Управление государственными и муниципальными финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется на пять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия; финансовые учреждения; государственное управление; частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население); домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в их взаимодействии между собой и другими секторами образует финансы секторов экономики. Государственные финансы - это финансы сектора государственного управления. Сектор государственного управления наряду с нефинансовыми корпоративными и квазикорпоративными предприятиями, финансовыми учреждениями, частными некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства, и домашними хозяйствами является составной частью экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Общая характеристика государственных (муниципальных) финансов.
Определение государственных и муниципальных финансов..4
Организация управления системой государственных и муниципальных финансов…………………………………………
Современное состояние, сущность и роль…………………………..
Глава 2. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов и пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами…………………………………………………………………………
2.1. Проблемы в области государственных и муниципальных финансов………………………………………………………………………….
2.2. Пути совершенствования управления государственными и муниципальными финансами……………………………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы ……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по БС РФ -.docx

— 51.35 Кб (Скачать)

      По  мере развития рыночного  хозяйства  в России возникают  и обостряются  социально-экономические  проблемы, которые не могут быть  решены автоматически. Отраслевые  кризисы, безработица, нарушения  в денежном обращении, обострение  конкуренции на мировых рынках  требуют государственного финансового  вмешательства. 

      Государственное регулирование  способно поддержать социально-экономическую  стабильность современной рыночной  экономики с ее сложными связями  и тесной взаимозависимостью  отдельных сфер.

      Большое значение придается развитию  системы  налогообложения, построению  налоговой  системы, адекватной  требованиям развития национальной  экономики.

         Ограниченность  возможностей финансирования государственных расходов через налоги, а также стремление к более рациональному использованию факторов производства, природных ресурсов в том числе, делают настоятельной необходимость решения этих проблем и в России.

        Однако, несмотря на актуальность, данные проблемы не находят должного отражения в научных исследованиях и публикациях. В результате отсутствует теоретическое обоснование мер по обеспечению финансовой стабильности и бюджетной устойчивости в РФ, что отрицательно сказывается на качестве принимаемого финансово-бюджетного законодательства, снижает эффективность государственного финансового регулирования социально-экономических процессов.

      В этой связи все большее  значение приобретают разработка и реализация комплекса мер по совершенствованию управления государственными и муниципальными финансами, повышению эффективности государственного финансового воздействия на социально-экономические процессы в России в целях обеспечения устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни населения РФ.

      Для решения данной задачи  необходимо разрабатывать перспективы  развития государственных и муниципальных  финансов, оценивать их соответствие  современным требованиям развития  РФ, обоснованность выбора направлений  и механизмов государственного  финансового регулирования социально-экономических  процессов в условиях проведения  широкомасштабных реформ в нашей  стране и высокого уровня ее  зависимости от внешних факторов.

      В современной России реформа  местного самоуправления выходит  на принципиально  новый качественный  уровень развития. Между тем эффективность  ее проведения во многом зависит  от правильного понимания сущности  природы местного самоуправления, его роли и места в демократической  системе управления обществом. 

      Самостоятельный характер местного  самоуправления и  его организационная  независимость, отдаленность от  властных структур не умаляют  его значения как элемента  государственного устройства России. Усиление государственного начала  в местном управлении призвано  обеспечить в деятельности органов  местного самоуправления реализацию  и защиту общенациональных интересов.  Необходимость и роль института  местного самоуправления обусловливаются  объективно существующими интересами  граждан, совместно проживающих  в местных сообществах. При  этом указанные интересы следует  рассматривать не как подчиненные,  а как равноправные по отношению  к государственным. Смысл развития местного самоуправления заключается в освобождении органов государственной власти от тех мероприятий, которые более эффективно могут быть проведены на местном уровне; их усилия должны быть направлены на решение более важных общенациональных проблем. Местная же власть призвана: обеспечивать население жильем; предоставлять ему коммунальные услуги; услуги местного транспорта, связи; благоустраивать территорию; создавать условия для получения гражданами основного общего образования и необходимой медицинской помощи; улучшать торговое, бытовое и культурное обслуживание населения.

