Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 16:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.
Задачи:
рассмотреть понятие и виды государственного долга;
рассмотреть методы регулирования государственного долга;
изучить внешний и внутренний государственный долг РФ;
ознакомиться с принципами управлении государственным долгом РФ;
рассмотреть методы регулирования государственного долга.
Введение........................................................................................................3
1. Сущность государственного долга..............................................................5
1.1 Понятие и виды государственного долга..............................................5
1.2 Методы регулирования государственного долга.................................7
2. Внешний и внутренний долг РФ................................................................11
2.1 Внешний долг РФ..................................................................................11
2.2 Внутренний долг РФ.............................................................................17
3. Управление государственным долгом РФ................................................25
3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25
3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27
Заключение...............................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38
Сложность использования метода связана с тем, что списание или прощение долгов со стороны государства подрывают государственную налоговую и финансовую политику.
К числу ключевых составляющих относятся: ускоренная процедура банкротства, обращение взыскания на дебиторскую задолженность должников бюджету, пересчет пеней и отсечение долгов на определенную дату.
Контроль за заимствованиями субъектов РФ. В настоящее время регионы активно проводят политику заимствований, однако многие из них зачастую не в состоянии платить по уже имеющимся обязательствам. Неконтролируемый рост региональных заимствований приводит к росту дефицита расширенного правительства (включающего в себя федеральное правительство и местные органы власти, а также все государственные внебюджетные органы).
Это
обусловливает необходимость
Увеличение доли государства (федеральные и региональные органы) в структуре капитала акционированных (бывших государственных) предприятий. Главная цель – формирование нового механизма управления государственными пакетами акций на основе создания холдинговых компаний, активизации использования института представителей государства в АО, использования договора траста.
Временная
передача имущества предприятий-
Продажа дебиторской задолженности на федеральных и региональных аукционах. Реализация этого подхода связана с необходимостью разработки и внедрения в практику механизма продажи коммерческим банкам "плохих" долгов их клиентов на открытых торгах, путем прямых переговоров с потенциальными покупателями, путем обмена долгов на акции должников, в крайних случаях – банкротства и ликвидации должников.
Покупка государством "плохих" долгов. В данном варианте государство обменивает долги по сниженной цене на свои долгосрочные облигации. При этом должны приниматься во внимание приоритеты структурно-инвестиционной политики.
Проведение взаимозачета долговых требований и обязательств. Система методов управления государственным долгом в силу многоплановости объекта имеет внутренние связи. Реализация каждого метода затрагивает и другие, что требует их применения не в разорванной схеме, а в системе, способной обеспечить малозначимость негативных последствий одних методов и мультипликативный эффект от действия других.
Для управления долгом целесообразно использовать методы разработки современных бизнес-планов, построенные на объективных законах движения средств, их оборота и возвратности. Такой бизнес-план должен формироваться для отдельных видов (сегментов) государственных заимствований.
Организационные проблемы управления государственным долгом. Организационная подсистема управления долгом должна включать:
Под реализацией организационных мер по управлению государственным долгом понимается:
Важнейшим направлением в области управления госдолгом является управление дюрацией государственных обязательств, в частности:
Для решения возникающих проблем федерального бюджета необходима выработка стратегической программы управления государственным долгом как составной частью долга Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать, что в развивающейся экономике на стадии экономического роста управление долгом осуществляется в соответствии с темпами роста ВВП, доходов всех секторов экономики, налоговой базы, а в определенных обстоятельствах – относительно низкой реальной ставкой по долговым обязательствам с длительными сроками заимствования средств.
Стратегия управления государственным долгом должна базироваться на согласовании динамики долга с темпами экономического роста и снижением затрат на его обслуживание. Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять отношение государственного долга к ВВП примерно на одном уровне, не допуская ситуации, при которой долг начинает негативно воздействовать на экономику. Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение допустимых размеров и источников их покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.
Условия
современной экономики
Стратегическая программа обслуживания и погашения государственного долга должна быть согласована с методами управления государственным бюджетом в целом, размерами его дефицита и регулированием общей экономической ситуации в стране.
В программе управления долгом следует предусмотреть:
Участие Банка России в обслуживании внешнего долга носит в основном пассивный характер в связи с формированием валютных резервов, осуществлением валютной политики и политики валютного курса рубля. Обеспечение устойчивости национальной валюты в основном реализуется в рамках регулируемого валютного рынка.
Неразвитость
институциональной основы государственных
заимствований, определяя в значительной
мере негативные тенденции в этой сфере,
проявляется в виде ряда обстоятельств,
среди которых – сложившаяся система
сосредоточения в одном ведомстве функций
государственного заимствования, включая
все стадии и элементы данного института.
Соединение в одном финансовом центре
разных по механизмам и инструментам финансовых
потоков при одновременном сочетании
исполнительных и контрольных функций
несет в себе опасность серьезных нарушений
в указанной сфере. Решение проблемы выделения
функций государственных заимствований,
включая все структурные элементы процесса,
в частности определение стратегии государственных
заимствований, эффективности и обслуживания
как внешних, так и внутренних долгов,
в объект относительно самостоятельного
управления является главной задачей
в области повышения эффективности института
государственных заимствований и предотвращения
угроз национальной безопасности.
Заключение
Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте.
К важнейшим законодательно закрепленным мерам по управлению государственным долгом относятся установление предельных объемов государственного внутреннего и внешнего долга, границы внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.
В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заемщика, эффективное использование, учет и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учет займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы учета и регистрации государственных долговых обязательств. Информация о долговых обязательствах Российской Федерации, выпуске ценных бумаг субъектов и муниципальных образований вносится в Государственную долговую книгу Федерации, государственную долговую книгу ее субъекта или муниципальную долговую книгу в трёхдневный срок с момента возникновения обязательства.
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться: