Управление государственным и муниципальным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Причиной возникновения государственного долга является проводимая государством политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира. Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность государственного долга, его составляющие…….………….….....5
1.1 Понятие государственного долга Российской Федерации и его классификация………………………………………………………………….....5
1.2 Особенности формирования муниципального долга………….………..…18
2. Направления стабилизации и повышения эффективности управления государственным долгом РФ…………………………………………………....22
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации........22
2.2 Управление и обслуживание государственного долга……………….…...23
Заключение…………………………………………………………………….…33
Литература…………………………………………………………………….…35
Приложения…………………………………………………………………..….37

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 71.23 Кб (Скачать)

Государственные внешние  заимствования Российской Федерации  осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для  погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

Внешняя задолженность Российской Федерации унаследована от СССР после  его распада, когда РФ приняла  на себя долг в размере 102 млрд. долл., в дальнейшем к этим обязательствам быстро стали прибавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качестве независимого государства.

«В 2006 году объем государственного внешнего долга  Российской Федерации снизился с 76,5 млрд. долл. США (2201,4 млрд. рублей) по состоянию на 1 января 2006 года до 52,0 млрд. долл. США (1370,5 млрд. рублей) по состоянию на 1 января 2007 года, а его доля в государственном долге Российской Федерации снизилась, соответственно, с 71,6% до 56,3%, практически сравнявшись с задолженностью по внутренним обязательствам»[6].

В условиях масштабного погашения внешних  государственных долговых обязательств Российской Федерации значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивным привлечением заемных средств в корпоративный  сектор российской экономики, задолженность  которого выросла на 83,9 млрд. долл. США. На начало 2007 года она составила 260,1 млрд. долл. США (84,2% внешнего долга Российской Федерации против 68,1% в начале 2006 года), более чем в 5 раз превышая совокупные долговые обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования (48,6 млрд. долл. США).

«За период с 1 января 2001 года по 1 января 2007 года государственный  внешний долг Российской Федерации  увеличился на 149,2 млрд. долл. США. При этом долг банков без участия в капитале увеличился в 11,2 раза и составил по состоянию на 1 января 2007 года 101,2 млрд. долл. США. Долг прочих секторов увеличился с 22,3 млрд. долл. США до 159,9 млрд. долл. США (в 7,2 раза)[7].

Внешний долг Российской Федерации перед  нерезидентами на 1.01.07 г., по данным Центробанка России, приведен в Приложении 2.

По заключению Счетной палаты, абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте будет иметь тенденцию к росту и составит к концу 2008 года – 1132,4 млрд. рублей, или 3,2% ВВП, к концу 2009 года – 1164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8%), или 2,9% ВВП, к концу 2010 года – 1232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9%), или 2,8% ВВП. Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена в Приложении 3.


6[9]

7[9]

В структуре  внешнего долга уменьшится доля государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий. По заключению Счетной палаты РФ тенденция увеличения абсолютных размеров государственного внешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008–2010 годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.

Вопросы управления государственным  внешним долгом в последние годы стали одними из центральных в  экономической и политической жизни  Российской Федерации. Это было обусловлено  как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению  и обслуживанию.

 

1.2. Особенности формирования муниципального  долга

 

Муниципальный долг - в РФ - совокупность долговых обязательств муниципального образования. Различают следующие формы долговых обязательств муниципального образования:

- кредитные  соглашения и договоры, заключенные  муниципальным образованием;

- займы муниципального  образования,осуществляемые путем  выпуска ценных бумаг от имени  муниципального образования; 

- договоры  о предоставлении муниципальных  гарантий или договоры поручительства  муниципального образования по  обеспечению исполнения обязательств  третьими лицами;

- долговые  обязательства юридических лиц,  переоформленные в муниципальный  долг на основе правовых актов  органов местного самоуправления.

Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну.

Долговые  обязательства муниципального образования  существуют в форме:

1) кредитных  соглашений и договоров, заключенных  муниципальным образованием;

2) займов  муниципального образования, осуществляемых  путем выпуска ценных бумаг  от имени муниципального образования; 

3) договоров  о предоставлении муниципальных  гарантий, договоров поручительства  муниципального образования по  обеспечению исполнения обязательств  третьими лицами;

4) долговых  обязательств юридических лиц,  переоформленных в муниципальный  долг на основе правовых актов  органов местного самоуправления.

