Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему, сравнимую, пожалуй, только с системой военно-промышленного комплекса. Если учесть, что в системе образования занято более 3 млн. человек, то она сосредоточивает в себе более 37 млн. человек, т.е. около 25% населения страны. А если учесть (что, в принципе, возможно сделать) еще и всех слушателей различных курсов, центров, кружков, секций, станций юных техников и др., то число получится весьма внушительное. Можно представить, какая это громадная часть нашего общества. На содержание системы образования обществом направляются большие ресурсы, главным образом - бюджетные средства. Консолидированный бюджет системы образования (только государственной и муниципальной) составляет более 1033 млрд. руб., или около 12% всей расходной части бюджета.

Содержание

Введение
1. Образовательное учреждение, понятие и классификация
1.1. Типы и виды образовательных учреждений
2. Финансирование образовательных учреждений
2.1. Определение финансирования образовательных учреждений, основные принципы финансирования
2.2. Источники финансирования образовательных учреждений
2.3. Анализ финансирования образовательных учреждений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы бюдж.учрежд.docx

— 51.40 Кб (Скачать)

     Примечание. В названиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений может  содержаться указание на их вид в  зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом:

"I вида" - в названиях учреждений для  глухих;

"II вида" - в названиях учреждений для  слабослышащих и позднооглохших;

"III вида" - в названиях учреждений для  слепых;

"IV вида" - в названиях учреждений для  слабовидящих и поздноослепших;

"V вида" - в названиях учреждений для  имеющих тяжелые нарушения речи;

"VI вида" - в названиях учреждений для  имеющих нарушения опорно-двигательного  аппарата;

"VII вида" - в названиях учреждений для  имеющих задержку психического  развития;

"VIII вида" - в названиях учреждений  для умственно отсталых 

Образовательные учреждения дополнительного  образования взрослых

     Образовательным учреждением дополнительного образования  взрослых является образовательное  учреждение дополнительного образования, в котором лица в возрасте старше 18 лет составляют не менее 50 процентов  от общего количества обучающихся.

     Образовательные учреждения дополнительного образования  взрослых могут быть следующих видов:

  • академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (высшая школа);
  • межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • учебные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки (учебные центры обучения работников на производстве);
  • курсы повышения квалификации (школы технического обучения);
  • иные образовательные учреждения, реализующие дополнительные образовательные программы дополнительного образования взрослых.
 

Образовательные учреждения дополнительного  образования детей

     Это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого — развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

     Существуют  следующие виды учреждений:

  • центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;
  • дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • дома детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
  • станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детская экологическая (эколого-биологическая) станция;
  • детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
  • детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);
  • специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);
  • детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
 

Другие  учреждения, осуществляющие образовательный  процесс

     Дополнительные  образовательные программы и  дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего  удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

     В пределах каждого уровня профессионального  образования основной задачей дополнительного  образования является непрерывное  повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием федеральных государственных образовательных стандартов. 

  1. Финансирование  образовательных  учреждений
    1. Определение финансирования образовательных учреждений,

    основные  принципы финансирования

     Финансирование - обеспечение необходимыми финансовыми  ресурсами затрат на осуществление  определенной деятельности. В нашем  случае - на осуществление образовательного процесса, т.е. на реализацию одной или  нескольких образовательных программ и/или содержание (воспитание) обучающихся, воспитанников. Финансирование предполагает:

  • целевое использование средств - расходование средств на установленные заранее определенные цели;
  • безвозвратность - предоставленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются, не возмещаются;
  • плановость - средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
  • выделения средств по мере их расходования;
  • экономность - правильное и рациональное расходование средств.

     В общем, определение более объемное, но вполне приемлемое. Следует добавить, что эти принципы финансирования в полном объеме включены в действующий  бюджетный процесс.

     Сметное финансирование - предоставление денежных средств из государственного бюджета  для покрытия расходов учреждений непроизводственной сферы, как правило, не имеющих собственных доходов. Сметное финансирование осуществляется (точнее должно осуществляться) в точном соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом профиля и особенностей деятельности бюджетных учреждений. Затраты группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой смете. Потребность в средствах обосновывается соответствующим расчетом по каждому виду расходов. Не допускаются расходы, не предусмотренные сметой или превышающие сметные ассигнования, а также увеличение затрат за счет каких-либо других источников. 

