Управление государственным долгом РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование сущности государственного долга и методов регулирования объемов и структуры.

Задачи:

рассмотреть понятие и виды государственного долга;
рассмотреть методы регулирования государственного долга;
изучить внешний и внутренний государственный долг РФ;
ознакомиться с принципами управлении государственным долгом РФ;
рассмотреть методы регулирования государственного долга.

Содержание

Введение........................................................................................................3

1. Сущность государственного долга..............................................................5

1.1 Понятие и виды государственного долга..............................................5

1.2 Методы регулирования государственного долга.................................7

2. Внешний и внутренний долг РФ................................................................11

2.1 Внешний долг РФ..................................................................................11

2.2 Внутренний долг РФ.............................................................................17

3. Управление государственным долгом РФ................................................25

3.1 Принципы управлении государственным долгом РФ.......................25

3.2 Методы регулирования государственного долга РФ.........................27

Заключение...............................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................36

ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................................................................38

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике.doc

— 538.50 Кб (Скачать)

     Облигации федерального займа (ОФЗ) – среднесрочные купонные облигации. ОФЗ с переменным купоном были выпущены в обращение 14 июня 1996 г. в соответствии с Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федерального займа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. № 458. Эмитентом их является Минфин России. Эмиссия ОФЗ с переменным купоном осуществляется в форме отдельных выпусков, условия каждого выпуска утверждаются Минфином РФ отдельно.

     Срок  обращения ОФЗ устанавливался от 1 до 5 лет. Размещались эти бумаги в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности по ГКО и устанавливался в виде процента от номинала. Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ.

     Основное  увеличение внутреннего долга произошло  в период 1993-98 гг., когда бурно рос рынок государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия дефицита бюджета. Тогда же задолженность различных кредиторов перед Банком России (в том числе возникших до распада СССР) принималась на государственный внутренний долг. Последовавшее за кризисом 1998 г. некоторое снижение в росте государственных заимствований сменилось их активным ростом начиная с 2003 г. (рис. 3)

     На  рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов.

     Внутренний  долг государства, который изначально оценивается как менее болезненный для экономики страны, продолжает расти. Резкий скачок его роста произошел осенью 2008 года, когда кризис вплотную добрался и до России. Только за октябрь месяц прошлого года внутренний государственный долг, выраженный в ценных бумагах государства, увеличился почти на 8 млрд. рублей и составил 1 трлн. 378,500 млрд. рублей.

Рис 3. Государственный внутренний долг РФ, выраженный в

государственных ценных бумагах. 

     Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился за январь 2009 г. на 0,135 до 1 трлн. 423 млрд. 268 млн. руб. на 1 февраля 2009 г. Об этом свидетельствует информация департамента международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ.

     В структуре внутреннего госдолга, выраженного в госбумагах, на 1 февраля 2009 г. большая часть - 61,975 - приходилась  на ОФЗ-АД на общую сумму 882,026 млрд. руб. ОФЗ-ПД составляли 329,999 млрд. руб. (23,19%), ГСО-ФПС - 132 млрд. руб. (9,27%), ОФЗ-ФК - 33,828 млрд. руб. (2,38%), ГСО-ППС - 45,415 млрд. руб. (3,19%).

     Государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, за 9 месяцев 2009 г. увеличился на 17,9% - до 1 трлн. 676 млрд. 167 млн. руб. с 1 трлн. 421 млрд. 439 млн. руб. по состоянию на 1 января 2009 г.

     Увеличение  внутреннего долга за сентябрь 2009 г. составило 7,2%.

     Внутренний  долг в сентябре изменился только по облигациям федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). По этому показателю он вырос на 26,1% (на 113 млрд. руб.) - до 545,375 млрд. руб.

     Долг  по остальных госбумагам за месяц  не изменился: по государственным сберегательным облигациям с постоянной процентной ставкой (ГСО-ППС) он по-прежнему составляет 135,415 млрд. руб., по государственным сберегательным облигациям с фиксированной процентной ставкой (ГСО-ФПС) - 132 млрд. руб., по облигациям федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) - 863,377 млрд. руб.

     Внутренний  долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), на 1 ноября 2008 года составил 1 триллион 386,450 миллиарда рублей и увеличился по сравнению с 1 октября на 7,950 миллиарда рублей, сообщил Минфин России.

     Размер  государственного внутреннего долга  России на 1 октября, по данным Минфина, составлял 1 триллион 378,500 миллиарда рублей.

     На 1 января 2008 года внутренний долг РФ составлял 1 триллион 248,848 миллиарда рублей. Таким  образом, внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился с Нового года к 1 ноября на 137,602 миллиарда рублей.

     Долг  РФ, выраженный в облигациях федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), на 1 ноября составил 882,026 миллиарда рублей, в ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) - 328,181 миллиарда рублей, в ОФЗ с фиксированным купоном (ОФЗ-ФК) - 33,828 миллиарда рублей, в государственных сберегательных облигациях с фиксированной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ФПС) - 132,000 миллиарда рублей и в ГСО с постоянной процентной ставкой купонного дохода (ГСО-ППС) - 10,415 миллиарда рублей, уточняется в сообщении министерства.

     По  данным Минфина, рост внутреннего госдолга в октябре произошел по большей  части за счет размещения ГСО-ФПС  на 8 миллиардов рублей. Кроме того, было размещено ОФЗ-ПД на 0,253 миллиарда  рублей и погашено ОФЗ-АД на 0,303 миллиарда рублей.

     На 1 ноября наибольшая доля в структуре  внутреннего госдолга в ценных бумагах принадлежала ОФЗ-АД (63,6176%). Доля ОФЗ-ПД оценивалась в 23,6706%, ОФЗ-ФК - 2,4399%, ГСО-ФПС - 9,5207% и ГСО-ППС - 0,7512%.

     Увеличение внутреннего долга государства в 2009 году предлагается на 300 млрд. рублей. Эти финансовые ресурсы будут выступать в качестве гарантий государства по кредитам, получаемым стратегически важными организациями и предприятиями оборонно-промышленного комплекса (100 млрд. рублей) и предприятиями, отобранными и отнесенными правительством к числу наиболее значимых для экономики страны (200 млрд. рублей).

     Рост  государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.

     В структуре погашения долга относительно ровная кривая складывается после 2022 года (табл. 3, рис. 4)

     Таблица 3

Структура государственного внутреннего долга  Российской Федерации по срокам погашения и по видам обязательств (на 01 октября 2009 г.)

 

     Часть, относящаяся к 2020-2030 гг., - это портфель Центрального банка, который переоформили в ОФЗ. Минфин практически не допускаем платежных пиков и считает, что до 2010 г. объем погашения не превысит 100-110 млрд. руб. В условиях такого исполнения бюджета  годовое погашение значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков.

 

     Рис. 4. Структура государственного внутреннего долга Российской Федерации по срокам погашения и по видам обязательств 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. управление государственным долгом рф 

3.1 Принципы управления государственным долгом 

     Существование государственного долга автоматически  подразумевает наличие обязанности государства по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

     Цель  управления государственным  долгом — нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления (ст.101). БК РФ определил ответственность по долговым обязательствам (ст.102): "РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам Российской Федерации".

     В основу управления государственным  долгом положены следующие принципы:

     - безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

     - единство учета - учет в процессе  управления государственным долгом  всех видов ценных бумаг, эмитированных  федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

     - единство долговой политики - обеспечение  единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

     - согласованность - обеспечение максимально  возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

     - снижение рисков выполнение всех  необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

     - оптимальность - создание такой  структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств  по ним было сопряжено с  минимальным риском, а также оказывало  наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

     - гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

     Управление  государственным долгом, как и  всякое управление, имеет четыре составляющие: прогнозирование, планирование, анализ и контроль. Однако эти функции управления могут быть конкретизированы применительно к государственному долгу. Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смысле.

     Управление  государственным в широком смысле предполагает:

     - формирование политики в отношении государственного долга;

     - определение основных показателей  и предельных значений государственной задолженности;

     - определение основных направлений  воздействия на микро- и макроэкономические показатели;

     - определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.

     Политика  в отношении государственного долга  и его верхний предел определяются законодательными органами власти, а  оперативное управление им осуществляет исполнительная власть. 

3.2 Методы регулирования государственного долга РФ 

     Государственный долг представляет собой сложное  экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы методов для его регулирования.

     Оптимизация государственных  заимствований  Данный подход представляет собой программу по оптимизации заимствований, в рамках которой осуществляется маневрирование внутренними и внешними займами. Оптимизация касается не только формирования долга, но и его обслуживания, включая такие меры, как: обеспечение эквивалентности текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной деятельности и сборе налогов с процессом наращивания долга и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования;  
проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга; осуществление операций по выкупу дорогих выпусков ГКО за счет средств, привлеченных при размещении евробондов.

     Удлинение государственного внутреннего  долга. Данный метод является одним из ключевых в системе управления государственным долгом и связан с процессом замещения "коротких" и "дорогих" долгов на "длинные" и "дешевые". Реализация данного метода предполагает сокращение привлеченных средств путем размещения государственных краткосрочных обязательств и снижение доходности по государственным ценным бумагам.

     Реструктуризация  задолженностей бюджету  экономических субъектов (предприятий и организаций). Этот метод в нормальной экономической ситуации должен применяться ограниченно (индивидуально). Однако сложная экономическая ситуация в реальном секторе обусловливает необходимость активного использования данного метода, чтобы не допустить полной остановки стагнирующего реального сектора производства, поскольку долги многих предприятий сейчас значительно превышают годовые объемы реализации продукции и перешли в категорию "безнадежных".

Информация о работе Управление государственным долгом РФ