Управление государственными и муниципальными финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственных (муниципальных) финансов.
Определение государственных и муниципальных финансов..4
Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………
Современное состояние, сущность и роль…………………………..
Глава 2. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов и пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами…………………………………………………………………………
2.1. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов………………………………………………………………………….
2.2. Пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по БС РФ -.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика государственных (муниципальных) финансов.

    1. Определение государственных и муниципальных финансов..4
    2. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………
    3. Современное состояние, сущность и роль…………………………..

Глава 2. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов и пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами…………………………………………………………………………

2.1. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов………………………………………………………………………….

2.2. Пути совершенствования  управления государственными и  муниципальными финансами……………………………………………

Заключение …………………………………………………………………….

Список литературы ……………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Государственные финансы являются инструментом мобилизации  средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. Это единый комплекс финансовых операций органов государственного управления, с помощью которого они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Государственные финансы являются составной частью общей финансовой системы страны. Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные  и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики. В силу этого он участвует в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Средства, мобилизуемые через государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся - государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона и др.

Муниципальные (или местные) финансы — совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения.

Эти отношения  складываются между органами местного самоуправления и населением, живущим  на территории данного муниципального образования, а также хозяйствующими субъектами.

Общее управление финансами осуществляется органами госвласти: президентом РФ, правительством, федеральным собранием. Непосредственное управление финансами осуществляет специальный финансовый аппарат. Систему этих органов возглавляет Минфин РФ. Он разрабатывает финансовую политику, составляет проект федерального бюджета, обеспечивает устойчивость госфинансов, осуществляет финансовый контроль. Министерство по налогам и сборам контролирует полное и своевременное внесение налоговых платежей в федеральное казначейство, осуществляет кассовое исполнение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ФИНАНСОВ

 

    1. Определение государственных и муниципальных финансов

 

Особое  положение в финансовой системе  принадлежит государственным и  муниципальным (местным) финансам, что  обусловлено их специфическим назначением  — обеспечить органы государственной  власти и местного самоуправления денежными  средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию  государственных и муниципальных  финансов оказывает влияние ряд  факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.

Согласно  Конституции РФ равноправными субъектами РФ являются края (области) и входящие в их состав автономные округа. Соответственно формирование финансовых ресурсов таких  краев (областей) и автономных округов  осуществляется в условиях разграничения  полномочий не только с федеральным  центром, но и между самими субъектами РФ. При этом перечень доходов и  пропорции их зачисления в бюджеты  указанных субъектов РФ могут  регулироваться федеральными законами и договорами (соглашениями) между  органами государственной власти автономного  округа и органами государственной  власти края или области.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вводимый в действие с 1 января 2006 г., сохраняет право на осуществление местного самоуправления одновременно на территории двух муниципальных образований — муниципальных районов и находящихся на их территории поселений. Полномочия органов местного самоуправления по мобилизации и использованию собственных финансовых ресурсов реализуются в условиях межмуниципального разграничения вопросов местного значения и источников их финансового обеспечения. Федеральное законодательство фиксирует состав и уровень доходов, закрепляемых за бюджетами каждого из видов муниципальных образований.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образований. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, этнографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

В свою очередь, для муниципальных образований  законодательство РФ предусматривает  возможность установления особого  режима функционирования. Наделение  муниципального образования особым статусом обусловлено; концентрацией  в границах муниципального образования  объектов государственной безопасности, для которых установлен особый режим  функционирования и охраны государственной  тайны (статус закрытого административно-территориального образования);  специализацией градообразующих  организаций муниципального образования  на научной, научно-технической и  инновационной деятельности в рамках научно-производственного комплекса. Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной  власти и местного самоуправления осуществляется в форме различных фондов денежных средств: бюджетов разных уровней бюджетной  системы страны и внебюджетных фондов. 

Бюджеты формируются органами государственной  власти разного уровня и органами местного самоуправления для финансового  обеспечения всех возложенных на них задач и функций. С помощью  средств бюджетов осуществляется регулирование  экономических и социальных процессов, развитие научно-технического прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др. Таким образом, бюджет выступает формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных потребностей общества.

Формирование  внебюджетных фондов связано с появлением потребности у органов государственной  власти и местного самоуправления в  значительных объемах финансовых ресурсов для проведения ряда важных социально-экономических  мероприятий. Внебюджетные фонды позволяют  осуществить финансирование таких  мероприятий за счет специальных  источников, используемых по целевому назначению. За счет средств внебюджетных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные мероприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т. п. Таким образом, внебюджетные фонды выступают формой образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование отдельных социальных, экономических, экологических потребностей общества.

Образуемые  в форме бюджетов и внебюджетных фондов финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Формирование  основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется посредством мобилизации государственных  и муниципальных доходов.

Государственные доходы представляют собой денежные средства, зачисляемые в соответствии с действующим законодательством  в бюджеты органов государственной  власти разных уровней, а также в  государственные внебюджетные фонды.

При этом денежные средства, зачисляемые в  бюджеты органов государственной  власти соответствующих уровней, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства; поступающие в государственные  внебюджетные фонды, являются доходами этих фондов. Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюджетов занимают основное место в составе государственных доходов.

Муниципальные доходы — денежные средства, зачисляемые  в соответствии с законодательством  органов государственной власти и решениями органов местного самоуправления в бюджеты муниципальных  образований.

Мобилизация доходов в бюджеты и государственные  внебюджетные фонды осуществляется в форме налоговых и неналоговых  доходов, а также безвозмездных  перечислений. В условиях рыночной экономики с помощью налогов  обеспечивается мобилизация преобладающей  части государственных и муниципальных  финансовых ресурсов.

Финансирование  расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов  осуществляется за счет поступлений из источников финансирования дефицита бюджетов, Финансирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др. При этом органы государственной власти РФ имеют право на привлечение как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита бюджета, а органы государственной власти субъектов РФ — только внутренних источников (ст. 94, 95 БК РФ). В соответствии с действующим законодательством РФ финансирование дефицита бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается только за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджетов соответствующих внебюджетных фондов.

С целью  сбалансированности местных бюджетов органы местного самоуправления осуществляют привлечение средств на внутреннем финансовом рынке (в формах размещения муниципальных ценных бумаг, бюджетных  ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней, кредитов кредитных  организаций) и возмездное отчуждение муниципального имущества (путем его  продажи). Право органов местного самоуправления на внешние заимствования  Бюджетным кодексом РФ не предусматривается (ст. 96 БК РФ).

Денежные  накопления органов государственной власти и местного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполнения соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда и предназначенных для финансирования расходов в последующие периоды. Денежные накопления органов государственной власти и местного самоуправления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов или государственных внебюджетных фондов на начало финансового года, учитываемых после завершения операций по принятым денежным обязательствам прошедшего года. Остатки средств изъятию не подлежат и могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления на покрытие внутригодовых кассовых разрывов в течение последующего года, направляться на финансирование дефицита бюджета или государственного внебюджетного фонда в очередном финансовом году, размещаться в долговые обязательства.

Информация о работе Управление государственными и муниципальными финансами