        2.2.Источники финансирования образовательных учреждений

     Одним из основных законодательных актов, определяющим источники финансирования образовательных учреждений, является закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 (в ред. от 10.01.2003 г. №11-ФЗ) [4], согласно которому, финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе  государственных (в том числе ведомственных)  и местных нормативов  финансирования,  определяемых  в расчете на   одного обучающегося,  воспитанника  по  каждым  типу,  виду  и категории образовательного учреждения.

     Исключение  составляют малокомплектные сельские школы - норматив их финансирования должен учитывать затраты, не зависящие  от количества обучающихся.

     При реализации образовательными учреждениями образовательных программ применяются  различные методики образовательного процесса и образовательных технологий, но финансирование таких образовательных  учреждений не   влечет  за  собой  увеличения норматива финансирования. Данный аспект представляется наследием  доперестроечных времен. Современные  технологии включают в себя использование  компьютерной техники, техническое  оборудование кабинетов и т.п., которые  требуют дополнительного сверхнормативного  финансирования вследствие высокой  стоимости.

     Учитывая, что федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений, устанавливаемые  федеральным законом, являются минимально допустимыми, образовательные учреждения, применяющие современные технологии образовательных программ вынуждены искать дополнительные источники финансирования.

       Формирование  местных  бюджетов   в   части   расходов   на  образование   и   соответствующих   фондов  развития  образования,  разработка и принятие местных   нормативов  финансирования  системы   образования находится в исключительной  компетенции органов местного  самоуправления.

     Региональные  и  местные  нормативы  финансирования  должны учитывать   специфику   образовательного   учреждения    и    быть достаточными  для  покрытия  средних  по данной территории текущих расходов,  связанных  с образовательным процессом  и  эксплуатацией зданий,   сооружений   и  штатного  оборудования  образовательного учреждения.                                                      

     Схема   финансирования  государственного  и  муниципального образовательных  учреждений определяется  типовыми  положениями  об образовательных  учреждениях соответствующих типов  и видов.

     Образовательное    учреждение     независимо     от     его организационно - правовой   формы  вправе  привлекать  дополнительные финансовые,  в том  числе валютные, средства за счет предоставления  платных  дополнительных  образовательных  и   иных предусмотренных уставом  образовательного учреждения услуг, а  также за счет добровольных пожертвований  и целевых взносов физических  и   юридических  лиц,  в  том  числе иностранных граждан и  иностранных юридических лиц. При  этом, привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров его финансирования за счет бюджетных средств.

     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения среднего профессионального  и высшего профессионального  образования вправе осуществлять сверх  финансируемых за счет бюджетных  средств заданий (контрольных цифр)  по  приему  обучающихся  подготовку  и переподготовку  работников  квалифицированного  труда  (рабочих  и служащих) и специалистов соответствующего  уровня  образования  по договорам  с физическими и юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

     Государственные и муниципальные образовательные  учреждения вправе    оказывать   населению,   предприятиям,   учреждениям   и организациям   платные   дополнительные   образовательные   услуги (обучение    по    дополнительным    образовательным   программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия  с  обучающимися  углубленным изучением предметов и другие услуги),  не  предусмотренные  соответствующими   образовательными программами и государственными образовательными стандартами.     

     Доход  от  указанной  деятельности   государственного   или муниципального   образовательного   учреждения   за  вычетом  доли учредителя (собственника) реинвестируется в данное образовательное  учреждение,  в  том  числе  на  увеличение  расходов на заработную плату,  по его усмотрению.  Данная  деятельность  не  относится  к  предпринимательской.                                              

     При оказании платных образовательных  услуг следует иметь ввиду, что  они не могут быть оказаны вместо образовательной   деятельности,   финансируемой  за  счет  средств  бюджета.  В противном случае  средства,  заработанные  посредством  такой   деятельности,   изымаются   учредителем   в   его  бюджет.

     Согласно  закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 в редакции от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом.                       

     К    предпринимательской    деятельности   образовательного  учреждения относятся:                                            

  • реализация и  сдача  в  аренду  основных  фондов  и  имущества  образовательного учреждения;                                     
  • торговля покупными товарами, оборудованием;                  
  • оказание посреднических услуг;                               
  • долевое участие  в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;                                  
  • приобретение акций,  облигаций,  иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;                          
  • ведение приносящих   доход  иных  внереализационных  операций,  непосредственно   не   связанных   с   собственным   производством  предусмотренных   уставом   продукции,   работ,   услуг   и  с  их  реализацией.

Информация о работе Типы и виды образовательных учреждений, источники их финансирования