Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:48, курсовая работа
Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, сравнимую, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса. Если учесть, что в системе образования занято более 3 млн. человек, то она сосредоточивает в себе более 37 млн. человек, т.е. около 25% населения страны. А если учесть (что, в принципе, возможно сделать) еще и всех слушателей различных курсов, центров, кружков, секций, станций юных техников и др., то число получится весьма внушительное. Можно представить, какая это громадная часть нашего общества. На содержание системы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом - бюджетные средства. Консолидированный бюджет системы образования (только государственной и муниципальной) составляет более 1033 млрд. руб., или около 12% всей расходной части бюджета.
Введение
1. Образовательное учреждение, понятие и классификация
1.1. Типы и виды образовательных учреждений
2. Финансирование образовательных учреждений
2.1. Определение финансирования образовательных учреждений, основные принципы финансирования
2.2. Источники финансирования образовательных учреждений
2.3. Анализ финансирования образовательных учреждений
Заключение
Список литературы
Интервью министра образования России В. Филиппова, опубликованное в учительской газете за 3 января 2002 г. №1 достаточно красноречиво свидетельствует о проблеме дефицита бюджетного финансирования образовательных учреждений: «Достаточное бюджетное финансирование образования возможно либо при развитом социализме, либо при развитом капитализме. Ни то, ни другое к нам не относится, так что необходима внебюджетная поддержка образования. Если в течение ближайших десяти лет удастся выдержать 25-процентный рост расходов на образование, то к 2010 году финансирование школ достигнет лишь 75 процентов от требуемого объема, а профессионального образования - 90 процентов».
Таким
образом, государство не в полной
мере исполняет экономическую
Некоторую
надежду на улучшение финансирования
образовательных учреждений дает Указ
Президента от 28 декабря 2001 г. №1501 «О неотложных
мерах по улучшению финансирования
муниципальных
7
июля 2003 года принят Федеральный
закон №123 «О внесении изменений
и дополнений в отдельные
Статья
1 закона гласит: «Финансовое обеспечение
государственных гарантий прав граждан
на получение общедоступного и бесплатного
общего образования в муниципальных
общеобразовательных
Подобная формулировка была бы исчерпывающей, если бы в нашем законодательстве существовали четкие определения того, что такое «государственный стандарт» и что такое «федеральный норматив». Но их на сегодняшний день нет. В этой ситуации очевидно, что нормативы будут утверждаться на уровне субъектов Федерации исходя из средних фактических расходов образовательных учреждений. Однако это не совсем то, что предписывает указанный закон. Согласно ему региональные нормативы должны быть достаточными для реализации государственного стандарта общего образования. Но сколько стоит этот стандарт, что в него входит строгого определения нет.
Таким
образом, определив финансирование
образовательных учреждений за счет
местных бюджетов, государство заведомо
на законодательном уровне установило
дискриминацию в объемах
Перенесение центра финансовой ответственности за систему общего образования на местные бюджеты является объективным процессом. Но значительная дифференциация регионов по уровню доходов бюджетов подрывает принципы федерализма, единого образовательного пространства, общедоступности образования.
В связи с этим в сфере финансирования образования особое значение приобретает введение нормативов финансирования, которое можно рассматривать в качестве гарантии реализации права граждан на получение бесплатного общего образования, как основное условие для упорядочения межбюджетных отношений в сфере образования, а также как механизм защиты образовательного учреждения в вопросах финансирования.