      Именно  эти задачи местная  власть способна решать более  оперативно и эффективно, с учетом  потребностей населения. Органы  местного самоуправления несут  также ответственность за охрану  общественного порядка, экологическую  обстановку.

      Другими словами, они наделяются  полномочиями (совокупностью прав  и обязанностей), затрагивающими  практически все  стороны жизни  местных сообществ. Обширный комплекс  полномочий предоставляет муниципалитетам  возможность повышать качество  и оперативность удовлетворения  наиболее важных потребностей  населения.

      Регулирование экономических отношений  на муниципальном  уровне призвано  обеспечить:

      - общемуниципальные производственно-социальные пропорции;

      - наращивание производства конкурентоспособной   продукции и услуг; 

      - укрепление материальной базы  социальной сферы [2, c. 79].

      Функции местного самоуправления  формируются  исходя из целей  и задач пропорционального и  динамического развития производственно-социального  муниципального образования в  целом и находящихся в нем  предприятий, отраслей и подотраслей. Муниципализация собственности на объекты социальной производственной инфраструктуры является эффективным средством устойчивого функционирования и развития муниципальных образований как единого целого, объединения и рационального использования имеющихся материальных и финансовых ресурсов, обеспечения населению социальных гарантий.

      Таким образом, муниципальное  образование представляет собой  целостную систему, состоящую  из следующих элементов:

      - территории, в пределах которой   осуществляется местное самоуправление;

      - населения и выборных органов,  осуществляющих от его имени   местное самоуправление на данной  территории;

      - муниципальной собственности и   местного бюджета.

      До  недавнего времени в некоторых   регионах не было института  самоуправления населения в том  виде, как оно  предусмотрено  Конституцией РФ.

      Переход на новый качественный  уровень управления региональными  и муниципальными финансами –  одно из важнейших условий  эффективного функционирования  государственных и муниципальных  финансов в целях улучшения  социального положения населения,  повышения качества социальной  инфраструктуры и инвестиционной  привлекательности территорий.

 

2.2. Пути повышения качества управления государственными и муниципальными финансами

      За  прошедшие несколько лет  произошли  принципиальные изменения  финансовых взаимоотношений бюджетов  различных  уровней на основе  укрепления бюджетного федерализма,  повышения бюджетной  дисциплины, прозрачности и стабильности  распределения финансовых ресурсов.

      Приведем  задачи повышения эффективности  межбюджетных отношений и качества  управления государственными и  муниципальными финансами:

      - укрепление финансовой самостоятельности   субъектов Российской Федерации;

      - создание стимулов для увеличения  поступлений доходов в бюджеты   субъектов Российской Федерации   и местные бюджеты;

      -создание  стимулов для улучшения  качества  управления государственными  и  муниципальными финансами;

      - повышение прозрачности региональных  и муниципальных финансов;

      - оказание методологической и   консультационной помощи субъектам   РФ в целях повышения эффективности   и качества управления государственными  и муниципальными финансами, а   также в целях реализации реформы   местного самоуправления.

      В рамках решения задачи укрепления финансовой самостоятельности субъектов РФ необходимо обеспечить стабильность налогового законодательства и межбюджетных отношений в Российской Федерации в целях осуществления достоверного и объективного среднесрочного бюджетного планирования.

      В настоящее время Бюджетным  кодексом РФ предусмотрен ряд  норм, обеспечивающих стабильность  региональных и муниципальных  финансов. К ним, в частности,  относятся разграничение поступлений  в бюджеты разных уровней от  федеральных налогов и сборов  и необходимость внесения изменений  в законодательство, в том числе  в закон о бюджете, в случае  изменения расходных обязательств  в течение года. Кроме того, установлено,  что прогнозируемость объема  Федерального фонда финансовой  поддержки субъектов РФ на  очередной финансовый год достигается  путем индексации объема Фонда  в текущем финансовом году  на прогнозируемый в очередном  финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

      Тем не менее, указанные меры  представляются недостаточными, особенно  в условиях перехода к среднесрочному  финансовому  планированию бюджетов  всех уровней, требующему определенности  не только на очередной финансовый  год, но и на более длительный  период.

