Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 12:07, реферат
В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Тема: Территориальные финансы
РЕФЕРАТ
по курсу «Финансы
и кредит»
по теме
Территориальные
финансы
1. Сущность и
состав территориальных
В современном
мире ускорился процесс развития
демократических принципов в
государственном устройстве и управлении.
Во многих странах обязательный компонент
демократического государственного строя
— местное самоуправление, осуществляемое
самим населением через свободно избранные
им представительные органы. Для выполнения
функций, возложенных на территориальные
представительные и исполнительные органы,
они наделяются определенными имущественными
и финансово-бюджетными правами.
В условиях демократии
одной из важнейших составных
частей финансовой системы государства
являются территориальные финансы,
которые охватывают территориальные
бюджеты (в Российской Федерации — это
собственно республиканские в составе
РФ, краевые, областные и окружные бюджеты,
бюджеты районов, городов, поселков, сельских
поселений) и финансы субъектов хозяйствования,
используемые для удовлетворения территориальных
потребностей. Территориальные финансы
обеспечивают финансирование широкого
круга мероприятий, связанных с социально-культурным
и коммунально-бытовым обслуживанием
населения.
Таким образом,
территориальные финансы — это
система экономических отношений, посредством
которой распределяется и перераспределяется
национальный доход, фонд денежных средств,
используемых на экономическое и социальное
развитие территорий.
В последние
десятилетия во многих государствах
наблюдается регионализация экономических
и социальных процессов. Все в большей
мере функции регулирования этих процессов
переходят от центральных уровней государственной
власти к территориальным. Поэтому роль
территориальных финансов усиливается,
а сфера их использования расширяется.
Величина территориальных финансов растет
и во многих странах составляет превалирующую
часть финансовых ресурсов государства.
Через территориальные
финансы государство активно
проводит социальную политику. На основе
предоставления территориальным органам
власти средств для их бюджетов осуществляется
финансирование муниципальных объектов
образования, здравоохранения, коммунального
обслуживания населения, строительства
и содержания дорог. При этом круг финансируемых
мероприятий расширяется. За счет средств
территориальных бюджетов стали финансироваться
не только общеобразовательные школы,
но и высшие средние специальные учебные
заведения, крупные объекты здравоохранения,
мероприятия по внутренней безопасности,
правопорядку, охране окружающей среды
и др.
С помощью территориальных
финансов государство осуществляет
выравнивание уровней экономического
и социального развития территорий,
которые в результате исторических,
географических и других условий
отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Для преодоления такой отсталости
разрабатываются региональные программы.
Средства на осуществление формируются
за счет источников доходов соответствующих
административно-
Состав территориальных
финансов. Территориальные финансы можно
охарактеризовать и как совокупность
денежных средств, используемых на экономическое
и социальное развитие территорий. Главное
направление использования территориальных
финансов - финансовое обеспечение социальной
и частично производственной инфраструктуры.
Основным источником ее финансирования
стали бюджетные ассигнования и средства
субъектов хозяйствования (предприятия,
организации).
Основной составной
частью территориальных финансов являются
региональные бюджеты. В современных условиях
все в большей степени территориальные
органы власти призваны обеспечить комплексное
развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
Значительно возрастает их координационная
функция в экономическом и социальном
развитии территорий. Указанные факты
вызывают необходимость дальнейшего расширения
и укрепления финансовой базы территориальных
органов власти, решения проблем, связанных
с совершенствованием методов формирования
и использования финансовых ресурсов
территорий.
Одним из звеньев
территориальных финансов являются
средства субъектов хозяйствования:
1) финансовые ресурсы предприятий,
находящихся в муниципальной
собственности (как правило, коммунальные
предприятия); 2) финансовые ресурсы предприятий,
фирм, организаций, используемые ими на
финансирование социально-культурных
и жилищно-коммунальных объектов.
Субъекты хозяйствования
для социальной поддержки своих
работников строят и приобретают
жилые дома, квартиры, детские дошкольные
учреждения, медицинские учреждения и
объекты для отдыха. В нашей стране, особенно
в новых городах, возникших на базе строящихся
предприятий, нередко почти вся социальная
инфраструктура находится в ведомственном
подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных
финансов превалируют средства предприятий,
направляемые на социальное развитие.
2. Правовая основа
территориальных финансов
Правовой основой
функционирования территориальных
финансов являются законодательные
акты, изданные в России с 1991 г.
Органы государственной
власти субъектов Российской Федерации
наделены бюджетными правами в соответствии
с Конституцией РФ и Бюджетным
кодексом РФ.
Субъекты Российской
Федерации вправе издавать свои законодательные
акты, регламентирующие бюджетные правоотношения
на подведомственной территории.
