Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:07, реферат
В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате
решений, принятых органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
приводящих к увеличению бюджетных
расходов или уменьшению бюджетных доходов
местных бюджетов.
В региональных
бюджетах высока доля расходов на оказание
финансовой помощи муниципальным образованиям,
которая достигает 26% общих расходов.
Следует отметить, что региональные
бюджеты являются весомым источником
бюджетного финансирования расходов на
сельское хозяйство и рыболовство (44% всех
расходов консолидированного бюджета
Российской Федерации), на транспорт, дорожное
хозяйство и информатику — 58% расходов.
Велика роль региональных бюджетов в финансировании
промышленности, энергетики и строительства
— более 57% расходов консолидированного
бюджета России, жилищно-коммунального
хозяйства — более 30%, здравоохранения
— 45%, культуры и искусства — 32%. Развитие
производительных сил, рост производства
новых видов химической и биологической
продукции, химизация сельского хозяйства,
увеличение числа городов и городского
населения усиливают нагрузку на природу,
приводят к резким нарушениям природной
среды. Это отрицательно сказывается на
условиях жизни населения и требует увеличения
затрат общества на поддержание необходимого
состояния окружающей среды. Поэтому одной
из постоянно возрастающих статей расходов
региональных бюджетов являются ассигнования
на охрану окружающей среды, через которые
проходит примерно 30% бюджетных расходов
на эти цели. До недавнего времени почти
все финансирование охраны окружающей
среды производилось за счет средств ведомств
и предприятий. Но с переходом предприятий
и организаций на самоокупаемость наблюдается
тенденция к снижению участия предприятий
в природоохранных мероприятиях, так как
это ведет к удорожанию продукции и ухудшению
их финансового состояния. Кроме того,
следует отметить, что ведомственное финансирование
охраны окружающей среды зачастую недостаточно
эффективно, поскольку мероприятия не
всегда скоординированы, а средства распыляются.
В этих условиях возрастает роль бюджетного
финансирования, в том числе за счет региональных
бюджетов. Все в большей степени по каналам
этих бюджетов будут финансироваться
мероприятия развитию систем водоснабжения
и канализации, мусоропереработки и захоронению
бытовых отходов, защите водных, лесных,
земельных ресурсов от результатов хозяйственной
деятельности.
Местные бюджеты.
Местное самоуправление — обязательный
компонент демократического государственного
строя. Оно осуществляется самим населением
через свободно избранные им представительные
органы. Местные представительные и исполнительные
органы для выполнения возложенных на
них функций наделяются определенными
имущественными и финансово-бюджетными
правами.
Финансовой базой
местных органов власти являются
их бюджеты. Бюджетные и имущественные
права, предоставленные этим органам,
дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение
предприятиями и получать от них доходы.
Экономическая сущность местных бюджетов
проявляется в их назначении. Они выполняют
следующие функции:
формирование
денежных фондов, являющихся финансовым
обеспечением деятельности местных
органов власти;
распределение
и использование этих фондов между
отраслями народного хозяйства;
контроль за
финансово-хозяйственной
Важное значение
имеют местные бюджеты в
Основные налоговые
доходы бюджетов поселений.
В бюджеты поселений
зачисляются:
доходы от следующих
местных налогов по нормативам:
земельного налога
— 100%;
налога на имущество
физических лиц — 100%;
доходы от следующих
федеральных налогов и сборов,
налогов:
налога на доходы
физических лиц — 10%;
единого сельскохозяйственного
налога — 30%;
налоговые доходы
от федеральных и (или) региональных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, по
нормативам отчислений, установленным
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации;
налоговые доходы
от федеральных, региональных и (или) местных
налогов и сборов, налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, по
нормативам отчислений, установленным
представительными органами муниципальных
районов.
В бюджеты муниципальных
районов зачисляются:
1) налоговые
доходы от следующих местных
налогов по нормативам:
земельного налога,
взимаемого на межселенных территориях,
— 100%;
налога на имущество
физических лиц, взимаемого на м селенных
территориях, — 100%;
2) налоговые
доходы от следующих
налога на доходы
физических лиц — 20%;
единого налога
на вмененный доход для отдельных
в деятельности — 90%;
единого сельскохозяйственного
налога — 30%;
государственной
пошлины (подлежащей зачислению по м
ту регистрации, совершения юридически
значимых действий или выдачи документов)
— 100%;
за выдачу разрешения
на распространение наружной рекламы.
Неналоговые доходы
местных бюджетов. Неналоговые доходы
местных бюджетов формируются за
счет части прибыли муниципальных
унитарных предприятий, остающейся после
уплаты налогов и иных обязательных платежей,
в размерах, устанавливаемых правовыми
актами органов местного самоуправления.
В бюджеты муниципальных районов и бюджеты
городских округов подлежит зачислению
плата за негативное воздействие на окружающую
среду по нормативу 40%. В бюджеты городских
округов и муниципальных районов, городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий
на розничную продажу алкогольной продукции,
выдаваемых органами местного самоуправления,
по нормативу 100%. В бюджеты поселений,
городских округов до разграничения государственной
собственности на землю поступают доходы
от продажи и передачи в аренду находящихся
в государственной собственности земельных
участков, расположенных в границах поселений,
городских округов и предназначенных
для целей жилищного строительства, по
нормативу 100%. В бюджеты муниципальных
районов до разграничения государственной
собственности на землю поступают доходы
от продажи и передачи в аренду находящихся
в государственной собственности земельных
участков, расположенных на межселенных
территориях и предназначенных для целей
жилищного строительства, по нормативу
100%. Представительные органы местного
самоуправления вправе вводить местные
налоги и сборы, устанавливать размеры
ставок по ним и предоставлять льготы
по их уплате в пределах прав, согласно
налоговому законодательству Российской
Федерации. Органы местного самоуправления
вправе определять порядок предоставления
отсрочек и рассрочек по уплате налогов
и иных обязательных платежей в части
сумм федеральных налогов или сборов,
региональных налогов или сборов, поступающих
в местные бюджеты, только при отсутствии
задолженности по бюджетным кредитам
местного бюджета перед бюджетами других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации и соблюдении предельного размера
дефицита местного бюджета и размера муниципального
долга.
Расходы местных
бюджетов
Данные расходы
наиболее ярко отражают последствия
экономических и социальных процессов
в стране. Главные стороны деятельности
местных органов власти — разработка
и осуществление планов экономического
и социального развития на подведомственной
им территории. Увеличение числа поселений,
осуществление мероприятий по развитию
жилищно-коммунального хозяйства и улучшению
благоустройства населенных мест увеличивают
расходы местных бюджетов. Возрастание
расходов связано с новым строительством
и с повышением уровня затрат на содержание
объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового
назначения.
В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ исключительно
из местных бюджетов финансируются следующие
функциональные виды расходов:
содержание органов
местного самоуправления;
формирование
муниципальной собственности и
управление ею;
организация, содержание
и развитие учреждений образования, здравоохранения,
культуры, физической культуры и спорта,
средств массовой информации, других учреждений,
находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного самоуправления;
содержание муниципальных
органов охраны общественного порядка;
организация, содержание
и развитие муниципального жилищно-коммунального
хозяйства;
муниципальное
дорожное строительство и содержание
дорог местного значения;
благоустройство
и озеленение территорий муниципальных
образований;
организация утилизации
и переработки бытовых отходов
(за исключением радиоактивных);
содержание мест
захоронения, находящихся в ведении
муниципальных органов;
организация транспортного
обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной собственности
или в ведении органов местного самоуправления;
обеспечение противопожарной
безопасности;
охрана окружающей
природной среды на территориях
муниципальных образований;
реализация целевых
программ, принимаемых органами местного
самоуправления;
обслуживание
и погашение муниципального долга;
целевое дотирование
населения;
содержание муниципальных
архивов;
проведение муниципальных
выборов и местных референдум
Главным направлением
использования средств местных
бюджетов являются расходы, связанные
с жизнеобеспечением человека. Это расходы
на социально-культурные мероприятия,
составляющие более половины всех расходов,
и на жилищно-коммунальное хозяйство —
20% всех расходов. Следует отметить, что
в расходах консолидированного бюджета
Российской Федерации на жилищно-коммунальное
хозяйство средства местных бюджетов
составляют 68%, на образование — 58 (на дошкольное
воспитание — 83%, начальное и общее среднее
образование — 83%), на здравоохранение
и физическую культуру — 55, социальную
политику — 41, культуру и искусство —
45%. Роль местных бюджетов в финансировании
отраслей народного хозяйства скромнее.
Тем не менее в общебюджетных расходах
на промышленность, энергетику и строительство
средства местных бюджетов составляют
22%, сельского хозяйства и рыболовства
— 11%, транспорта, дорожного хозяйства,
связи — 27%.
Структура расходов
отдельных видов местных
Одним из главных
направлений использования
Местным органам
подведомственна подавляющая
В расходах местных
бюджетов на социально-культурные мероприятия
наиболее быстрыми темпами растут затраты
на здравоохранение, просвещение и науку,
что связано с развитием сети медицинских
учреждений и расширением научных и проектных
работ, финансируемых из этих бюджетов
по проблемам градостроительства, комплексного
развития административно-