      В этой связи следует исключить   возможность внесения изменений   на федеральном уровне в бюджетное   и налоговое законодательство  в  части налогов и сборов, зачисляемых  в бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты, приводящих к снижению налогооблагаемой базы, а также изменений расходных обязательств бюджетов регионов без соответствующей компенсации из федерального бюджета

      Особое  внимание следует уделить  совершенствованию  механизмов  распределения инвестиционной финансовой  помощи бюджетам субъектов Российской  Федерации, предоставляемой из  федерального бюджета. В настоящее  время инвестиционная финансовая  помощь осуществляется как в  рамках непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы и ряда федеральных целевых программ, так и в рамках Федерального фонда регионального развития. При этом используются не связанные между собой механизмы распределения инвестиционной финансовой помощи и условия ее предоставления.

      С учетом вступления в силу  федеральных законов о разграничении  полномочий между федеральными  органами государственной власти, органами государственной власти  субъектов РФ и органами местного  самоуправления необходимо разграничить  финансирование инвестиционных  мероприятий, приводящих к увеличению  федеральной и региональной собственности.  Так, предстоит обеспечить финансирование  инвестиций в объекты федеральной  формы собственности в рамках  Федеральной адресной инвестиционной  программы. Инвестиционная поддержка  регионов и муниципальных образований  должна осуществляться с учетом  уровня их бюджетной обеспеченности  и использованием механизма софинансирования расходных обязательств субъектов РФ.

      При этом для завершения строительства   объектов, находящихся в собственности   субъектов РФ и муниципальной  собственности и включенных в  состав Федеральной адресной  инвестиционной программы, следует  в течение нескольких лет предусматривать  средства в федеральном бюджете  в размере, соответствующем доле  федерального бюджета в общем  объеме ассигнований, необходимых для завершения строительства указанных объектов.

      Следует сконцентрировать средства  финансовой помощи, направляемые  на реализацию полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, включая инвестиционную, в специально  создаваемом Федеральном фонде  софинансирования расходов. Единые принципы распределения средств Фонда позволят повысить прозрачность межбюджетных трансфертов и их обоснованность.

      Необходимо  разработать и внедрить  механизмы  мониторинга и оценки  федеральными органами исполнительной  власти эффективности реализации  полномочий, передаваемых органам  государственной власти субъектов  РФ и органам местного самоуправления, а также повысить ответственность  за исполнение делегируемых полномочий.

      На  основе отчетных данных  об использовании субвенций Федерального  фонда компенсаций необходимо  внести изменение в порядок  предоставления отчетности субъектов  РФ о реализации переданных  полномочий, ввести в практику  федеральных органов исполнительной  власти подготовку ежегодных  докладов по оценке эффективности  исполнения субъектами РФ делегируемых  полномочий. Развитие системы мониторинга  переданных полномочий будет  способствовать своевременному  выявлению недостатков и улучшению  качества предоставления населению  услуг государства.

      В целях создания стимулов  для увеличения поступлений доходов  в бюджеты  субъектов РФ  и местные бюджеты  необходимо  законодательно установить условия осуществления бюджетного процесса для субъектов РФ в зависимости от уровня их дотационности. Это необходимо для того, чтобы субъекты РФ стремились к увеличению собственных доходов и переходу из категории субъектов РФ с низким уровнем бюджетной обеспеченности в категорию с более высоким уровнем бюджетной обеспеченности.

      В зависимости от долей межбюджетных  трансфертов в течение 2 из 3 последних  отчетных лет, предоставляемых  из федерального бюджета (за  исключением средств, передаваемых на реализацию делегируемых полномочий), в объеме собственных доходов бюджетов субъектов Российской Федерации субъекты РФ делятся на 3 группы, в отношении которых предполагается применять различные требования.

Информация о работе Управление государственными и муниципальными финансами