Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, сравнимую, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса. Если учесть, что в системе образования занято более 3 млн. человек, то она сосредоточивает в себе более 37 млн. человек, т.е. около 25% населения страны. А если учесть (что, в принципе, возможно сделать) еще и всех слушателей различных курсов, центров, кружков, секций, станций юных техников и др., то число получится весьма внушительное. Можно представить, какая это громадная часть нашего общества. На содержание системы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом - бюджетные средства. Консолидированный бюджет системы образования (только государственной и муниципальной) составляет более 1033 млрд. руб., или около 12% всей расходной части бюджета.

Содержание

Введение
1. Образовательное учреждение, понятие и классификация
1.1. Типы и виды образовательных учреждений
2. Финансирование образовательных учреждений
2.1. Определение финансирования образовательных учреждений, основные принципы финансирования
2.2. Источники финансирования образовательных учреждений
2.3. Анализ финансирования образовательных учреждений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы бюдж.учрежд.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

     Интервью  министра образования России В. Филиппова, опубликованное в учительской газете за 3 января 2002 г. №1 достаточно красноречиво свидетельствует о проблеме дефицита бюджетного финансирования образовательных учреждений: «Достаточное бюджетное финансирование образования возможно либо при развитом социализме, либо при развитом капитализме. Ни то, ни другое к нам не относится, так что необходима внебюджетная поддержка образования. Если в течение ближайших десяти лет удастся выдержать 25-процентный рост расходов на образование, то к 2010 году финансирование школ достигнет лишь 75 процентов от требуемого объема, а профессионального образования - 90 процентов».

     Таким образом, государство не в полной мере исполняет экономическую функцию  в части финансирования образовательных  учреждений, что ведет к росту  платных услуг в сфере образования. Учитывая низкие доходы населения, особенно в сельской местности, не все родители могут позволить себе оплатить обучение своих детей, отвечающее современным  требованиям, а это уже нарушение  ст. 43 Конституции РФ, согласно которой  «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность  и бесплатность дошкольного, основного  общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»

     Некоторую надежду на улучшение финансирования образовательных учреждений дает Указ Президента от 28 декабря 2001 г. №1501 «О неотложных мерах по улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных  учреждений  основного общего образования» согласно которому «Органам   государственной   власти   субъектов   Российской Федерации в случае недостаточности  средств в бюджетах муниципальных  образований  на  финансирование  муниципальных  общеобразовательных  учреждений основного общего образования  принять меры,  направленные на выделение  муниципальным образованиям субвенций  на финансирование  соответствующих  образовательных  учреждений,  в  первую очередь на выплату заработной  платы  учителям  и  иным  работникам  указанных учреждений».

     7 июля 2003 года принят Федеральный  закон №123 «О внесении изменений  и дополнений в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в  части, касающейся финансирования  общеобразовательных учреждений», благодаря которому оплата труда учителей перестанет зависеть от муниципальных бюджетов.

     Статья 1 закона гласит: «Финансовое обеспечение  государственных гарантий прав граждан  на получение общедоступного и бесплатного  общего образования в муниципальных  общеобразовательных учреждениях  осуществляется путем выделения  субвенций местным бюджетам в  размере, необходимом для реализации государственного стандарта общего образования, включая оплату труда  работников образовательных учреждений, расходов на приобретение учебных пособий, технических средств обучения, расходных  материалов и на хозяйственные нужды (за исключением коммунальных расходов)». Субвенции, о которых говорится  в законе, будут выделяться из региональных бюджетов. Возникает вполне естественный вопрос: в каком размере? Ответ  можно найти там же в тексте закона: «в соответствии с утвержденными законами субъектов Российской Федерации нормативами расходов на реализацию государственного стандарта общего образования на уровне не ниже федеральных нормативов».

     Подобная  формулировка была бы исчерпывающей, если бы в нашем законодательстве существовали четкие определения того, что такое  «государственный стандарт» и что  такое «федеральный норматив». Но их на сегодняшний день нет.  В этой ситуации очевидно, что нормативы  будут утверждаться на уровне субъектов  Федерации исходя из средних фактических  расходов образовательных учреждений. Однако это не совсем то, что предписывает указанный закон. Согласно ему региональные нормативы должны быть достаточными для реализации государственного стандарта  общего образования. Но сколько стоит  этот стандарт, что в него входит строгого определения нет.

     Таким образом, определив финансирование образовательных учреждений за счет местных бюджетов, государство заведомо на законодательном уровне установило дискриминацию в объемах финансирования бюджетных образовательных учреждений.                                                      

     Перенесение центра финансовой ответственности  за систему общего образования на местные бюджеты является объективным  процессом. Но значительная дифференциация регионов по уровню доходов бюджетов подрывает принципы федерализма, единого  образовательного пространства, общедоступности  образования.

     В связи с этим в сфере финансирования образования особое значение приобретает  введение нормативов финансирования, которое можно рассматривать  в качестве гарантии реализации права  граждан на получение бесплатного  общего образования, как основное условие  для упорядочения межбюджетных отношений  в сфере образования, а также  как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования.

     Основным  видом ресурсов, выделяемых системе  образования в России, являются средства бюджетов различных уровней, т. е. общественные средства. В частности, в дневных общеобразовательных учреждениях доля финансирования из средств государственных и муниципальных бюджетов в 2003–2004 гг. составляла соответственно 96,6 и 97%. В целом по системе образования структура финансирования представлена в табл. 1 

     Таблица 1. Общая структура финансирования системы образования в России

Объем финансирования 2003 2004 2005
Млрд.руб. % к итогу Млрд.руб % к итогу Млрд руб % к итогу
Консолидированный

бюджет, всего

457,6 82,7 593,4 82,9 801,8 84,0
В том числе:

Федеральный бюджет

Консолидированный бюджет субъектов РФ

99,8 18,0 121,6 17,0 162,1 17,0
375,8 68,0 471,8 65,9 628,6 65,9
Платные услуги системы образования 95,4 17,3 122,1 17,1 152,7 16,0
Объем всего       553,0 100 715,5 100  
954,5
 
100

     Источник:Образование  в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник

     ГУ  ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с. 

     Как видно, основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и  является довольно стабильным показателем. Следует учитывать, что приведенные  данные включают, по сути только два  источника и не учитывают других, например, добровольных пожертвований, доходов от производства и реализации образовательными учреждениями товаров  и необразовательных услуг. Доля их невелика, в статистических материалах проследить ее сложно. 

      2.3.Анализ  финансирования образовательных  учреждений

     Неудовлетворительное  финансирование образования является одной из основных причин  кризисных  ситуаций  в   системе   образования.   В   целом  потребность   образовательных  учреждений  в  финансовых  средствах  обеспечивается за счет средств бюджетов всех уровней менее  чем  на четверть.   Сохраняется   тенденция   сокращения  реального  объема ассигнований на нужды образования.  В текущих  ценах они сократились примерно  в  5  раз,  что в сопоставимых ценах составляет более чем двадцатикратное  уменьшение.

     Задержки  выплаты  заработной   платы  работникам   образовательных  учреждений  в  большинстве  субъектов  Российской  Федерации  носят  постоянный  характер.

     В нарушение   законодательства   не   обеспечивается    защита образовательных   учреждений   от   штрафов  и  пеней,  начисляемых  независимо от отсутствия или  несвоевременности  финансирования  из бюджетов.                                                         

     Острейший дефицит финансовых ресурсов породил  опасность потери лучшего  из  того,  что имелось и еще  имеется в системе образования  Российской  Федерации.  Сохраняют   угрозу   углубления   кризисные  тенденции в системе образования,  способные нанести серьезный  ущерб состоянию безопасности государства.                              

     Государственные образовательные     учреждения     и    другие организации системы  образования  вследствие  отсутствия  бюджетных средств на оплату отопления, электроснабжения и других коммунальных услуг отключаются от систем жизнеобеспечения  в  нарушение  решений Правительства  Российской Федерации.                              

