Управление государственными и муниципальными финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственных (муниципальных) финансов.
Определение государственных и муниципальных финансов..4
Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………
Современное состояние, сущность и роль…………………………..
Глава 2. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов и пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами…………………………………………………………………………
2.1. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов………………………………………………………………………….
2.2. Пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по БС РФ -.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

Источниками формирования государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богатства (например, поступления от продажи земли, доходы от продажи нематериальных активов, доходы от реализации конфискованного или бесхозного имущества и т. п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т. п.), в период экономической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве источника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуправления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государственной  власти и местного самоуправления осуществляется в виде государственных и муниципальных  расходов.

Государственные расходы — это денежные средства, направляемые органами государственной  власти из бюджетов соответствующих  уровней и государственных внебюджетных фондов на финансовое обеспечение возложенных  на них задач и функций.

Денежные  средства, направляемые из бюджетов органов  государственной власти соответствующих  уровней, представляют собой расходы  бюджетов; денежные средства, перечисляемые  из государственных внебюджетных фондов, являются расходами этих фондов. Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов государственной власти разных уровней и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней.

Муниципальные расходы — это денежные средства, направляемые органами местного самоуправления из бюджетов муниципальных образований  на решение вопросов местного значения.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области  развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями  (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь, необходимость в муниципальных  расходах обусловлена удовлетворением  потребностей граждан, связанных с  местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного  фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных  расходов зависит от функций органов  местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органами местного самоуправления на том или ином этапе развития.

 

1.2. Организация управления системой государственных и муниципальных финансов

 

Управление  представляет собой сознательное воздействие  с целью развития и совершенствования  объекта. Государственное воздействие  ан бизнес осуществляется через налоговую  политику, регулирование финансового  рынка, формирование амортизационного фонда, систему государственной  поддержки предприятий через  субсидии. Т.е. государство не управляет  финансами, а воздействует через  финансы на экономику и социальную сферу, в основном, при реализации финансовой политики. Непосредственно  в области государственного управления находятся государственные финансы (формирование государственного бюджета, внебюджетных фондов, финансов государственных  предприятий). Управление ведется через  принятие финансового законодательства, утверждение федерального бюджета  и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных налогов, утверждение предельных размеров государственного долга и др.

Управление  государственными финансами - набор  стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной  политики.

Объектом  управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций  и др. Управление финансами выражается в финансовой политике - совокупности методологических принципов, практических форм организации и методов использования  финансов.

Целями  управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся  в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении государственного дола, стабильности национальной валюты и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества.

В управлении государственными финансами выделяют несколько функциональных элементов:

  • планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования;
  • оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов;
  • контроль осуществляется на всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты.

В широком  смысле, выделяют несколько форм и  методов управления финансами государства:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • программирование;
  • финансовое регулирование;
  • финансовый контроль;
  • принятие финансового законодательства;
  • система методов мобилизации финансовых ресурсов.

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами в  РФ являются Президент и Правительство  РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие.

 

    1. Современное состояние, сущность и роль государственных и муниципальных финансов

 

Сущность  заключается в том, что государственные и муниципальные финансы представляют собой сферу денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов, поступлений и накоплений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы являются объективными по своей природе и наличие сферы стоимостного распределения и перераспределения с участием государства обусловлено потребностями общественного хозяйства. Для организации бесперебойного кругооборота ресурсов и товаров в масштабах всего производства, для обеспечения функционирования непроизводственной сферы общественного хозяйства, для обеспечения безопасности и обороноспособности, покрытия издержек государственного управления, необходима аккумуляция финансовых ресурсов в распоряжении государства, которое реализует все названные функции.

 

Признание объективной необходимости аккумуляции  финансовых ресурсов в распоряжении соответствующих органов государственной  власти и органов местного самоуправления, однако, требует определения разумных масштабов такой концентрации. Сложность проблемы обусловлена количественной ограниченностью объекта распределения и внутренней противоречивостью экономических интересов всех экономических субъектов (государства, хозяйствующих субъектов, населения).

Разрешение  существующего противоречия предполагает установление обоснованных пропорций  распределения финансовых ресурсов между всеми экономическими субъектами. Их искажение может привести к  негативным последствиям. Постоянно  возрастающие общественные потребности  требуют адекватного финансового  обеспечения. Однако наращивание объемов  ресурсов у государства требует  дополнительного изъятия доходов  хозяйствующих субъектов, которые  в этих условиях стремятся избежать увеличения налоговой нагрузки вплоть до уклонения от налогов, снижают  свою предпринимательскую и инвестиционную активность, что в перспективе  приводит к сокращению денежных доходов  государства (за счет снижения объемов  валового внутреннего продукта). В то же время, снижение налоговой нагрузки (с целью стимулирования экономического роста и создания благоприятных условий деятельности хозяйствующих субъектов), сопровождается уменьшением доходов государства, сокращением объемов финансирования непроизводственной сферы и, как следствие, ведет к пересмотру системы государственных обязательств в сфере предоставления социальных услуг, возникновению значительной дифференциации доходов населения, росту социальной напряженности, ухудшению показателей воспроизводства квалифицированных кадров и, в конечном счете, ведет к снижению темпов экономического роста.

Основными факторами, влияющими на уровень  концентрации финансовых ресурсов в  распоряжении органов государственной  власти и органов местного самоуправления, являются: уровень развития экономики (обобщающими показателями которого являются не только темпы экономического роста, но и абсолютный размер валового внутреннего продукта); цели и задачи финансовой политики, определяющие пропорции и приоритетные направления использования финансовых ресурсов; исторические и национальные традиции страны; внешнее положение государства. Формирование и использование финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется через систему фондов денежных средств - в формах бюджетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджетных фондов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА2: ПРОБЛЕМЫ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

 

          2.1. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов

 Главными  проблемами в области государственных   и муниципальных финансов являются:

      - сбалансированность бюджетов всех  уровней и государственных внебюджетных  фондов;

      - совершенствование налоговой системы;

      - повышение эффективности использования  государственной и муниципальной  собственности;

      - совершенствование бюджетного  федерализма; 

      - обеспечение единства денежно-кредитной  и финансовой политики, укрепление  финансового контроля и др.

      Реформирование  экономики требует  осмысления накопленного опыта,  выявления эволюционных процессов  и скачкообразных шагов к освоению  рыночных форм, методов и принципов  финансового регулирования.

Проблемы  и перспективы  развития государственных  и муниципальных финансов в России

      Радикальные преобразования, происходящие  в экономике  и социальной  сфере России, делают чрезвычайно  актуальной задачу целенаправленного   использования финансов в интересах   развития страны, ее регионов  и муниципальных  образований.  Решение данной задачи требует  нахождения реальных путей усиления  воздействия финансов на общественное  производство, получения с их  помощью высоких экономических  и социально значимых результатов.

В связи с  этим требуется исполнение серьезного анализа реформ, проводимых органами государственной власти Российской Федерации, в области социальной защиты и социального обеспечения  граждан.

      Государственная социальная политика  является неотъемлемым атрибутом  современной рыночной экономики.  Социальная стабильность выступает   необходимым условием экономического  развития; государство может сглаживать  те негативные социальные последствия,  которые присущи рынку, в целях  предотвращения социальных конфликтов  и напряженности в обществе.

К сожалению, в последние годы в  России сложились  негативные тенденции сокращения рождаемости  и продолжительности жизни граждан, не удается преодолеть низкий уровень  жизни населения. С переходом  на рыночные основы хозяйствования, появлением различных форм собственности, формированием  рынка труда существенно изменились и прежние представления о  механизме социальной защиты граждан.

В рамках проводимых в настоящее время реформ признается, что государство может гарантировать предоставление лишь минимального перечня и объема услуг населению, а материальные и нематериальные услуги сверх данного минимума граждане могут получать на платной основе, в зависимости от своих материальных возможностей. В этих условиях необходимо четко определить этот минимум социальных гарантий, который предоставляется за счет финансовых ресурсов государства, а также разработать и создать новые механизмы социальной защиты граждан.

Решение этой задачи во многом определяется состоянием и устойчивостью государственных  и муниципальных финансов, которые  являются источником финансирования мероприятий  по социальной защите граждан. Кроме  того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогообложения  доходов физических лиц могут  оказывать активное влияние на социальные процессы в стране, что подтверждают и теоретические исследования, и  мировой опыт .

      Совершенствование финансового  механизма социальной защиты  населения требует осуществления  комплекса мер, нацеленных на  создание эффективной системы  социальной помощи, обеспечение  адресности при ее предоставлении. Это позволит не только более полно реализовать принцип социальной справедливости, но и повысить эффективность государственных и муниципальных расходов на социальную поддержку граждан РФ.

      Актуальность  проблемы разработки  научно обоснованных основ функционирования  государственных  и муниципальных  финансов, совершенствования  нормативно-правовой  базы их организации  предопределяются  также зависимостью российской  экономики от мировой конъюнктуры  цен, отраслевыми и территориальными  диспропорциями, существующими в  РФ.

Информация о работе Управление государственными и муниципальными финансами