Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.

Задачи:

рассмотреть понятие и виды государственного долга;
рассмотреть методы регулирования государственного долга;
изучить внешний и внутренний государственный долг РФ;
ознакомиться с принципами управлении государственным долгом РФ;
рассмотреть методы регулирования государственного долга.

Содержание

Введение........................................................................................................3

1. Сущность государственного долга..............................................................5

1.1 Понятие и виды государственного долга..............................................5

1.2 Методы регулирования государственного долга.................................7

2. Внешний и внутренний долг РФ................................................................11

2.1 Внешний долг РФ..................................................................................11

2.2 Внутренний долг РФ.............................................................................17

3. Управление государственным долгом РФ................................................25

3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25

3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27

Заключение...............................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

     2.) Схема "облигации-акции" Обмен  долговых обязательств на акции  в рамках государственной программы приватизации (схема "облигации-акции") - форма сокращения государственного долга, широко применявшаяся в конце 80-х - начале 90-х годов в ходе приватизации в ряде стран Латинской Америки и Восточной Европы. Такая схема рассчитана на весьма специфические категории инвесторов - в первую очередь потому, что при ее использовании структура активов инвесторов изменяется качественным образом. Долговые обязательства заменяются принципиально иным финансовым инструментом - акциями, которые не предполагают получения инвестором фиксированного дохода. Выигрыш же государства в результате этой операции достаточно очевиден: происходит сокращение долга за счет реализации части госсобственности на приемлемых условиях.

     3.) Схема "выкуп" Наиболее демократичной  (рыночной) схемой реструктуризации госдолга, безусловно, является "выкуп". Технически эта схема предполагает два варианта реализации. Первый из них заключается в том, что регулирующий финансовый орган государства обращается к держателям ценных бумаг с предложением о выкупе принадлежащих им облигаций по некоей фиксированной цене, при этом торги этими бумагами на некоторое время приостанавливаются. Как правило, это предложение сопровождает схему реструктуризации долга "облигации-облигации".

     4.) Схема "списание" Еще одним  вариантом реструктуризации государственной задолженности (в первую очередь внешней) является ее безвозмездное списание - частично или целиком. Подобная практика достаточно часто применяется, например, Парижским клубом кредиторов в отношении беднейших стран мира. Так, в ходе саммита "большой восьмерки" в Кельне в июне 1999 г. было принято решение о списании долгов беднейших стран на сумму 71 млрд долл.

     Применение схемы "списание" промышленно развитыми странами объясняется не только соображениями политического характера (такого рода шаги, как правило, многократно повышают политический вес стран-доноров), но и чисто экономическими расчетами. Например, по данным группы Jubilee 2000 (основная цель которой - ускорение процесса списания долгов беднейших стран и повышение общего уровня жизни в них), такие страны, как Лаос, Замбия и Руанда, при наиболее благоприятном стечении обстоятельств смогут в обозримом будущем погасить лишь половину своей внешней задолженности, Эфиопия, Малави, Маврикий, Уганда, Мозамбик и Гвинея-Бисау - лишь треть ее. В этом свете списание долгов таких стран можно считать реальной переоценкой активов промышленно развитых государств.  
 
 
 
 
 
 
 

2. Внешний и внутренний долг рф 

2.1 Внешний долг РФ 

     Современный внешний долг Российской Федерации складывается из трех составляющих:

     1. Долги перед кредиторами из западных стран. Их можно разделить на четыре группы:

  • задолженность перед так называемыми официальными кредиторами, т.е. перед коммерческими банками западных стран, предоставляющими средства взаймы под гарантии соответствующих правительств или при страховании кредитов в государственных структурах. Регулирование задолженности этого вида является компетенцией Парижского клуба — особого международного координирующего органа, членами которого являются официальные представители стран — наиболее крупных международных кредиторов;
  • кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, т.е. без государственных гарантий. Регулирование такой задолженности осуществляется Лондонским клубом, который представляет собой неофициальное объединение представителей банков-кредиторов;
  • кредиты, предоставленные различными западными коммерческими структурами. Они связаны в основном с поставкой товаров и оказанием услуг;
  • кредиты международных валютно-финансовых организаций (МВФ, Международного банка реконструкции и развития, Европейского банка реконструкции и развития).

     2. Долги перед некоторыми  странами бывшими членами СЭВ. К ним относятся, в частности, Венгрия, Чехия, Словакия.

     3. Валютный долг российским предприятиям и банкам. Формально он относится к внутреннему долгу, однако его погашение производится конвертируемой валютой, поэтому он практически ничем не отличается от внешнего.