Основным
видом ресурсов, выделяемых системе
образования в России, являются средства
бюджетов различных уровней, т. е. общественные
средства. В частности, в дневных общеобразовательных
учреждениях доля финансирования из средств
государственных и муниципальных бюджетов
в 2003–2004 гг. составляла соответственно
96,6 и 97%. В целом по системе образования
структура финансирования представлена
в табл. 1
Таблица 1. Общая структура финансирования системы образования в России
Объем финансирования | 2003 | 2004 | 2005 | |||||
Млрд.руб. | % к итогу | Млрд.руб | % к итогу | Млрд руб | % к итогу | |||
Консолидированный
бюджет, всего |
457,6 | 82,7 | 593,4 | 82,9 | 801,8 | 84,0 | ||
В
том числе:
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет субъектов РФ |
99,8 | 18,0 | 121,6 | 17,0 | 162,1 | 17,0 | ||
375,8 | 68,0 | 471,8 | 65,9 | 628,6 | 65,9 | |||
Платные услуги системы образования | 95,4 | 17,3 | 122,1 | 17,1 | 152,7 | 16,0 | ||
Объем всего | 553,0 | 100 | 715,5 | 100 | 954,5 |
100 |
Источник:Образование в Российской Федерации: 2006. Статистический ежегодник
ГУ
ВШЭ. — М: ГУ ВШЭ, 2006. — 528 с.
Как
видно, основным источником финансирования
образования являются бюджеты всех
уровней. Доля бюджетного финансирования
в общем объеме превышает 80% и
является довольно стабильным показателем.
Следует учитывать, что приведенные
данные включают, по сути только два
источника и не учитывают других,
например, добровольных пожертвований,
доходов от производства и реализации
образовательными учреждениями товаров
и необразовательных услуг. Доля их невелика,
в статистических материалах проследить
ее сложно.
2.3.Анализ
финансирования
Неудовлетворительное
финансирование образования является
одной из основных причин кризисных
ситуаций в системе образования.
В целом потребность образовательных
учреждений в финансовых средствах
обеспечивается за счет средств бюджетов
всех уровней менее чем на четверть.
Сохраняется тенденция сокращения
реального объема ассигнований на
нужды образования. В текущих
ценах они сократились
Задержки выплаты заработной платы работникам образовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации носят постоянный характер.
В
нарушение законодательства
не обеспечивается защита
образовательных учреждений
от штрафов и пеней, начисляемых
независимо от отсутствия или несвоевременности
финансирования из бюджетов.
Острейший
дефицит финансовых ресурсов породил
опасность потери лучшего из
того, что имелось и еще
имеется в системе образования
Российской Федерации. Сохраняют
угрозу углубления кризисные
тенденции в системе
Государственные
образовательные учреждения
и другие организации системы
образования вследствие отсутствия
бюджетных средств на оплату отопления,
электроснабжения и других коммунальных
услуг отключаются от систем жизнеобеспечения
в нарушение решений Правительства
Российской Федерации.
Далеко
не все положения законодательства
в области образования нашли
свое отражение в соответствующих
нормативных правовых актах органов
исполнительной власти, что создает
сложности в исполнении указанных
положений. Особой проблемой является
создание действенных механизмов контроля
за исполнением норм законодательства,
защиты прав субъектов образовательного
процесса, соблюдения гарантий
государства в области
Одной из проблем обеспечения деятельности высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений является усиление на федеральном уровне координации деятельности отраслевых систем высшего и среднего профессионального образования как в масштабе Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации.
В
последние годы отчетливо проявляются
тенденции ухудшения
Проблемами остаются отсутствие
необходимой преемственности
уровней дошкольного
В
ряде случаев в нарушение
Финансирование
учреждений высшего
профессионального образования
В целом остается
проблемой кадровое
обеспечение образовательных
учреждений. Сохраняется
устойчивая тенденция старения
педагогических работников
Ухудшается
положение с подготовкой кадров
для образовательных учреждений,
расположенных в сельской местности,
в районах Крайнего Севера,
на Дальнем Востоке и в Сибири.
Обеспечение прав граждан, проживающих
в сельской местности, на
получение качественного образования
является особенно большой проблемой.
Увеличение
количества негосударственных
образовательных учреждений всех уровней
образования создало проблему
необходимости усиления государственного
и общественного контроля их деятельности,
качества предлагаемого образования.
Особую озабоченность вызывает значительное
увеличение количества негосударственных
высших учебных заведений, их филиалов,
не имеющих необходимой учебной
базы и профессорско-
Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансирования