Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность государственного долга Российской Федерации 4

1.1 Понятие государственного долга 4

1.2. Внутренний и внешний государственный долг 5

1.3. Значение государственного долга 8

1.4. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации 9

2.Государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг 11

2.1. Нормативные основы территориальных займов 11

2.2. Содержание субфедерального и муниципального долга 13

2.3. Выпуск территориальных ценных бумаг 14

3.Управление государственным и муниципальным долгом 18

Заключение 22

Работа содержит 1 файл

КР по финансам.docx

— 128.42 Кб (Скачать)

    1. Жилищные и телефонные займы. Они служат яркими примерами инвестиционных займов. Различают две модели займов с точки зрения форм выплаты дохода и погашения: погашаемые жильем или в денежной форме.

    Средства  от жилищных займов используются для  финансирования строительства жилых  домов.

    Средства  от пока немногочисленных телефонных займов идут на строительство АТС, а  обязательства погашаются установкой телефонов и (или) деньгами.

    2.   Арбитражные займы. Займы данного вида являются нецелевыми, общего покрытия, среднесрочными, погашаемыми в денежной форме (розыгрыши призов). Привлеченные средства займа обращаются в финансовой среде, а доля средств на реализацию целевых программ незначительна (10%).

    3.   ГКО – подобные займы. Займы являются нецелевыми, общего покрытия, краткосрочными, размещаемыми сериями через аукционы, погашаемыми в денежной форме. Эмитируются для финансирования дефицита и текущих расходов бюджета. Обеспечиваются бюджетом и имуществом эмитента. Источником дохода по ним служат депозитно-арбитражные операции. Успех таких займов объясняется обработанностью схемы ГКО, простотой и эффективностью заложенных в ней технологических решений.

    4. Промышленные (социальные) инвестиционные займы. Займы являются целевыми, смешанного покрытия, среднесрочными (до 5 лет); погашаемыми в денежной форме либо в натуральной. Основная цель этих займов – инвестиционная поддержка предприятий, инфраструктурных объектов.

    В условиях нестабильности займы этого  типа имеют черты арбитражных: создание фондов, средства которых размешаются  в финансовые инструменты.

    5. Прочие займы. Были зарегистрированы отдельные выпуски займов, не получившие широкого распространения (1 приватизационный заем, 2 займа по схеме срочных сделок.. 6 выпусков краткосрочных обязательств (КО) а 2 выпуска казначейских сертификатов).

    Решение о региональном займе и форме  его выпуска принимает руководящий  орган местного самоуправления. Размещение осуществляется посредством уполномоченных на это коммерческих банков. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми

    В настоящее время общее количество зарегистрированных региональных займов исчисляется сотнями. Региональные облигации (РО) обычно обеспечивают уровень  доходности сопоставимый с федеральными бумагами. Выпуск этих облигаций часто  выгодно отличается от федеральных  бумаг:

    1.    РО в большинстве своем средне (1–5 лет) и долгосрочные (больше 5 лет)

    2.    Федеральные бумаги обычно выпускаются в бездокументарной форме, а свыше 1/3 РО – предъявительская

    3.    Спектр целей у РО, как мы убедились, значительно шире, тогда как федеральные бумаги, как правило, выпускаются только для финансирования дефицита бюджета.

    Например, перспективной разновидностью РО является жилищная облигация, цель которой – финансирование строительства жилья. Такие облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, т.к. для владельца важно получить квартиру, а не доход с вложенного капитала. Это особенно актуально на сегодняшний день. Облигации жилищного займа выпускает г. Москва. Это бескупонные именные срочные ценные бумаги, имеющие целевое назначение. Номинал облигаций установлен в размере 0,1 кв. метра общей площади жилья. Денежный эквивалент облигаций устанавливается ежемесячно межведомственной комиссией по вопросам реализации жилой площади на коммерческой основе. Для юридических лиц облигации выпускаются в бездокументарной форме, но с выдачей владельцам свидетельств о владении определенным количеством облигаций. Для физических лиц облигации выпускаются, по желанию владельца, в электронной и документарной формах. Заем гарантируется жилой площадью, строящейся по заказу Правительства Москвы, и погашается в натуральной (квартирами) или денежной формах. 

    
  1. Управление  государственным  и муниципальным  долгом
 

    Управление  государственным и муниципальным  долгом представляет собой совокупность мероприятий государства и органов  самоуправления по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий и выпуску новых государственных и муниципальных ценных бумаг»5

    Управление  государственным долгом заключается:

    – в формировании политики в отношении государственного долга;

    – в установлении границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);

    – в определении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

    – в установлении возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

    Цели  управления государственным и муниципальным  долгом следующие:

    - минимизация стоимости привлекаемых  внешних займов, улучшение условий  рефинансирования и/или переоформление  задолженности, снижение общих  издержек по обслуживанию внешнего  долга, повышение эффективности  использования привлекаемых ресурсов.

    – поддержание стабильности функционирования политической системы.

    – своевременное  финансирование социальных программ, обеспечение социальной стабильности.

    – чрезмерно высокое бремя внешнего долга может отрицательно сказаться  на экономической безопасности страны.6

    Цикл  управления государственным долгом состоит из пяти этапов, в каждом из которых выполняются определенные задачи.

    На  первом этапе закладываются пределы  объемов внутреннего и внешнего долгов, заимствований, пределы предоставления гарантий.

    На  втором этапе формируется программа  эмиссии государственных и муниципальных  ценных бумаг и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование привлекательным для инвесторов – резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе пиков платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.7

    На  третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок  по государственным и муниципальным  долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и размер текущего (внутреннего и внешнего) долга.

    Четвертый этап характерен для развития Российской Федерации после распада СССР и связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов  или  кризисных долговых ситуаций.8

    На  пятом этапе исполняются первоначальные или скорректированные графики  платежей  по обслуживанию и погашению  государственных и муниципальных  внутренних и внешних долгов.

      С конца 1980-х годов в международной практике сформировался достаточно разнообразный набор методов управления внешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников, так и кредиторов.

    К основным методам управления внешним  долгом относятся:

    - консолидация – пересмотр условий  погашения задолженности, который  может быть реализован либо  путем изменения условий погашения  действующих долговых обязательств (реструктуризация), либо путем рефинансирования  существующей задолженности;

    - реструктуризация – основанное  на соглашении прекращение долговых  обязательств, составляющих государственный  или муниципальный долг, с заменой  указанных долговых обязательств  иными долговыми обязательствами,  предусматривающими другие условия  обслуживания и погашения обязательств.

    - рефинансирование- погашение старой задолженности путем принятия новых обязательств (среди инструментов, используемых по управлению государственным долгом, в бюджетном законодательстве  нет такой формы). По отношению к государственным займам иногда используется термин рефундирование государственного долга;

    – конверсия – применение различных механизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики должника;

    - секьюритизация – переоформление нерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;

    – аннулирование – отказ от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет к нанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика среди потенциальных инвесторов и кредиторов8.

    Из  всего многообразия существующих методов  управления государственным долгом в Бюджетном кодексе Российской Федерации получил определение  только метод реструктуризации. Статья 101 Бюджетного кодекса «Управление  государственным долгом» посвящена  только организационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101 Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время система управления государственным внешним долгом реализована на базе Министерства финансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерства финансов Российской Федерации»9. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам Российской Федерации.

 

    Заключение 

     Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным  процессом, поскольку долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения долговой политики.

     Главными  целями долговой политики должно быть решение следующих задач:

     – улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

     – обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

     – содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

     – гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

     – обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

     – усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

     – прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

     – максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

Информация о работе Управление государственным долгом