В области регулирования
бюджетных правоотношений к ведению
субъектов Российской Федерации
относятся:
установление
порядка составления и
составление и
рассмотрение проектов бюджетов Российской
Федерации и консолидированных бюджетов
субъектов Российской Федерации, утверждение
и исполнение бюджетов субъектов Российской
Федерации, осуществление контроля за
их исполнением и утверждение отчетов
об исполнении бюджетов субъектов Российской
Федерации и бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов;
распределение
доходов от региональных налогов
и сборов, иных доходов субъектов
Российской Федерации между бюджетом
субъекта Российской Федерации и
местными бюджетами;
определение порядка
направления в бюджет субъекта Российской
Федерации доходов от использования собственности
субъекта Российской Федерации, доходов
от налогов и сборов субъекта Российской
Федерации, иных доходов бюджета: субъекта
Российской Федерации;
разграничение
полномочий по осуществлению расходов
между бюджетом субъекта Российской Федерации
и порядка условий предоставления финансовой
помощи бюджетам субъектов Российской
Федерации;
определение порядка
и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из бюджета
субъекта Российской Федерации местным
бюджетам;
предоставление
финансовой помощи и бюджетных ссуд
из бюджета субъекта Российской Федерации
местным бюджетам;
установление
порядка и условий
определение перечня
и порядка осуществления
осуществление
государственных внутренних и внешних
заимствований субъекта Российской
Федерации и управление государственным
долгом субъекта Российской Федерации.
Представительные
органы субъектов Российской Федерации
вправе вводить региональные налоги и
сборы, устанавливать размеры ставок по
ним и вводить налоговые льготы в пределах
норм, предоставленных налоговым законодательством
Российской Федерации.
Правовой основой
функционирования местных бюджетов Российской
Федерации являются Конституция РФ, Бюджет;
кодекс РФ, Закон РФ «Об общих принципах
организации места самоуправления в РФ»,
принятый в 2003 г.
В Конституции
РФ (ст. 132) зафиксировано, что органы
местного самоуправления самостоятельно
формируют, утверждают и исполняют местный
бюджет, устанавливают местные налоги
и сборы.
Вопросы местных
бюджетов нашли отражение в ст.
15 Налогового кодекса, где установлены
виды местных налогов и сборов.
Компетенция органов
местного самоуправления в бюджетной
сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса,
в которой к ведению органов местного
самоуправления в регулировании бюджетных
правоотношений отнесено:
установление
порядка составления и
составление и
рассмотрение проектов местных бюджетов,
утверждение и исполнение местных
бюджетов, осуществление контроля за
их исполнением и утверждение отчетов
об исполнении местных бюджетов;
определение порядка
направления в местные бюджеты
доходов от использования муниципальной
собственности, местных налогов
и сборов, иных доходов местных
бюджетов;
определение порядка
и условий предоставления финансовой
помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;
предоставление
финансовой помощи и бюджетных ссуд
из местных бюджетов;
определение порядка
осуществления муниципальных
осуществление
муниципальных заимствований и
управление муниципальным долгом.
Бюджетным кодексом
также определены полномочия органов
местного самоуправления по формированию
доходов местных бюджетов. Представительные
органы местного самоуправления могут
вводить местные налоги и сборы,
устанавливать размеры ставок по
ним и предоставлять льготы по их уплате
в пределах прав, определенных налоговым
законодательством Российской Федерации.
Органы местного
самоуправления вправе предоставлять
налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов и иных обязательных
платежей в местные бюджеты в соответствии
с налоговым законодательством Российской
Федерации в пределах лимитов предоставления
налоговых кредитов, отсрочек по уплате
налогов и иных обязательных платежей,
определенных правовыми актами представительных
органов местного самоуправления о бюджете.
Однако отсрочки по уплате налогов и иных
обязательных платежей в части сумм федеральных
налогов или сборов, поступающих в местные
бюджеты, предоставляются только при отсутствии
задолженности по бюджетным ссудам местного
бюджета перед бюджетами других уровней
бюджетной системы Российской Федерации
и соблюдении предельного размера дефицита
местного бюджета и размера муниципального
долга, установленных Бюджетным кодексом.
В Бюджетном
кодексе (гл. 16) зафиксированы права
муниципальных образований на получение
финансовой помощи из региональных бюджетов.
Важным шагом
в развитии финансово-бюджетных
прав местных органов самоуправления
стал Закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 28 августа
1995 г. №154-ФЗ и новая редакция этого Закона
от 6 октября 2003 г. В Законе зафиксировано,
что федеральные органы государственной
власти, органы государственной власти
субъектов Российской Федерации обеспечивают
муниципальным образованиям (городам,
районам, поселкам, селам) минимальные
местные бюджеты, что минимально необходимые
расходы местных бюджетов устанавливаются
законами субъектов Российской Федерации
на основе нормативов минимальной бюджетной
обеспеченности.
Далее говорится,
что доходная часть минимальных бюджетов
обеспечивается путем закрепления на
долговременной основе федеральным законом
и законами субъектов Российской Федерации
доходных источников.
Закон устанавливает,
что финансовые средства, необходим
для осуществления органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий, ежегодно предусматриваются
соответственно в федеральном бюджете
и в бюджетах субъектов Российской Федерации.
Кроме того, увеличение расходов или уменьшение
доходов местных бюджетов, возникшие в
результате решений, принятых федеральными
органами государственной власти и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, компенсируются органами, принявшими
решения. Решения этих орган реализуются
органами местного самоуправления в пределах,
переданных им в качестве компенсации
средств.