Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:53, контрольная работа
Целью данной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.
Введение 3
1.Понятие и сущность государственного долга Российской Федерации 4
1.1 Понятие государственного долга 4
1.2. Внутренний и внешний государственный долг 5
1.3. Значение государственного долга 8
1.4. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации 9
2.Государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг 11
2.1. Нормативные основы территориальных займов 11
2.2. Содержание субфедерального и муниципального долга 13
2.3. Выпуск территориальных ценных бумаг 14
3.Управление государственным и муниципальным долгом 18
Заключение 22
1. Жилищные и телефонные займы. Они служат яркими примерами инвестиционных займов. Различают две модели займов с точки зрения форм выплаты дохода и погашения: погашаемые жильем или в денежной форме.
Средства от жилищных займов используются для финансирования строительства жилых домов.
Средства от пока немногочисленных телефонных займов идут на строительство АТС, а обязательства погашаются установкой телефонов и (или) деньгами.
2. Арбитражные займы. Займы данного вида являются нецелевыми, общего покрытия, среднесрочными, погашаемыми в денежной форме (розыгрыши призов). Привлеченные средства займа обращаются в финансовой среде, а доля средств на реализацию целевых программ незначительна (10%).
3. ГКО – подобные займы. Займы являются нецелевыми, общего покрытия, краткосрочными, размещаемыми сериями через аукционы, погашаемыми в денежной форме. Эмитируются для финансирования дефицита и текущих расходов бюджета. Обеспечиваются бюджетом и имуществом эмитента. Источником дохода по ним служат депозитно-арбитражные операции. Успех таких займов объясняется обработанностью схемы ГКО, простотой и эффективностью заложенных в ней технологических решений.
4. Промышленные (социальные) инвестиционные займы. Займы являются целевыми, смешанного покрытия, среднесрочными (до 5 лет); погашаемыми в денежной форме либо в натуральной. Основная цель этих займов – инвестиционная поддержка предприятий, инфраструктурных объектов.
В условиях нестабильности займы этого типа имеют черты арбитражных: создание фондов, средства которых размешаются в финансовые инструменты.
5. Прочие займы. Были зарегистрированы отдельные выпуски займов, не получившие широкого распространения (1 приватизационный заем, 2 займа по схеме срочных сделок.. 6 выпусков краткосрочных обязательств (КО) а 2 выпуска казначейских сертификатов).
Решение
о региональном займе и форме
его выпуска принимает
В
настоящее время общее
1. РО в большинстве своем средне (1–5 лет) и долгосрочные (больше 5 лет)
2. Федеральные бумаги обычно выпускаются в бездокументарной форме, а свыше 1/3 РО – предъявительская
3. Спектр целей у РО, как мы убедились, значительно шире, тогда как федеральные бумаги, как правило, выпускаются только для финансирования дефицита бюджета.
Например,
перспективной разновидностью РО является
жилищная облигация, цель которой – финансирование
строительства жилья. Такие облигации
в зависимости от условий предоставления
жилья могут быть либо низкодоходными,
либо бездоходными, т.к. для владельца
важно получить квартиру, а не доход с
вложенного капитала. Это особенно актуально
на сегодняшний день. Облигации жилищного
займа выпускает г. Москва. Это бескупонные
именные срочные ценные бумаги, имеющие
целевое назначение. Номинал облигаций
установлен в размере 0,1 кв. метра общей
площади жилья. Денежный эквивалент облигаций
устанавливается ежемесячно межведомственной
комиссией по вопросам реализации жилой
площади на коммерческой основе. Для юридических
лиц облигации выпускаются в бездокументарной
форме, но с выдачей владельцам свидетельств
о владении определенным количеством
облигаций. Для физических лиц облигации
выпускаются, по желанию владельца, в электронной
и документарной формах. Заем гарантируется
жилой площадью, строящейся по заказу
Правительства Москвы, и погашается в
натуральной (квартирами) или денежной
формах.
Управление
государственным и
Управление государственным долгом заключается:
– в формировании политики в отношении государственного долга;
– в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
– в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
– в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.
Цели
управления государственным и
-
минимизация стоимости
– поддержание стабильности функционирования политической системы.
– своевременное финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.
–
чрезмерно высокое бремя
Цикл
управления государственным долгом
состоит из пяти этапов, в каждом
из которых выполняются
На первом этапе закладываются пределы объемов внутреннего и внешнего долгов, заимствований, пределы предоставления гарантий.
На
втором этапе формируется программа
эмиссии государственных и
На
третьем этапе проводится размещение
облигаций и регулирование
Четвертый
этап характерен для развития Российской
Федерации после распада СССР
и связан с проведением мероприятий,
необходимость которых
На
пятом этапе исполняются
С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.
К основным методам управления внешним долгом относятся:
-
консолидация – пересмотр
-
реструктуризация – основанное
на соглашении прекращение
- рефинансирование- погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве нет такой формы). По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга;
– конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника;
- секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
– аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов8.
Из
всего многообразия существующих методов
управления государственным долгом
в Бюджетном кодексе Российской
Федерации получил определение
только метод реструктуризации. Статья
101 Бюджетного кодекса «Управление
государственным долгом»
Заключение
Система
управления государственным долгом
непосредственно связана с
Главными целями долговой политики должно быть решение следующих задач:
– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;
– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;
– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;
– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;
– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;
– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;