     Размер  государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала долговые показатели (коэффициенты). Одним из критериев оценки долговой устойчивости является анализ объема ресурсов, которыми располагает страна должник, т. е. размер и темпы роста ВВП в сопоставлении с государственным долгом. Этот показатель позволяет оценить уровень долговой нагрузки на экономику страны и отражает ее потенциальные возможности переориентировать национальное производство на экспорт в целях получения иностранной валюты и обеспечения способности погасить внешний долг. Чем выше данный показатель, тем большую долю доходов от реализации произведенного продукта государство вынуждено направлять не на внутреннее развитие, а на выполнение долговых обязательств перед внешними кредиторами. Если накопленный долг превышает объем средств, который в средне- и долгосрочной перспективе страна-дебитор может направить на выполнение долговых обязательств, возникает ситуация "долгового навеса". Условной границей начала такого опасного состояния внешнего долга принято считать превышение объемом долга 50% объема ВВП. Подобное положение было характерно для экономики Российской Федерации с начала 1990-х гг. и вплоть до 2001 г. За последние годы объем государственного долга, его удельный вес в объеме ВВП имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если в 2002 г. объем внешних заимствований составлял 35,88% в объеме ВВП, то в 2005 г. - 14,19% . Динамика этого показателя представлена на рис. 1. 
 
 

     

     

     

     Рис. 1. Отношение государственного внешнего долга к ВВП 

     Вместе  с тем в структуре государственного долга России при некотором снижении внешней задолженности наблюдается рост внутренних и "новых" внешних долговых обязательств. С экономической точки зрения это свидетельствует о начале реализации стратегической концепции в области государственного долга, суть которой заключается в постепенном стирании разделения долговых обязательств на внешние и внутренние. Государственный долг становится все более единым, и управление финансовыми обязательствами государства переходит к единому центру.

       В последние годы наметилась  тенденция к сокращению внешнего долга Российской Федерации. В 2000 г. он составил 148,4 млрд. долл., а по состоянию на 1 января 2006 г. снизился до 104,9 млрд. долл.  (рис. 2).

     

       Рис. 2. Динамика внешнего долга  РФ по состоянию на 1 января 2006 г. 

     В 2000 г. Российской Федерации удалось договориться с Лондонским клубом о списании 1 /3 задолженности бывшего СССР. Это была успешная операция, которую нам не удалось осуществить с Парижским клубом.  Оставшиеся 2/3 задолженности Лондонскому клубу были переведены в еврооблигации, и таким образом задолженность Лондонскому клубу больше не выделяется в статистике. Таким образом, задолженность странам Парижского клуба стала почти единственным субъектом долгов Советского Союза.

     Государственный внешний долг Российской Федерации, включая обязательства бывшего СССР, принятые РФ сократился в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом на 9,8% и на 1 января 2009 г. составил 40,5 млрд. долл., говорится в сообщении Министерства финансов РФ.

     Следует отметить, что произошли некоторые  изменения в структуре долга. Так, задолженность перед членами  Парижского клуба кредиторов сократилась за год на 22%, и на начало текущего года составила 1,4 млрд. долл., или 1 млрд. евро.

     Задолженность перед кредиторами, не являющимися  членами Парижского клуба, сократилась на 13% - до 1,9 млрд. долл., или 1,3 млрд. евро.

     Задолженность перед бывшими странами Совета экономической  взаимопомощи (СЭВ) снизилась на 6% - до 1,4 млрд. долл., или 1 млрд. евро.

     В тоже время коммерческая задолженность  бывшего СССР сократилась в 1,7 раза до 1,2 млрд. долл., или 900 млн. евро; задолженность по еврооблигациям - на 3%, до 27,7 млрд. долл., или 19,6 млрд. евро, по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) - в 2,5 раза до 1,8 млрд. долл., или 1,3 млрд. евро.

     В сумму внешнего долга включаются гарантии, предоставленные РФ в иностранной валюте. Их объем остался неизменным и на 1 января 2009 г. составил 600 млн. долл., или 400 млн. евро.

     Внешний долг России, на 1 июля 2009 года составил $475,6 млрд. против показателя $447,1 млрд. по данным на 1 апреля, сообщает ЦБ РФ. Таким образом, за второй квартал этого года он вырос на 6,37%.

     Так, внешний долг органов государственного управления увеличился с $27,4 млрд. в первом квартале до $30 млрд., в том числе федеральных органов управления - с $28,2 млрд. до $28,5 млрд.

     Новый российский долг федеральных органов, напротив, уменьшился с $26,2 млрд. до $24,1 млрд. А долг бывшего СССР остался без изменений на уровне $4,4 млрд. (Таблица 1, приложение 1).

     Государственный внешний долг РФ на 1 сентября 2009 года составил $38,99 млрд., что на $0,06 млрд. меньше показателя на 1 августа текущего года.

     В пересчете на евро объем внешнего госдолга РФ составил 27,17 млрд. евро против 27,75 млрд. на 1 августа.

     Задолженность перед странами-членами Парижского клуба, не являющаяся предметом реструктуризации, составила на 1 сентября $1 млрд. 161,7 млн. (-$10 млн. по сравнению с 1 августа) или 809,5 млн. евро (-23 млн.).

     Задолженность странам, не входящим в Парижский клуб, равнялась $1 млрд. 865,9 млн. (не изменилась по сравнению с 1 августом) или 1 млрд. 300,3 млн. евро (-25,5 млн. евро).

     "Коммерческий долг" РФ перед другими странами, который представляет из себя долги внешнеэкономических объединений бывшего СССР, на 1 сентября 2009 года составлял $1 млрд. 214,4 млн. (не изменился) или 846,2 млн. евро (-16,6 млн. евро).

     Задолженность перед международными финансовыми  организациями сократилась за месяц на $38,3 млн. до $4 млрд. 41,6 млн. В евро она составила 2 млрд. 816,4 млн. (-82,5 млн. евро).

     Государственный внешний долг РФ (включая обязательства  бывшего СССР, принятые Россией) на 1 октября 2009 года составил 38 млрд. 70,1 млн. долларов по сравнению с 38 млрд. 994,8 млн. долларов на 1 сентября и 40,6 млрд. долларов на 1 января, говорится в материалах Министерства финансов. 

     В целом, с начала текущего года долг снизился на 1,6 млрд. долларов, или на 6,2%. Снижение долга произошло в основном за счет погашения части задолженности по еврооблигационным займам (752,4 млн. долларов) и задолженности перед международными финансовыми организациями (111,7 млн. долларов).

     Задолженность перед кредиторами — членами  Парижского клуба, не являвшаяся предметом  реструктуризации, составила на 1 октября 1,108 млрд. долларов. Задолженность перед кредиторами, не вошедшими в Парижский клуб, — 1,859 млрд. долларов. Задолженность перед кредиторами — бывшими странами СЭВ 1,336 млрд. долларов. Коммерческая задолженность бывшего СССР составила на 1 октября 2009 года 1,214 млрд. долларов. 

     России  предстоит выплатить по внешнему долгу в IV квартале этого года 42,5 млрд. долларов. На погашению основного долга будет направлено 37,6 млрд. долларов. При этом в октябре будет выплачено 8,4 млрд. долларов, в ноябре — 9,3 млрд. долларов, в декабре — 19,9 млрд. долларов. На уплату процентов в октябре-декабре будет потрачено 4,9 млрд. долларов.  

2.2 Внутренний долг РФ 

     Рынок внутреннего долга не может считаться  уникальным явлением в мировой практике – почти все страны мира, где финансовая сфера присутствует в более или менее оформленном виде и имеются хотя бы приблизительные очертания финансовых рынков, выпускают государственные ценные бумаги. Учреждение российского рынка внутреннего долга было призвано ликвидировать практику прямого (эмиссионного) кредитования Центробанком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно решалась задача создания значительного по размерам рынка государственных ценных бумаг, который характеризовался бы высокой ликвидностью и низкими рисками федеральных облигаций. Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации представлен в таблице 2.

     Структура современного внутреннего долга  РФ состоит из:

    •  Государственных бескупонных краткосрочных облигаций     (ГКО);
    •  Облигаций федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД), с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) и  с амортизацией долга (ОФЗ-АД).
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2

Объем государственного внутреннего долга

Российской  Федерации

     

     Государственные бескупонные краткосрочные облигации (ГКО) эмитируются с мая 1993 г. по поручению Правительства Министерством финансов. Гарантом функционирования ГКО выступает Центральный банк России, который обеспечивает размещение, сбережение и погашение облигаций. Покупателями их могут выступать не только юридические, но и физические лица. Эмиссия ГКО осуществляется в форме отдельных выпусков на срок 3, б, 9 и 12 месяцев. Облигации существуют только в виде записи на счетах.

Информация о работе Управление государственным долгом РФ