Для проведения эффективной финансовой политики в  области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет  процесс управления государственным  и муниципальным долгом. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ, управление государственным  долгом субъекта РФ — органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным  долгом производится уполномоченным органом  местного самоуправления.

Российская  Федерация не несет ответственности  по долговым обязательствам субъектов  РФ и муниципальных образований, если такие обязательства не были гарантированы РФ. Субъекты РФ и  муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если такие обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации.

При возникновении  финансового кризиса появляется необходимость реструктуризации долга.

Реструктуризация  — это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием  других долговых обязательств в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с  частичным списанием или сокращением  суммы основного долга.

В целях  регулирования размера государственного долга устанавливается его предельный объем. Предельные объемы государственного внутреннего долга и внешнего долга на очередной финансовый год  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете с разбивкой  долга по формам обеспечения обязательств. Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается  верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга. Предельный объем  государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не может превышать  объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ.

Эмиссия государственных и муниципальных  ценных бумаг производится при утверждении  федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете следующих показателей:

     - предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;

     - предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня;

       - расходов на обслуживание государственного и муниципального долга в текущем году.

Если  при исполнении бюджета субъекта РФ или местного бюджета расходы  на обслуживание государственного долга  субъекта превышают 15% расходов его  бюджета, а также в случае превышения предельного объема заемных средств, и при этом субъект РФ не в состоянии  обеспечить обслуживание и погашение  своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ может применить следующие меры:

  - назначить ревизию бюджета субъекта РФ;

  - передать исполнение бюджета субъекта РФ под контроль Минфина РФ;

  - принять другие меры, предусмотренные бюджетным законодательством.

Все поступления  средств в бюджет от заимствований  и других долговых обязательств, включая  средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.

Все расходы  на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как  расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.

Погашение обязательств государственного долга  РФ учитывается в федеральном  бюджете путем вычитания суммы  погашаемых обязательств из суммы поступлений  источников финансирования дефицита федерального бюджета и отражается соответственно в Программе государственных  внутренних или внешних заимствований  РФ.

Все расходы  на погашение обязательств государственного долга субъектов РФ, муниципального долга учитываются в расходной  части бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов как расходы на погашение  государственного или муниципального долга. 
2. Направления стабилизации и повышения эффективности управления государственным долгом РФ

 

2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации

 

На протяжении последних лет происходит постепенное  снижение как относительных, так  и абсолютных показателей государственного долга. Снижается значение процентного  соотношения величины госдолга Правительства  Российской Федерации по номинальной  стоимости к ВВП.

За период с 1 января 2002 года по 1 января 2007 года государственный  долг Правительства Российской Федерации  снизился с 4,43 трлн. рублей (49,5% от ВВП) до 2,44 трлн. рублей (9,1% от ВВП). При этом государственный внешний долг Правительства Российской Федерации за указанный период уменьшился в 2,49 раза и составил по состоянию на 1 января 2007 года 1,37 трлн. рублей в пересчете в национальную валюту Российской Федерации (52,0 млрд. долл. США) – Приложение 3.

В 2005–2006 годах были досрочно погашены ранее реструктурированные обязательства перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США). Кроме того, были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредиты Внешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств Банка России (4,3 млрд. долл. США).

В 2006 году тенденция существенного сокращения объема государственного долга Российской Федерации сохранялась на прежнем  уровне, прежде всего, за счет двух разнонаправленных  факторов: планового и досрочного погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, в том  числе перед странами – членами Парижского клуба кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного увеличения чистого объема привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации на внутреннем рынке в объеме 177,6 млрд. рублей.

«Объем  государственного долга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей, или 9,1% к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах, сократившись на 641,4 млрд. рублей, или на 26,3%, по сравнению с началом 2006 года, когда его объем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2% к ВВП»[8].

 

2.2 Управление и обслуживание государственного долга

 

«Под  управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической  политики государства, связанной с  его деятельностью в качестве заемщика»[9]. Управление государственным долгом заключается:

– в формировании политики в отношении государственного долга;

– в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

– в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

– в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением  государственным долгом в узком  смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением  государственных долговых обязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственного долга, а также  регулированию рынка государственных  ценных бумаг.

 


8[10]

9[9]

Осуществление мероприятий по управлению государственным  долгом требует от государства системного подхода и определяет многоплановый  характер регулирования существующей задолженности.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом