Управление финансами предприятий АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время принимаемые руководством решения по развитию и организации производства и сбыта продукции в большей степени носят интуитивный характер и не подкрепляются соответствующими расчетами на базе информации управленческого учета. В лучшем случае отсутствие таких расчетов компенсируется богатым производственным и организаторским опытом руководителей предприятия.

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. Экономическая сущность взаимосвязи производства, затрат и прибыли в современной системе управленческого учета 5
1.1 Затраты и их классификация для принятия управленческих решений 5
1.2 Управление прибылью в системе управленческого учета 10
1.3 «Директ-костинг» как система управленческого учета 16
2. Организация бухгалтерского учета затрат предприятия на примере ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» 22
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» 22
2.2 Учет затрат на производство на примере ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» 25
3. Анализ безубыточности ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» 30
3.1 Методы дифференциации затрат 30
3.2 Анализ критических показателей деятельности предприятия 35
3.3 Рекомендации по повышению эффективности управления затратами 42
Заключение 46
Список использованных источников 49

Работа содержит 1 файл

Управление финансами предприятий АПК.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Таблица 3.2

Объем производства и  затрат за 2012 год ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис»

 

месяцы

х

у

Х2

ху

 

январь

8830

306113

77968900

2702977790

 

февраль

7139,14

388014

50967319,94

2770086268

 

март

6804

393001

46294416

2673978804

 

апрель

6300,15

375300

39691890,02

2364446295

 

май

7118,04

400895

50666493,44

2853586646

 

июнь

4018,12

354000

16145288,33

1422414480

 

июль

3500

308005

12250000

1078017500

 

август

5714,2

403844

32652081,64

2307645385

 

сентябрь

17894,33

639361,5

320207046,1

11440945670

 

октябрь

18370

374900

337456900

6886913000

 

ноябрь

9347

306800

87366409

2867659600

 

декабрь

10534,11

305530

110967473,5

3218486628

 
 

70780,43

4555763,5

1182634218

42587158066

 
           

4555763.5 = 3а + 70780.43b

42587158066 = 70780.43а + 1182634218b;

а = (4555763.5 - 70780.43b)12;

b = 13.63 руб. - переменные  затраты на 1 кг.;

а = руб. - постоянные расходы.

У = 13987 + 13.63b.

Таким образом, метод  наименьших квадратов позволяет  достаточно точно определить постоянную и переменную составляющие в структуре общих затрат, однако он связан с весьма громоздкими расчетами, и необходимостью автоматизации процесса расчетов, что объясняет весьма редкое применение данного метода в практике управления затратами хозяйствующего субъекта.

Кроме того, при применении метода наименьших квадратов могут возникнуть следующие проблемы:

- нехватка статистической  информации. Для того чтобы расчеты  были точными, необходимы данные  как минимум за год по месяцам.

- искажение данных  вследствие влияния инфляции. Для того чтобы анализ был корректным, необходимо устранить влияние данного фактора путем перевода всех величин в цены базового периода.

3.2 Анализ критических показателей деятельности предприятия

Основной целью CVP-анализа  является определение точки безубыточности. Безубыточность - такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Критическая точка - это  такая точка объема реализации, при  которой предприятие имеет затраты, равные выручке.

Критическая точка является критерием эффективности организации. Предприятие, не достигающее точки безубыточности, действует неэффективно.

Таблица 3.3.

Показатели реализации рыбы в ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис»

 

Показатель

2011 год

2012 год

 

Объем производства, кг.

141022,34

70780,43

 

Цена за 1 кг., руб.

29

30

 

Выручка от реализации, руб.

4089648

2123413

 

Переменные расходы  на 1 кг., руб.

19,63

18,11

 

Переменные расходы  на весь объем реализации, руб.

2768869

1282019

 

Маржинальный доход, руб.

1320779

841394

 

Постоянные расходы, руб.

897480

743429

 

Прибыль (Убыток) от продаж, руб.

423299

97965

 
       

Данный метод основан  на исчислении прибыли по формуле:

Прибыль = Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты или

где П - прибыль за анализируемый  период;

ОП - объем производства, точка безубыточности;

P - цена единицы продукции;

ПЗ на ед. - переменные затраты на единицу продукции;

ПР - постоянные расходы.

Данное уравнение легко  преобразовать в формулу для  нахождения объема выпуска продукции, при котором достигается точка безубыточности при условии, что прибыль = 0:

Для определения точки  безубыточности в денежном выражении  количество единиц продукции в точке  безубыточности нужно умножить на цену единицы продукции:

Таблица 3.4.

Расчет критической  точки при П=0 за 2011-2012г.г.

 

Показатели

2011 год

2012 год

 

Постоянные расходы, руб.

897480

743429

 

Цена за 1 кг, руб.

29

30

 

Переменные затраты  на 1 кг, руб.

19,63

18,11

 

Объем продукции при  П=0, кг

95782,28

62525,57

 

Выручка при П=0, руб.

2777686,12

1875767,1

 
       

В данном случае, в ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» в 2011 году критическая точка была равна 95782,28 кг, а в 2012 году - 62525,57 кг. Это означает, что при объеме продукции в 62525,57 кг в 2012 году, предприятие имело нулевую прибыль. Соответственно, при получении выручки в 2012 году в сумме 1875767,1 руб., у предприятия была так же нулевая прибыль. В 2012 году фактическая выручка была равна 2123413 руб. Эта сумма больше критической точки, поэтому предприятие в 2012 году получило прибыль в размере 97965 руб.

2) Метод маржинального  дохода.

Метод маржинального  дохода является разновидностью метода уравнений.

Маржинальный доход - это доход, который получает предприятие  от производства и реализации одного изделия. Он может быть найден двумя  способами:

МД = Выручка - Переменные затраты;

МД = Прибыль + Постоянные затраты;

Маржинальный доход  имеет большие аналитические  возможности:

1) Уровень маржинального  дохода помогает менеджерам решать, какую продукцию протолкнуть,  а какую нет, потому что выручка  от ее реализации способствует реализации другой продукции;

2) Маржинальный доход  лежит в основе управленческих  решений, связанных с сокращением  производства продукции. В пределах  краткосрочного периода, если  продукт приносит дохода больше, чем его переменные расходы, он вносит вклад в общую прибыль. Традиционный же подход может ввести в заблуждение менеджера в части себестоимости единицы продукции, которая несет в себе элемент постоянных расходов;

3) Маржинальный доход  может быть использован при  выборе альтернатив, которые могут возникнуть при обсуждении снижения цены, проведении специальных рекламных компаний, использовании премий, стимулирующих объем реализации. Высокий рейтинг маржинального дохода служит стимулом к улучшению потенциального чистого дохода от реализации. Снижение рейтинга говорит о необходимости увеличения объема продаж, чтобы покрыть дополнительные расходы по стимулированию реализации;

4) Проведение политики  торговли в зависимости от  заданных ориентиров на основе  определения минимального объема  реализации;

5) Маржинальный доход  следует рассматривать как один  из эффективных инструментов  внутрифирменного планирования  и принятия решений.

Когда предприятие получает маржинальный доход, достаточный для  покрытия постоянных издержек, достигается  точка безубыточности, которая определяется по следующей формуле:

(количество проданных  изделий, необходимых для достижения  критической точки);

(критический объем  реализации);

Также можно определить месяц в анализируемом отчетном году, когда будет достигнут порог  рентабельности:

4) 12 месяцев

Таблица 3.5.

Расчет порога рентабельности за 2011-2012 г.г.

 

Показатели

2011 год

2012 год

 

Маржинальный доход, руб.

1320779

841394

 

Объем продукции, кг.

141022,34

70780,43

 

МД на ед., руб.

9,37

11,89

 

Постоянные расходы, руб.

897480

743429

 
 

95782,28

62525,57

 

Цена за 1 кг., руб.

29

30

 
 

2777686,12

1875767,1

 

Выручка, руб.

4089648

2123413

 

Месяц, когда будет  достигнут порог рентабельности.

8,15

10,6

 
       

Таким образом, в 2011 году порог рентабельности был достигнут примерно в начале августа, а в 2012 году - в середине октября, то есть по истечении 10 месяцев предприятие окупит все свои издержки, и доходы начнут превышать расходы.

Применение метода маржинального  дохода позволяет также определять эффект производственного левериджа (сила воздействия операционного рычага - СВОР) - механизм управления прибылью предприятия, основанный на оптимизации соотношения постоянных и переменных затрат. С его помощью можно прогнозировать изменение прибыли предприятия в зависимости от изменения объема продаж, а также определить точку безубыточной деятельности.

Если доля постоянных расходов велика, говорят, что преприятия имеет высокий уровень производственного  левериджа. Для такого предприятия  иногда даже незначительное изменение  объемов производства может привести к существенному изменению прибыли, поскольку постоянные расходы предприятия вынуждены нести в любом случае, производится продукция или нет.

СВОР рассчитывается следующим образом:

МД

В качестве примера рассмотрим только данные за 2012 год. Допустим, выручка увеличилась на 1%, тогда она будет равна 2144647,13 руб. На тот же 1% увеличиваются и переменные затраты, то есть они будут составлять 1294839,19 руб. (1282019+12820,19). Постоянные затраты не изменяются: 743429 руб. Тогда,

есть прибыль увеличилась на 8413руб. 94коп или на 8,59%.

Действие операционного  рычага проявляется в том, что  любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное  изменение прибыли.

Формула силы воздействия  операционного рычага помогает ответить на вопрос, насколько чувствителен маржинальный доход к изменению объема сбыта продукции.

Сила воздействия операционного  рычага всегда рассчитывается для определенного  объема продаж и в значительной мере зависит от среднеотраслевого уровня фондоемкости: чем боль стоимость основных средств, тем больше постоянные затраты. Поэтому, для обеспечения безубыточности продаж, предприятия с малой долей постоянных расходов могут производить относительно меньше продукции по сравнению с предприятиями с большей долей постоянных расходов. Для предприятий, отягощенных производственными фондами, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в условиях экономической нестабильности, падения платежеспособного спроса клиентов и сильнейшей инфляции каждый процент снижения выручки оборачивается падением прибыли и вхождением предприятия в зону убытков.

Выделяют три основных составляющих операционного рычага, на которые можно повлиять: цена реализации, переменные затраты и  постоянные расходы.

1) Цена реализации;

Снижение цены единицы  реализованной продукции предопределяет необходимость увеличения объема реализации в натуральном выражении, то есть повышения точки окупаемости  для покрытия издержек. Рост цен  воздействует на точку окупаемости  в обратном направлении: он снижает уровень безубыточности.

Определяем минимальную  цену реализации, ниже которой нельзя опускаться:

- в 2011 году: (

или так:

- в 2012 году:

70780,43

2025262.59;

или так:

На нашем предприятии  цена единицы продукции равна:

- в 2011 году 29 руб., ее можно было снизить до 25,99руб, то есть на 3 рубля и 1 копейку или на 10,38%;

- в 2012 году 30руб., ее можно было снизить до 28,61, то есть на 1 рубль 39 копеек или на 4,63%.

2) Переменные затраты  на единицу продукции;

Взаимосвязь изменения  суммы переменных затрат приводит к  повышению точки окупаемости, и  наоборот.

Определяем величину максимальных переменных затрат, которые  может осуществить предприятие:

- в 2011 году:

(

руб.

- в 2012 году:

В ООО «Рыбозавод Минусинский - Морис» переменные затраты на единицу продукции составляют:

- в 2011 году: 19,63 руб., их можно было увеличить до 22,64 руб., то есть на те же 3 рубля и 1 копейку или на 15,33%;

- в 2012 году: 18,11руб., их можно было увеличить до 19,5 руб., то есть на те же 1 рубль 39 копеек или на 7,68%.

3) Постоянные затраты;

Уровень постоянных затрат свидетельствует о степени предпринимательского риска. Чем выше постоянные затраты, тем выше порог рентабельности, и тем значительнее предпринимательский риск. Уменьшение постоянных затрат является способом снижения безубыточности и улучшения финансового положения предприятий.

Определяем максимальную величину постоянных затрат, размер которых способно выдержать данное предприятие:

- в 2011 году:

- в 2012 году:

Таким образом, исследуемое  предприятие способно было выдержать  увеличение постоянных затрат:

- в 2011 году до 1321379,33 руб., что превышает исходную величину постоянных расходов на 423899,33 руб. или на 47,23%;

- в 2012 году до 840871,51 руб., что превышает исходную величину на 97442,51руб. или на 13%.

Для предприятия очень  важно определять запас финансовой прочности (зону безопасности). Разница  между достигнутой фактической  выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении (точкой безубыточности) составляет запас финансовой прочности предприятия. [19, стр.120.]

Расчет этого показателя позволяет определить, насколько  фактическая выручка от реализации превышает выручку, обеспечивающую безубыточность. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Информация о работе Управление финансами предприятий АПК