Учетная политика организации. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета на примере организации ООО «Стимул»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 02:52, курсовая работа

Описание работы

Учетная политика – это документ, защищающий интересы организаций в области применения ею правил ведения бухгалтерского учета. В нем заложены нормы, условия, в рамках которых организация считает возможным и достаточным получать достоверную и оперативную информацию о хозяйственной деятельности, опираясь на действующие законодательные акты. Формально, учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, но реально – это один из инструментов управления организацией.

Содержание

Введение 1
1. Теоретические основы формирования учетной политики 4
1.1. Понятие учетной политики, ее назначение 4
1.2. Организационно-технические элементы учетной политики 6
1.3. Методологические элементы учетной политики 8
2. Особенности формирования учётной политики ООО «Стимул» 13
2.1. Краткая характеристика предприятия 13
2.2. Способы учета внеоборотных активов 14
2.3. Способы учета материально-производственных запасов 17
2.4. Способы учета заемных средств и резервов 22
2.5. Рекомендации по совершенствованию учётной политики ООО «Стимул» 24
Заключение 32
Список использованной литературы 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 276.50 Кб (Скачать)

 

         Из приведенных в таблице 2.2 данных видно, что бухгалтерской и финансовой службе изучаемого предприятия необходимо  обратить внимание на задолженность покупателей и заказчиков, превышающую договорные сроки погашения. В данном случае она составила 55.8 тыс. руб. Следовательно, исследуемом предприятию необходимо оценить целесообразность создания резерва по сомнительным долгам.

2.5. Рекомендации по совершенствованию учётной политики ООО «Стимул»

 

Положительно можно оценить  тот факт, что материально-производственные запасы на предприятии  учитываются  по учетным ценам (ценам поставщиков) с применением субсчетов к счету 10 «Материалы» и счету 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». Во – первых, поскольку на предприятие имеется большая номенклатура и объем приобретаемых материально-производственных запасов,  практически невозможно определить фактическую себестоимость каждого вида материалов. Во – вторых, данный способ учета позволяет анализировать величину и причины появления отклонений от учетной стоимости материалов и дает возможность поиска резервов снижения этих отклонений.

         Списание товарно – материальных  ценностей в производство по  средней себестоимости в условиях  ООО «Стимул» имеет одно неоспоримое  достоинство – простоту расчета. Однако использование  метода  ЛИФО приведет к уменьшению остатков материально-производственных запасов, что будет способствовать снижению налогооблагаемой базы для исчисления налога на имущество предприятий. Поэтому далее в работе необходимо рассмотреть другие способы определения стоимости материалов, списанных в производство, с целью выбора наиболее оптимального для изучаемого предприятия. Способ оценки материалов по себестоимости каждой единицы рассматриваться не будет, так как  номенклатура материалов в ООО «Стимул»  очень велика и  нельзя определить, какие именно запасы  списаны в производство, а какие - нет.

         Рассчитаем по данным таблицы  2.1, какова была бы стоимость подшипников, отпущенных в производство ООО «Стимул», если бы списание производилось по методу ФИФО (то есть по себестоимости первых по времени приобретения запасов):

1200 шт. х 130 руб. = 156000 руб.

400 шт. х 110 руб. = 44000 руб.

900 руб. х 125 руб. = 112500 руб.

200 х 135 руб. = 27000 руб.

Итого: 2700 шт. на сумму 339500 руб.

         Определим остаток подшипников  в стоимостном выражении  на  конец месяца:

156000 руб. + 417000  руб. - 339500 руб. =233500 руб.

        Рассчитаем на примере данных  таблицы 2.1, какова была бы стоимость отпущенных в производство подшипников, если бы списание производилось по методу ЛИФО (то есть по себестоимости последних по времени приобретения запасов):

800 шт. х 140 руб. = 112000 руб.

1100 руб. х 135 руб. = 148500 руб.

800 руб. х 125 руб. = 100000 руб.

Итого: 2700 шт.на сумму 360500 руб.

         Определим остаток подшипников  в стоимостном выражении  на  конец месяца:

156000 руб. + 417000  руб. - 360500 руб. =212500 руб.

Итак, мы рассмотрели  все методы оценки израсходованных  материалов. Поскольку изучаемое  предприятие само выбирает, каким  из них пользоваться, то прежде, чем  принять подобное решение, необходимо оценить плюсы и минусы каждого метода. Чтобы сравнить эти методы между собой, результаты всех расчетов приведем в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Сравнение методов оценки израсходованных материалов

руб.

