Управление государственным долгом

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение классификации, структуры, системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой цели были использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результаты контрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.

Содержание

Введение 3

1.Понятие и сущность государственного долга Российской Федерации 4

1.1 Понятие государственного долга 4

1.2. Внутренний и внешний государственный долг 5

1.3. Значение государственного долга 8

1.4. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации 9

2.Государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг 11

2.1. Нормативные основы территориальных займов 11

2.2. Содержание субфедерального и муниципального долга 13

2.3. Выпуск территориальных ценных бумаг 14

3.Управление государственным и муниципальным долгом 18

Заключение 22

Работа содержит 1 файл

КР по финансам.docx

— 128.42 Кб (Скачать)

     Банк  России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

     Долговые  обязательства России подлежат учету  и регистрации в государственных  долговых книгах внутреннего и внешнего долга РФ (в Кодексе указанные  книги обозначены единым понятием –  Государственная долговая книга  РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России. Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерстве финансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедуры ведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотой учета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств и устанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядку ведения и хранения Долговой книги.

     Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии  государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию  в объеме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.

     Однако  Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнего долга).

     В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

     В объем государственного внешнего долга  Российской Федерации включаются:

     1) номинальная сумма долга по  государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

     2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской  Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

     3) объем обязательств по государственным  гарантиям Российской Федерации,  выраженным в иностранной валюте.

     Под государственными внешними заимствованиями  Российской Федерации понимаются государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте.

     Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях  финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

     Право осуществления государственных  внешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров  о предоставлении государственных  гарантий для привлечения внешних  кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерации  осуществлять внешние заимствования  может Правительство Российской Федерации либо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.

    Вопросы управления государственным внешним  долгом в последние годы стали  одними из центральных в экономической и политической жизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.

1.3. Значение государственного долга

 

    Рост  государственного долга влечет за собой  негативные экономические последствия.

    Во-первых, выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство  в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.

    Во-вторых, повышение ставок налогов как  средство выплаты государственного внутреннего долга или его  уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям  средств в новые рискованные  предприятия, а также усилить  социальную напряженность в обществе.

    В-третьих, существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты  процентов или сумм основного  долга).

    В-четвертых, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны.

    В-пятых, когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Что влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

    За  последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре  совокупного национального долга  России (государственный внешний  и внутренний, внутренний корпоративный  и корпоративный долг перед нерезидентами). Колоссальный рост его, уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного  корпоративного долга обусловливают  необходимость анализа его тенденции  и динамики.

    Трансформация внешнего государственного долга во внутренний государственный долг. Внешний  государственный долг погашается за счет заимствований на внутреннем рынке. В результате с 2002 г. началось быстрое увеличение внутреннего государственного долга.

    Таким образом, под управлением государственным  долгом понимается совокупность финансовых мероприятий государства, связанных  с установлением ежегодных предельных значений государственного долга, выпуском и погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением  конверсий и консолидации займов.

1.4. Структура и динамика государственного долга Российской Федерации

 

    Важной особенностью экономики России является рост совокупного национального долга (СНД), включающего государственный внешний и внутренний долг, внутренний долг корпораций и корпоративный долг нерезидентам.

    За 1998–2009 гг. внешний государственный  долг России сократился более чем  в 5 раз. На начало апреля 2009 г. он составлял 29,9 млрд долл. Однако со II квартала 2009, впервые за последние 11 лет, начался его рост. На начало октября 2010 года внешний госдолг достиг 47 млрд. При этом долг органов государственного управления изменился с 29,5 млрд. до 34,8 млрд., а органов денежно-кредитного регулирования вырос с 2,8 млрд. до 12.2 млрд. долл.3

    Сравнивая структуру государственного внешнего долга на 1 октября 2008 года и на 1 октября 2009 года (см. Приложение 1), можем заметить, что в 2009 году Государственный внешний долг Российской Федерации в млн. долларов США уменьшился на 4,8%, в евро – на 7,02%. Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба в 2009 году в млн. долларов США увеличилась на 10,7%, в евро уменьшилась на 24,2%. Задолженность перед официальными кредиторами -не членами Парижского клуба в 2009 году в млн долларов США уменьшилась на 7,04%, в евро возросла на 27,07%. Задолженность перед международными финансовыми организациями в 2009 году в млн. долларов США уменьшилась на 1,76%, в евро - на 10,4%. Задолженность по ОВГВЗ (Облигации внутреннего государственного валютного займа) в 2009 году в млн. долларов США увеличилась на 77,7%, в евро – на 21,58%.

    В последнее время усиливается  также и тенденция роста внутреннего  государственного долга России. В 2002–2008 гг. он увеличился с 545 млрд руб. до 1804,2 млрд – 3,6% ВВП. В соответствии с бюджетом на 2010–2012 гг. внутренний государственный долг в 2012 г. возрастет по сравнению с 2008 г. в 2,4 раза и составит 8,1% ВВП. Этот рост будет осуществляться, прежде всего, за счет выпуска государственных ценных бумаг на внутреннем рынке, которых в 2011 г. предусмотрено разместить на сумму 957,5 млрд руб. Это около 60% от емкости сегодняшнего рынка государственных ценных бумаг.4 

    Таблица 2 - Размещение государственных ценных бумаг на внутреннем рынке для финансирования дефицита госбюджета, млрд руб.

      

    Только  за 2011 г. объем новых государственных  ценных бумаг составит более половины выпущенных за последние 11 лет. Объем размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) резко возрастет с учетом их обмена на акции банков в рамках докапитализации кредитных организаций.

    В целом государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации  в 2002–2008 гг. снизился с 42,2 до 6,5% ВВП. Однако кризис внес изменения в эту динамику. Уже в 2009 г. он вырос до 10,1% ВВП. В  соответствии с федеральным бюджетом на 2010–2012 гг. государственный внутренний и внешний долг России в 2012 г. превысит 15% ВВП (см. Рисунок №2). Это существенно  ниже пороговых значений, установленных Маастрихтскими соглашениями по госдолгу – 60% к ВВП. Но если такие темпы сохранятся, то в 2021 г. этот порог будет превышен.

    

    Рисунок №2. Динамика государственного долга России, % к ВВП 

    
  1. Государственный долг субъекта РФ и  муниципальный долг
 

    2.1. Нормативные основы  территориальных  займов 

    В Бюджетном Кодексе РФ, принятом 31 июля 1998 года идет четкое разграничение  государственного долга (статья 97,98), долг субъектов РФ (статья 99) и муниципальный  долг (статья 100). Согласно этих статей, государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в форме:

    ·     кредитных соглашений и договоров;

    ·     государственных займов субъекта Российской Федерации, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;

    ·     договоров и соглашений о получении субъектом Российской Федерации бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

    ·     договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

    ·     соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.

    В объем государственного долга субъектов  Российской Федерации включаются:

    ·     основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации;

    ·     объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

    ·     объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от бюджетов других уровней;

    ·     объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации.

    Долговые  обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые  определяются условиями заимствований  и не могут превышать 30 лет.

    Муниципальный долг – это совокупность долговых обязательств муниципального образования. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:

Информация о работе Управление государственным долгом