Сущность, виды и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 17:31, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
Целью исследования является изучение сущности, функций, классификации структуры налогов.
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы.
Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.
Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3


ГЛАВА 1. Понятие налогов и их роль…………………….............

1.1. Понятие налогов, характеристики налогового платежа…………

1.2. Условия эффективности налоговой системы……………………..

ГЛАВА 2. Структура и сущность налоговой системы………….

2.1. Способы взимания налогов…………………………………………..

2.2. Виды налогов, Налоговые ставки, Виды налоговых сборов…….

2.3. Элементы налогов……………………………………………………..

ГЛАВА 3. Основные функции налогов…………………………..

3.1. Классификация налогов……………………………………………...

3.2. Иные виды классификации налогов……………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая!!!!.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Местные налоги устанавливаются на основании решений органов местного самоуправления и зачисляются, как правило, только в доход местных бюджетов. 

Существуют  также иные виды классификаций  налогов и сборов. 

 В  зависимости от характера определения  ставок налоги могут распределяться  на раскладочные и квонтитивные. 

      Если  в основе определения налоговой  ставки (или ставок) лежит задача получения конкретной суммы средств  для финансирования определенных расходов и далее эта сумма на основе какого-то принципа «раскладывается» на налогоплательщиков, то такие налоги принято называть раскладочными. Раскладочные налоги достаточно широко применялись в ранние периоды развития налоговых систем. Так, в России подобный принцип налогообложения в отношении купечества и промышленников в значительной мере действовал на протяжении всего XIX в. В современных налоговых системах раскладочные налоги встречаются значительно реже. Это в основном местные налоги. Так, например, в значительной части муниципалитетов в Канаде ежегодно ставка налога на имущество для формирования местных бюджетов определяется делением необходимой плановой суммы расходов на стоимость имущества на территории муниципалитета. Таким образом, необходимая муниципалитету сумма средств «раскладывается» пропорционально стоимости имущества. 

      Квонтитивными (количественными, долевыми) называются те налоги, которые, в противоположность раскладочным, исходят не из необходимости покрыть определенные расходы, а из необходимости сформировать некоторый фонд денежных средств. Предполагается, что эти налоги учитывают возможность налогоплательщика уплатить налог.

      В Российской Федерации достаточно широко используется еще один критерий классификации  имеющихся налогов и сборов —  в зависимости от принципа, положенного  в основу при определении адресата — получателя средств от данного  налога (конкретного бюджета).

      Исходя  из этого принципа налоги разделяются  на собственные (закрепленные) и регулирующие. 

      Собственные (закрепленные) налоги — это те налоги, которые на длительный срок полностью или частично закрепляются за тем или иным бюджетом в качестве источников его финансирования. Так, налог на имущество предприятий является закрепленным налогом субъектов Федерации. Средства от данного налога закреплены за бюджетами субъектов РФ. Это их собственные налоги и собственные источники доходов. Субъекты РФ обязаны оставлять часть поступлений от данного налога в тех муниципалитетах, на территории которых расположены соответствующие имущественные объекты. Собственным налогом является и таможенная пошлина для федерального бюджета, поскольку поступления от данного налога формируют доход федерального бюджета.

      Регулирующие  налоги — те налоги, отчисления (нормативы, иной механизм распределения) от которых могут пересматриваться ежегодно в процессе формирования бюджета соответствующего уровня на будущий год. К числу регулирующих налогов относятся: НДС, по которому фактически ежегодно устанавливается норматив зачисления средств в доход бюджетов субъектов Федерации4; акцизы; налог на доходы физических лиц. Эти налоги являются регулирующими в отношениях между федеральным и субфедеральными (региональными) бюджетами. Но можно назвать и регулирующие налоги для субфедерального и местного уровней. Так, во многих субъектах Федерации налоги на прибыль, на доходы физических лиц, равно как и налог на имущество предприятий, выступают регулирующими в отношениях между региональным (субъекта Федерации) и местными бюджетами. Нормативы, в соответствии с которыми поступления этих налогов «расщепляются» между региональным и местными бюджетами, устанавливаются в ежегодных актах о бюджете соответствующего субъекта Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 
 

На пути к  рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. Налоги и налоговая система не могут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика. В настоящее время происходят изменения в Налоговом Кодексе, направленные на решение двух первостепенных задач: снижение налогового бремени и сближение российского законодательства с международными стандартами. 

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      Налоги  выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

      Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

      а) гасить возникающие "сбои" в системе  распределения;

      б)  заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

      Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

      Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. 

Особой проблемой  остается переход к сугубо экономическим  формам взаимоотношений производителей с государством, преодоление экономически необоснованного вмешательства  государственных ведомств в деятельность предприятий. Одним из главных рычагов регулирующих экономические взаимоотношения товаропроизводителей с государством, становится налоговая система, которая должна содействовать деловой активности и предпринимательству, выходу страны из кризиса. Налоги являются одной из основных форм прибавочного продукта и доходов в современном цивилизованном обществе. Они не только сохраняют капиталы общества, но и формируют источники для их достаточно быстрого накопления с целью совершенствования производства. 

Современная налоговая  система, должна соответствовать переходному  состоянию экономики, отражать и  формировать отношения между  субъектами и их интересами, прежде всего между государством, заинтересованным в получении финансовых средств, трудовым коллективом, заинтересованным в повышении собственных доходов, и хозяйствами.  
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:  

1. Андриянов  В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической  теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, - 335с

2. Курс экономической  теории: Учеб. пособие / А.Н. Тур, М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович и др.; Под. ред. М.И. Плотницкого, А.Н. Тура.- Мн.: «Мисанта», 1998.-432 с. 

3. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие  / Э.А. Лотохина, В.В. Козловский, В.Н.  Бусько и др.; Под ред. Э.А.  Лотохиной.- Мн.: Тесей, 2003.-320 с. 

4. Налоги и  налогообложение в России: Учебник  для вузов/ Л.Н. Лыкова,

Москва, Издательство БЕК, 2001г. 

5. информация  с сайта:  http:// www.5ballov.ru/ 
 
 
 
 

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов