Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить процесс управления дебиторской задолженностью.
Основными задачами являются:
Дать понятие дебиторской задолженности, а также рассмотреть ее различные классификации. Описать основные принципы, по которым формируются кредитная политика предприятия. Выявить те показатели финансового состояния, расчет которых зависит от дебиторской задолженности.
На примере взятого предприятия, рассчитать показатели и дать их характеристику, провести анализ.
Предложить меры по улучшению работы с дебиторской задолженностью.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью. 5
1.1 Понятие и виды дебиторской задолженности. 5
1.2 Формирование кредитной политики предприятия. 9
1.3 Основы управления дебиторской задолженностью. 11
2. Показатели управления дебиторской задолженностью. 15
2.1 Общая характеристика ОАО «Южная телекоммуникационная компания» 15
2.2 Анализ управления дебиторской задолженности ОАО «Южная телекоммуникационная компания». 18
3. Совершенствование механизмов управления дебиторской задолженность. 21
3.1 Повышение эффективности управления дебиторской задолженностью. 21
3.2 Эффективное управление дебиторской задолженностью. 22
Библиографический список: 28
В 2009 году для финансирования развития сетей связи Общество привлекало заемные средства на долгосрочной основе. Финансирование преимущественно поступало в виде банковских кредитов.
По состоянию на 31 декабря 2009 года текущие обязательства Общества превышают его оборотные средства на 11 709 996 тыс. руб. (на 31 декабря 2008 года – 8 629 214 тыс. руб.).
Необходимая для дальнейших расчетов информация из финансовой отчетности рассматриваемой организации приведена в Приложениях (1 – 6).
Рассчитаем на основе предложенных в первой главе формул значения финансовых коэффициентов, а также проведем анализ каждого показателя.
Таблица 1 Показатели ликвидности за 3 года.
2007 | 2008 | 2009 | |
Ктл | 0,3 | 0,48 | 0,27 |
Кал | 0,02 | 0,065 | 0,138 |
Ксл | 0,131 | 0,29 | 0,31 |
Коэффициент
текущей ликвидности имеет
Коэффициент абсолютной ликвидности с каждым годом увеличивается, но не достигает нормы (0,138<0,2). Это также связано с уменьшением краткосрочных обязательств и увеличением высоколиквидных активов с каждым годом.
Данные значения коэффициента срочной ликвидности ниже рекомендуемых значений, хотя и наблюдается его рост. Это говорит о том, что компания не способна погашать свои текущие обязательства за счет оборотных средств.
Таблица 2 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности за 3 года:
2007 | 2008 | 2009 | |
Кодз | 14,4 | 11,68 | 11,43 |
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской
Также снижение оборачиваемости может означать:
1) проблемы с оплатой счетов у покупателей;
2) организацию взаимоотношений с покупателями, обеспечивающую более выгодный покупателю, отложенный график платежей с целью привлечения и удержания клиентуры.
Для организации является благоприятным тот факт, что коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности все же превышает коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности. (Он рассчитывается по формуле: Кокз = Выручка от реализации продукции/Кредиторская задолженность. Соответственно за 2007 год он равен 4,24, за 2008 – 4,3, а за 2009 – 5,03)
Таблица 3 Коэффициент обеспеченности собственными средствами:
2007 | 2008 | 2009 | |
Косс | -6,65 | -6,36 | -5,83 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами хоть и увеличивается незначительно, но тем не менее остается отрицательным, что свидетельствует о том, что все оборотные средства предприятия и, возможно, часть внеоборотных активов (при отрицательном значении собственных оборотных средств) сформированы за счет заемных источников.
Исходя из вышеуказанных расчетов можно сделать вывод, что показатели ликвидности, оборачиваемости дебиторской задолженности и обеспеченности собственными средствами напрямую или нет зависят от величины дебиторской задолженности, и чем она меньше, тем лучше для данных показателей.
Также можно судить о критическом состоянии ОАО «Южная телекоммуникационная компания», так как все рассчитанные показатели показывали либо отрицательную тенденцию, либо не входили в пределы нормы, а иногда и то и другое одновременно. Если предприятие не примет меры по уменьшению дебиторской задолженности, или не найдет другого способа, при котором существующая дебиторская задолженность не будет влиять на финансовое состояние предприятия, то в конечном итоге оно станет банкротом.
Анализ показателей ликвидности, оборачиваемости дебиторской задолженности и обеспеченности собственными средствами предприятия во второй главе показал, что при высокой дебиторской задолженности финансово состояние организации находится в неприятном положении, а также сама организация близиться к банкротству. Поэтому необходимо проверить, что произойдет с выбранными в первой главе показателями, если свести дебиторскую задолженность к минимуму, например для 2009 года.