     Далеко  не все положения законодательства в области образования нашли  свое  отражение в соответствующих  нормативных правовых актах органов  исполнительной власти,  что создает  сложности в  исполнении указанных  положений. Особой проблемой является создание действенных механизмов контроля за исполнением  норм  законодательства,  защиты прав   субъектов  образовательного  процесса,  соблюдения  гарантий государства в области образования.                               

     Одной из   проблем  обеспечения  деятельности  высших  учебных заведений и  средних специальных учебных  заведений является усиление на  федеральном  уровне  координации  деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального  образования  как  в  масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.

     В последние  годы  отчетливо  проявляются  тенденции ухудшения социального  положения  и  здоровья  детей.  Не  последнюю  роль  в ухудшении   здоровья   детей  имеет  тяжелая  ситуация,  в  которой оказались  сами образовательные учреждения. Учебно-материальная база образовательных учреждений приходит в негодность, устаревает. Резко  сократились капитальные вложения,  темпы износа зданий  существенно  опережают  темпы  их  реконструкции  и нового строительства.  В 2-3 смены  работают около 32 процентов школ,  более одной трети зданий и  сооружений  системы  образования  требуют  капитального ремонта или  реконструкции. В аварийном состоянии  находятся 6,5 процента зданий, и только 46,3 процента школ имеют все виды удобств.  Недостаточными темпами  ведется  строительство   объектов   системы   образования, практически  прекращено  строительство образовательных  учреждений в сельской местности.  В  ряде  субъектов  Российской  Федерации  это привело к переполнению школ.                                     

       Проблемами остаются  отсутствие  необходимой   преемственности  уровней дошкольного образования  и начального общего образования,  а также начального общего  и основного общего  образования,  появление многопредметности в  начальной школе.  Усугубляются  проблемы разрыва преемственности    уровней    общего    образования    и    высшего профессионального   образования.  На протяжении ряда  лет уменьшается количество   выпускников   средней   школы,   способных   выдержать вступительные    экзамены    в   высшие   учебные   заведения   без  дополнительной подготовки.                                        

     В ряде случаев в нарушение законодательства взимается плата за обучение  в   государственных   и   муниципальных   образовательных  учреждениях в рамках государственных  образовательных стандартов. 

     Финансирование  учреждений      высшего       профессионального образования   осуществляется   с  нарушением  федеральных  законов.  Тенденция  переноса  центра  тяжести  с  бюджета  на   внебюджетные средства,  в  том  числе  и  личные,  в совокупности с происходящим расслоением общества по уровню доходов ведет к  угрозе  превращения российской   демократической   системы   образования  в  сословную, элитарную.                                                       

                 В целом    остается     проблемой     кадровое     обеспечение образовательных   учреждений.   Сохраняется   устойчивая  тенденция старения  педагогических работников образовательных  учреждений  всех типов и видов,  недостаточно молодых специалистов  вследствие низкого уровня оплаты  труда  и  социального   престижа  профессии  педагога, слабой      социальной      защищенности      педагогических      и научно-педагогических работников  образовательных учреждений. "Утечка  умов"  является в ряде случаев  проблемой для кадрового обеспечения  образовательных учреждений  различных   уровней  системы образования.

     Ухудшается  положение с подготовкой кадров для  образовательных учреждений,  расположенных в сельской местности, в районах Крайнего  Севера,  на Дальнем Востоке и в Сибири.  Обеспечение прав  граждан, проживающих   в  сельской  местности,  на  получение  качественного образования  является особенно большой проблемой.                 

     Увеличение  количества     негосударственных    образовательных учреждений всех уровней  образования создало проблему  необходимости усиления государственного и общественного контроля их деятельности, качества предлагаемого образования.  Особую озабоченность  вызывает значительное увеличение количества негосударственных  высших учебных заведений,  их филиалов,  не имеющих  необходимой  учебной  базы  и профессорско-преподавательских     кадров.     Органы    управления образованием в субъектах  Российской Федерации в  силу  ряда  причин слабо  влияют  на ситуацию в указанных образовательных  учреждениях. Периодичность аттестации образовательных учреждений раз  в пять  лет не дает достаточной  гарантии обеспечения качественного  образования.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансирования