебник для вузов / И.Н. Мысляев.- М.: Инфра-М, 2009.
  6. Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов / А.С. Нешитой. – М.: Финансы, 2004.
  7. Павлова Л.Г. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.Г. Павлова. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008.
  8. Финансы: Учебник /под ред. проф. С.И. Душица, проф. В.А. Слепова. - М.: Изд-во Рос. эконом. акад., 2008.
  9. Циммерманн Х. Муниципальные финансы :Учебник / Перснем. М.: Изд-во «Дело и сервис», 2008.
  10. Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие / Д.Г. Черник. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  11. Финансы: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – М.: «Финансы и статистика», 2005.

 

 


Информация о работе Управление государственными и муниципальными финансами