 

Показатели

Метод сре-дней себес-тоимости

Метод ФИФО

Метод ЛИФО

Стоимость материалов, израсходо-ванных за месяц, руб.

351000

339500

360500

Стоимость материалов, оставшихся на конец месяца, руб.

222000

233500

212500


 

Как видно из таблицы 2.4, при методе ФИФО стоимость списанных материалов наименьшая, а при методе ЛИФО - самая большая. То есть ФИФО «занижает» себестоимость выпущенной продукции и соответственно увеличивает налогооблагаемую прибыль. А при методе ЛИФО себестоимость увеличивается, прибыль уменьшается.

Метод  средней себестоимости  позволяет достичь золотой середины, так как он учитывает колебания цен и сглаживает их. В результате получается усредненная стоимость израсходованных материалов. Также средней при этом методе выходит и стоимость оставшегося сырья. Между тем метод ФИФО делает стоимость остатка материалов на складе наибольшей, что приводит к увеличению суммы налога на имущество. А при методе ЛИФО стоимость остатка на складе является наименьшей.

Метод списания материалов нужно выбирать  в зависимости  от того, какую информацию хочет  получать руководство предприятия.  Так, если руководство ООО «Стимул» ставит перед собой цель минимизировать налог на прибыль и налог на имущество, то материалы лучше всего списывать методом ЛИФО. Второй по эффективности метод средней себестоимости. А метод ФИФО - самый невыгодный. Необходимо отметить, что этот вывод справедлив только в той ситуации, когда цены на используемые материалы постоянно растут (что в настоящее время и происходит). Если же предположить, что цены будут падать, то самым выгодным методом станет метод ФИФО, а ЛИФО - неэффективным.

Если руководство ООО  «Стимул» хочет, чтобы данные бухгалтерского учета отражали реальную себестоимость  продукции, то израсходованные материалы лучше оценивать методом ФИФО. Это основано на предположении, что сначала организация использует материалы, которые купила самыми первыми, так как вряд ли кто-то будет расходовать только новые партии материалов, а старые хранить на складе.

       При  списании материалов методом  ЛИФО бухгалтер сможет предоставить  руководству информацию о том,  какова рыночная стоимость израсходованных материалов. Ведь все запасы оцениваются в этом случае по стоимости последних покупок.

         Ранее в работе отмечалось, что  учетной политикой для целей  бухгалтерского учета предусмотрено начисление амортизации линейным методом.  В соответствии со ст. 375 главы 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса, в расчет налога включается  остаточная стоимость основных средств, то есть разница между их первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией. Там же сказано, что остаточная стоимость объектов основных средств определяется по данным бухгалтерского учета. Таким образом, чтобы уменьшить налог на имущество нужно увеличить сумму амортизации.

         Рассмотрим порядок начисления амортизационных отчислений для целей расчета налога на имущество предприятий. С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 Налогового кодекса «Налог на имущество организаций». Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2.2 процента. Сумма налога исчисляется и вносится в бюджет поквартально нарастающим итогом, а в конце года производится перерасчет. 

       В  любом случае общая сумма амортизационных  отчислений за все время службы  имущества равна его первоначальной (или восстановительной) стоимости. Однако суммы амортизации, начисленные за год, могут существенно отличаться друг от друга. И здесь уже имеет значение, какой способ применяет организация. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из них (приложение 2) исходя из ставки налога 2 % по итогам года.  Способ списания стоимости пропорционально объему продукции в примере не рассматривается, так как результаты его применения зависят от способности ООО «Стимул» правильно прогнозировать объемы своей деятельности. При снижении объемов работ в первые годы амортизационные отчисления больше и налог на имущество меньше, а в последующие годы  происходит увеличение налога за счет уменьшения амортизационных отчислений. В случае увеличения объемов работ в первые годы амортизационные отчисления меньше и налог больше, а в последующие годы он уменьшается  за счет увеличения амортизационных отчислений.

Чтобы определить налоговую  базу (среднегодовую стоимость имущества), необходимо:

- сложить остаточную  стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца отчетного периода и на 1-е число того месяца, который следует за отчетным периодом;

- разделить ее на  количество месяцев в отчетном  периоде, увеличенное на единицу  (например, если налог рассчитывается  за квартал - это будет 4, за  полугодие - 7, за девять месяцев - 10).

Затем налоговую базу умножают на ставку налога и делят  на четыре. В результате получается сумма авансового платежа.

Сумму налога на имущество  по итогам года определяют следующим  образом: остаточную стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного года и на 1 января следующего года делят на 13 и умножают на ставку налога (приложение 2).

         Из приведенных расчетов  видно, что налог на имущество ООО «Стимул»  сможет оптимизировать в случае, если будет начислять амортизацию либо способом уменьшаемого остатка, либо способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования. Таким образом, сумма налога на имущество в течение срока полезного использования будет меньше на 25 %, или в среднем на 6.25 % в год.

         Учетной политикой ООО «Стимул» предусмотрено учитывать заемные средства, срок погашения которых по договору займа свыше 12 месяцев, до истечения срока в составе долгосрочной задолженности. Однако при данном порядке учета финансовая отчетность для целей финансового анализа представляет собой недостоверную базу, и нуждается в дополнительных корректировках. Следовательно, данному предприятию целесообразно внести изменения в действующую учетную политику.

         Как уже отмечалось, учетной политикой ООО «Стимул» не предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам. Однако на данном предприятии имеется большой объем просроченной задолженности покупателей, следовательно, создание такого резерва целесообразно.

         Для целей отражения в бухгалтерском  учете возможность создания в  организациях резервов по сомнительным долгам предусмотрена Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, с последующими изменениями и дополнениями. В соответствии с п. 70 Положения сомнительная задолженность может возникать в расчетах с другими юридическими или физическими лицами за продукцию, товары, работы и услуги. Указания на конкретный вид контрагента (поставщики, покупатели или прочие дебиторы и кредиторы) Положение не содержит. Если обратиться к Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, с последующими изменениями и дополнениями, то по связям счета 63 "Резервы по сомнительным долгам" можно установить круг корреспондентов организации, в расчетах с которыми могут формироваться рассматриваемые резервы: покупатели и прочие дебиторы и кредиторы. В составе последних могут числиться и дебиторы-поставщики, которым в установленном порядке предъявлены претензии. Таким образом, ограничений на состав резервируемой задолженности для целей бухгалтерского учета нет.

Тот же п. 70 Положения гласит, что резервы создаются на основе инвентаризации дебиторской задолженности по каждому долгу в отдельности, в зависимости от платежеспособности должника и вероятности погашения долга. Однако как оценить платежеспособность должника и вероятность погашения долга, - вопрос, не имеющий однозначного ответа. Очевидно, что в этом случае следует полагаться на так называемое "профессиональное суждение" бухгалтера, подтвержденное приказом руководителя организации.

         Для целей налогообложения возможность создания и использования резервов по сомнительным долгам предусмотрена ст. 266 Налогового кодекса РФ. В соответствии с п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ, сумму резерва по сомнительным долгам можно определить, только проведя инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного или налогового периода. Отчетными периодами по налогу на прибыль являются квартал или месяц, налоговым периодом признается календарный год. Следовательно, если учетной политикой предприятия предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам,  инвентаризацию дебиторской задолженности надо проводить либо ежеквартально, либо ежемесячно - в зависимости от того, как начисляется налог.

         Резерв по сомнительным долгам  может использоваться только  на покрытие убытков от безнадежных долгов. Суммы отчислений в резерв равномерно включаются в состав внереализационных расходов. Причем сумма создаваемого резерва не может превышать 10 %  от выручки за тот же отчетный (налоговый) период (п. 4 ст. 266 Налогового кодекса РФ).

         В налоговом учете резервы  могут создаваться только по  расчетам с покупателями, на что указывает п. 1 статьи 266 Налогового кодекса РФ. Следовательно, поскольку ООО «Стимул» намерено сблизить данные налогового и бухгалтерского учета, данному предприятию не следует создавать резерв по расчетам с прочими дебиторами и кредиторами.

         Рассмотрим порядок формирования резерва на примере.  Для этого составим специальную таблицу 2.5. При заполнении таблицы следует учитывать следующие правила:

1) если задолженность образовалась более 90 дней назад, то в резерв включается вся сумма;

2) когда долг висит  от 45 до 90 дней (включительно), в резерв  отчисляют 50 % от этой суммы;

3) задолженность, которой  еще не исполнилось и 45 дней, резерв вообще не увеличивает.

         Дни нужно отсчитывать не с  момента возникновения дебиторской  задолженности, а с даты оплаты, которая указана в договоре или счете.

Таблица 2.5

Информация о работе Учетная политика организации. Выбор техники, формы и организации бухгалтерского учета на примере организации ООО «Стимул»