Из
первой главы видно, что практически
при всех расчетах коэффициентов
дебиторская задолженность
Влияние дебиторской задолженности на коэффициент обеспеченности собственными средствами могло бы быть значительным, если бы разность между собственным капиталом предприятия и его внеоборотными активами была не отрицательной, в другом случае величина коэффициента обеспеченности собственными средствами напрямую зависела бы от дебиторской задолженности.
Единственный
показатель, на который дебиторская
задолженность влияет непосредственно
– это коэффициент
Из
баланса предприятия из второй главы
видно, что организация находится в кризисе,
а значит уменьшение дебиторской задолженности,
что было бы благоприятнее для предприятия,
никак не повлияет на расчеты остальных
показателей финансовой устойчивости.
А значит, управление дебиторской задолженностью
не даст организации полноценной картины
финансового состояния, также стоит учитывать
и другие группы показателей. Хотя анализ
управления дебиторской задолженностью,
несомненно, является одним из основополагающих.
Работа с дебиторской задолженностью, то есть процесс управления ею, является важным моментом в деятельности любого предприятия и требует пристального внимания руководителей и менеджеров. Определение подходов к управлению дебиторской задолженностью, этапов и методов – проблема, которая не имеет однозначного решения, зависит от специфики деятельности предприятия и личных качеств руководства.
Так как управление дебиторской задолженностью является составляющей системы управления предприятием, то сам процесс управления ею можно осуществлять этапами. Кроме того, управление дебиторской задолженностью происходит во времени, и естественно, что его необходимо представлять в виде некоторой этапной системы.
По мнению И.А. Бланка, формирование алгоритмов управления дебиторской задолженностью осуществляется по следующим этапам: анализ дебиторской задолженности предприятия; выбор вида кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции; определение возможной суммы оборотного капитала, которая направлена на дебиторскую задолженность по коммерческому и потребительскому кредитам; формирование системы кредитных условий; формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита; формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности; обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности; построение эффективных систем контроля движения и своевременной инкассации дебиторской задолженности.
Почти к такому же выводу пришел Г.Г. Кирейцев, но дополняя И.А. Бланка, он выделяет еще несколько этапов: контроль финансового состояния дебиторов; при непогашении долга или его части установление оперативной связи с дебитором на предмет признания им долга; обращение к хозяйственному суду с иском о взыскании просроченной задолженности; компенсация убытков из фонда безнадежных долгов.
Российские специалисты выделяют четыре основных направления работы по управлению дебиторской задолженностью:
1) планирование размера дебиторской задолженности по компании в целом;
2) управление кредитными лимитами покупателей;
3) контроль дебиторской задолженности;
4) мотивация сотрудников.
Для управления дебиторской задолженностью предприятию необходима информация о дебиторах и их платежах: данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на данный момент; время просрочки платежа по каждому из счетов; размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных фирмой нормативов; кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита). Как правило, такие сведения можно получить при исследовании системы бухгалтерского учета. Однако прежде чем приступить к исследованию системы, стоит определить принципы учета и контроля дебиторской задолженности.
В целом же, приведенные этапы управления дебиторской задолженностью базируются на основных функциях управления. Базируясь на определении управления, управление – функция организованных систем разной природы (биологических, социальных, технических), которая обеспечивает сохранение их определенной структуры, поддержку режима деятельности, реализацию их программ и целей. Предлагается в процессе управления дебиторской задолженностью выделять такие этапы.
Первый этап управления – планирование величины дебиторской задолженности – был, есть и будет одним из важнейших. Это связано с тем, что в процессе реализации работ по планированию величины дебиторской задолженности, необходимо учитывать не только параметры дебиторской задолженности, которые характеризуют ее состояние, но и целый ряд внешних факторов, которые могут существенно повлиять на конечные результаты управления.
В процессе выполнения учета дебиторской задолженности собирается информация о финансовом положении дебиторов, от которых зависит состояние дебиторской задолженности. Основная сложность на данном этапе заключается в определении минимального объема и номенклатуры данных, которые позволяют управляющему субъекту иметь ясное представление о состоянии объекта управления. Данное обстоятельство связано с двумя моментами. Первый момент вызван тем, что для сбора и обработки учетной информации необходимы денежные средства, которые всегда ограничены. Второй момент вызван тем, что информация может дублироваться и опаздывать, а это не способствует принятию обоснованного решения.